Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюционистская школа





 

Стремительно развивавшаяся наука Нового времени, направленная на исследование природы, ставила своей целью выявить объективные законы ее развития. Аналогичные попытки предпринимались и в отношении истории культуры в XIX в. этнографами представителями эволюционистской школы. Согласно их научной концепции, для общественного развития были характерны:

● идея психического становления человека и единообразия развития культур;

● однолинейность формирования культур – от простого к сложному;

● обязательность выделения стадий развития для всех обществ;

● идея общественного прогресса, когда эволюция доминирует над регрессом[1].

Английский ученый Эдуард Тэйлор (Тайлор) (1832–1917) – один из основоположников этнографии и антропологии, считается основателем эволюционистской теории развития культуры. Формирование его взглядов как ученого совпало с тем временем, когда в западной науке накопилось достаточное количество сведений о народах, находящихся на примитивной стадии развития, что впоследствии привело к возникновению эволюционистских теорий.

 

Фундаментальный труд Тэйлора «Первобытная культура» (1871) наиболее полно представляет эволюционистскую концепцию, в ходе изложения которой последовательно отстаивается идея прогрессивного развития культур. Исследуя различные культуры, автор приходит к мысли о том, что все они имеют общие закономерности становления, поэтапно проходя стадии от дикости к цивилизации, от примитивных форм к постоянно усложняющимся. Таким образом, он пришел к выводу, что, изучая примитивные культуры, можно восстановить модель развития человечества.

 

Тем не менее наряду с явным достоинством, в естественнонаучной концепции Тэйлора присутствует и существенный недостаток, заключающийся в том, что все явления культуры изучались вне связи друг с другом. Культура же в целом, по его мнению, представляла некую совокупность элементов, включающую знания, верования, искусства, орудия труда, технику и т.д. Потому у эволюционистов не сложилось единой картины поступательного развития человечества.

Наиболее пристальное внимание Тэйлор уделял религии – одному из самых ярких явлений культуры. В свое время он получил известность как автор анимистической теории [2], согласно которой анимизм стал первой верой после выделения человека из массы животных. С течением времени из идеи души развились более сложные представления, в том числе и мировые религии. Учение о душе стало основной частью религиозной философии. В процессе развития культуры оно подвергалось различным эволюционным изменениям. Тем не менее по мнению автора, понятие о душе во все времена оставалось неизменным. Пристальное внимание Тэйлора к первобытным представлениям о душе в дальнейшем сыграло важную роль в развитии гуманитарной мысли.

 

Одним из родоначальников эволюционизма справедливо считается и Герберт Спенсер (1820–1903) – английский философ, биолог, психолог и социолог.

 

Фундаментальный труд«Основы социологии» (1873). Научное открытие Г. Спенсера состоит в том, что он впервые применил принцип естественного отбора Ч. Дарвина к культурной эволюции.

 

◘ Главная идея работы – «общий закон эволюции», суть которого состоит в том, что всякое развитие начинается с увеличения числа различных элементов культуры. Чем больше составных частей в какой либо культуре, тем более развитой можно ее считать.

По мнению Спенсера, в ходе эволюции тесно взаимодействовали два процесса: дифференциации и интеграции[3]. Исходя из этого он сформулировал «общий закон эволюции», суть которого состоит в том, что всякое развитие начинается с увеличения числа различных элементов культуры. Этот рост в свою очередь приводит к их дифференциации, когда элементы начинают выполнять специфические функции. При этом чем больше составных частей в какой-либо культуре, тем более развитой можно ее считать. В процессе интеграции неизбежен отбор наиболее устойчивых структурных элементов. Так, например, человек постоянно вынужден приспосабливать свое поведение к определенным стереотипам, принятым в конкретном обществе. В итоге его поведение подчиняется законам естественного отбора, когда «полезные» обычаи должны выжить, а «вредные» прекратить свое существование. Следовательно, согласно воззрениям Спенсера, общественная жизнь в целом представляет не что иное как арену, на которой постоянно происходит борьба отдельных индивидов или целых групп за выживание. Успех выпадает на долю тех, кто сильнее или наиболее приспособлен.


Характерной чертой классического эволюционизма стала идея эволюционного неравенства рас. В работах Спенсера, в частности, нередко употребляются понятия «высшая» раса и «низшая» раса. Он одним из первых высказал предположение о том, что отсталые культуры были созданы людьми физически, умственно и морально неполноценными. Этот тезис впоследствии довольно удачно опровергли другие ученые.

Для культурологической науки работы Спенсера ценны еще и тем, что именно он ввел в употребление такие понятия, как «функция», «структура», «культурный институт». Открытие именно этих важнейших для культурологии элементов дало основание считать его предшественником функционализма.

 

Еще одним ярким представителем эволюционистской школы стал Льюис Генри Морган (1818–1881) – американский историк, этнограф и социолог, один из родоначальников антропологии, этнологии и культурологии. Свой классический труд «Древние общества» (1877) он посвятил исследованию вопросов возникновения семьи, собственности и родоплеменной организации. Тщательно изучив быт и обычаи индейцев, Морган пришел к идее рода как основной ячейке первобытного общества. Первобытный род он считал сложнейшим социокультурным институтом, который является продуктом высокоразвитого общества и выполняет важнейшие культурные функции. По представлению Моргана, род был изобретен интеллектуальными людьми в одном месте, а затем заимствован другими в силу его высокой эффективности. Кроме того, Морган стал одним из первых исследователей семьи как социокультурного института, в развитии которого выделил пять основных сменяющих друг друга форм:

1) кровнородственную – брачную общность между всеми лицами одного поколения;

2) пуналуальную семью – брак нескольких братьев с несколькими женщинами-неродственницами;

3) парную – непрочное и лишенное экономической основы соединение супругов;

4) промежуточную патриархальную семью с выраженной властью мужа;

5) моногамную – прочное соединение супругов с властью мужа как частного собственника[4].

Моргану принадлежит заслуга в попытке периодизации древней истории культуры, отправной точкой которой стал принцип «изобретения – открытия». Важнейшие изобретения, такие, как например, открытие огня, земледелие, скотоводство, изобретение железа и т.д. стали вехами в эволюции древнего общества и обозначили переход от одного типа культуры к другому.

 







Date: 2015-07-27; view: 910; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию