Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура процесса обучения
Житейское понимание обучения — изучение наук, освоение знания. Весь гигантский потенциал науки во все времена был направлен, по существу, на одну цель — дать максимально совпадающие объяснения картины мира. Предполагается, что человек, изучивший науки, удостоверится в доказательности этих объяснений, для него не будет подлежать сомнению, например, закон всемирного тяготения или периодическая система химических элементов. Действительно, практические действия и поступки человека опираются на что-то твердо установленное, но в то же время человек постоянно испытывает потребность искать и открывать все новые стороны окружающего мира. С античных времен «знание» почиталось философами как высшая тайна. Великий средневековый мыслитель Ф. Аквинский даже приходил к убеждению, что «знать» — это значит «нематериально становиться другим». Педагогику всегда интересовало, как это происходит, как организуется процесс постижения знаний и преобразование у познающего человека всех его отношений к миру и к самому себе. Великий Я. А. Коменский так определял обучение: «Учить (docere) —делать так, чтобы известное кому-то одному узнал и другой. Здесь нужны три стороны: (1)обучаемый, ученик, который 1)способен и 2) жаден до учения; (2) обучающий — учитель, который должен уметь, мочь и хотеть учить; (3) способ преподавания учения, куда входят примеры, правила, упражнения»53. Современная педагогическая теория не оспаривает эту первую теоретическую попытку обосновать структурную модель процесса обучения, разве что дополняет «три стороны» еще несколькими компонентами и пытается установить связи между целями, содержанием, средствами, методами и формами обучения. С развитием педагогической науки представления об этих связях менялись. До середины XX века связи между компонентами процесса обучения представлялись как линейные, последовательные: считалось, что цель обучения обусловливает его содержание, а содержание — методы, которые, в свою очередь, определяют организационные формы обучения. Современное представление о процессе обучения строится на ином понимании взаимосвязей его ком- ------------- 53 Коменский Я. А. Сочинения. М., 1997. С. 473.
Рис. 10. Структура процесса обучения понентов: это связи системообразующие, то есть цель обучения выступает в качестве главного, системообразующего компонента всего процесса обучения. Характеристике компонентов процесса обучения посвящены следующие параграфы этой части, а пока обратим внимание на два из них: на «обучающегося» и на «обучаемого». Очень велик соблазн представить обучение как прямую «передачу» знаний от учителя к ученику. Однако в жизни очень часто учитель обнаруживает, что ученики усвоили совсем не то и не так, как он преподавал. Процесс обучения в его педагогической характеристике представляет собой, прежде всего, взаимодействие двух процессов; учения (деятельность «обучающегося») и преподавания (деятельность «обучающего»). В разные исторические периоды, в разных педагогических парадигмах, в конкретных типах школ «учение» и «преподавание» взаимодействуют всегда по-разному. Это одна из великих тайн обучения. УЧЕНИЕ — познавательная деятельность ученика. Понятия «познавательная деятельность» и «учение» не стоит считать синонимами. Познавательной деятельностью занимается ученый-исследователь, открывающий новые свойства каких-либо явлений и обосновывающий закономерности, инженер-конструктор, разрабатывающий проект нового технического устройства. Учение — особый вид познавательной деятельности, которая осуществляется в процессе обучения. Как и всякая деятельность, учение имеет свою структуру, представленную тремя главными компонентами: содержательным, мотивационным и операционным.
Date: 2015-07-25; view: 590; Нарушение авторских прав |