Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия жизни





 

Немецкий философ Фридрих Ницше (1844–1900) наряду с А. Шопенгауэром считается одним из основателей современной антирационалистической философии жизни. Он испытал сильное влияние метафизики искусства А. Шопенгауэра[5] и новых музыкальных идей Р. Вагнера[6], немаловажное значение в формировании его взглядов имела и теория борьбы за существование Ч. Дарвина. Произведения Ницше носили художественно-философский характер, за что часто подвергались критике и осуждению.

 

Основные работы Ницше: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Так говорил Заратустра» (1883–1884), «По ту сторону добра и зла» (1886). Программное произведение – «Воля к власти», но оно не было завершено при жизни автора. Накопленные материалы под названием «Воля к власти» (1889–1901) были изданы после смерти Ф. Ницше при содействии его сестры.

 

Согласно концепции Ницше, мир – это бытие в себе, которое бессмысленно и хаотично. Оно чуждо и непостижимо для человека и только в искусстве оно способно обрести краски и оттенки, придающие ему смысл. Человеческая жизнь является постоянной жестокой борьбой за существование, переполненной стрессами. Для того, чтобы выжить в таких условиях, человек должен чем-то ограждать себя от них. Такой мощной защитой, по мнению Ницше, должен стать мир искусства. Сам же человек исходя из воззрений философа является либо творцом, либо материалом для творчества. В соответствии с этим всех людей он разделил на три своеобразные категории. К первой отнес обладающих высоким интеллектом, т.е. наделенных «духовным преимуществом», ко второй – тех, достоинством которых является большая физическая сила и темперамент, и к третьей – не обладающих ни тем, ни другим, т.е. посредственных. В любом человеческом обществе большинство представляет третья категория, первых и вторых меньшинство. Тем не менее именно они и составляют элиту или высшую касту. Само по себе существование посредственности Ницше считал необходимым элементом для того, чтобы появились исключения, т.е. «посредственностью обусловлена культура в ее высоком развитии». Он являлся сторонником высокого аристократического искусства, которое призвано служить немногим избранным. Таким образом, элитарная теория искусства Ницше не оставляет никакого места народу в творческом процессе человеческой истории. Творцами истинной культуры может стать раса варваров, завоевателей и людей, которые обладают еще не надломленной силой воли и стремлением к власти.

Элитарное искусство Ницше представлял в виде противостояния дионисийского и аполлоновского начал. Аполлоновское – созерцательное и упорядочивающее начало, т.к. Аполлон символизирует стремление к гармонии и покою. Он является воплощением «божественной мудрости и красоты», которая одерживает победу над страданием. Дионисийское начало, в противоположность ему, чувственно и иррационально. Дионис представляет собой олицетворение стихии жизни и бурной природы. Таким образом, согласно теории Ницше, культура развивается, преодолевая противоборство двух начал. Подчинение Диониса Аполлону порождает трагедию. По мнению самого философа, именно трагическое мировосприятие, исходящее из этих двух начал, позволило эллинской культуре в свое время достигнуть небывалого подъема.

 

Основной мыслью, проходящей через все творчество Ницше, стала убежденность в том, что нравственные принципы не могут быть навязаны обществом, традицией, религией или воспитанием. Человек вправе сам осуществлять собственный выбор. Тех же, кто в большей степени доверяет не собственной природе, а социальным установкам, Ницше называл рабами.

 

Ф. Ницше был глубоко убежден, что современное ему мышление поражено нигилизмом [7], сущность которого состоит в обесценивании высших идеалов. В итоге это приводит к декадансу[8] и вырождению человечества, т.к. нигилизм ведет к потере смысла существования. В результате побеждает рационализм, господствующей становится мораль стадного человека и стремление к социальному равенству, что находит выражение в христианстве, социализме и т.д. Все это Ницше назвал «пассивным нигилизмом», которому противопоставил «активный нигилизм». Позже критики назвали это суждение «аристократическим цинизмом», суть которого заключалась в отрицании всех ранее принятых ценностей и утверждении новых – «воли к власти», морали «сверхчеловека» и др.

 







Date: 2015-07-27; view: 354; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию