Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура процесса обучения





 

Житейское понимание обучения — изучение наук, освоение знания. Весь гигантский потенциал науки во все времена был направлен, по существу, на одну цель — дать максимально совпадающие объяснения картины мира. Пред­полагается, что человек, изучивший науки, удостоверится в доказательности этих объяснений, для него не будет подлежать сомнению, например, закон все­мирного тяготения или периодическая система химических элементов. Дей­ствительно, практические действия и поступки человека опираются на что-то твердо установленное, но в то же время человек постоянно испытывает потреб­ность искать и открывать все новые стороны окружающего мира.

С античных времен «знание» почиталось философами как высшая тайна. Великий средневековый мыслитель Ф. Аквинский даже приходил к убежде­нию, что «знать» — это значит «нематериально становиться другим».

Педагогику всегда интересовало, как это происходит, как организуется про­цесс постижения знаний и преобразование у познающего человека всех его отношений к миру и к самому себе. Великий Я. А. Коменский так определял обучение: «Учить (docere) —делать так, чтобы известное кому-то одному узнал и другой. Здесь нужны три стороны: (1)обучаемый, ученик, который 1)спосо­бен и 2) жаден до учения; (2) обучающий — учитель, который должен уметь, мочь и хотеть учить; (3) способ преподавания учения, куда входят примеры, правила, упражнения»53.

Современная педагогическая теория не оспаривает эту первую теоретическую попытку обосновать структурную модель процесса обучения, разве что допол­няет «три стороны» еще несколькими компонентами и пытается установить связи между целями, содержанием, средствами, методами и формами обучения. С раз­витием педагогической науки представления об этих связях менялись.

До середины XX века связи между компонентами процесса обучения пред­ставлялись как линейные, последовательные: считалось, что цель обучения обусловливает его содержание, а содержание — методы, которые, в свою оче­редь, определяют организационные формы обучения. Современное представ­ление о процессе обучения строится на ином понимании взаимосвязей его ком-

-------------

53 Коменский Я. А. Сочинения. М., 1997. С. 473.

 

Рис. 10. Структура процесса обучения

понентов: это связи системообразующие, то есть цель обучения выступает в качестве главного, системообразующего компонента всего процесса обучения.

Характеристике компонентов процесса обучения посвящены следующие параграфы этой части, а пока обратим внимание на два из них: на «обучающе­гося» и на «обучаемого». Очень велик соблазн представить обучение как прямую «передачу» знаний от учителя к ученику. Однако в жизни очень часто учитель обнаруживает, что ученики усвоили совсем не то и не так, как он преподавал. Процесс обучения в его педагогической характеристике представляет собой, преж­де всего, взаимодействие двух процессов; учения (деятельность «обучающегося») и преподавания (деятельность «обучающего»).

В разные исторические периоды, в разных педагогических парадигмах, в конкретных типах школ «учение» и «преподавание» взаимодействуют всегда по-разному. Это одна из великих тайн обучения.

УЧЕНИЕ — познавательная деятельность ученика. Понятия «познаватель­ная деятельность» и «учение» не стоит считать синонимами. Познавательной деятельностью занимается ученый-исследователь, открывающий новые свой­ства каких-либо явлений и обосновывающий закономерности, инженер-кон­структор, разрабатывающий проект нового технического устройства. Учение — особый вид познавательной деятельности, которая осуществляется в процессе обучения. Как и всякая деятельность, учение имеет свою структуру, представ­ленную тремя главными компонентами: содержательным, мотивационным и операционным.

 







Date: 2015-07-25; view: 590; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию