Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология коллективного дела





 

Эта технология родилась в практике «педагогики общей заботы», создан-. ной замечательным ленинградским ученым-педагогом И. П. Ивановым. Ее блестящим воплощением стали в конце прошлого столетия Фрунзенская ком­муна в Ленинграде, «Искатель» в Туле, «Каравелла» в Свердловске, «Бриган­тина» в Чите, яркая система воспитания во всероссийском лагере «Орленок». В наши дни из жизни детей и подростков ушла система пионерской и комсо­мольской организации, утрачено представление о коммунарской воспитатель­ной системе, но технология коллективного дела по-прежнему востребована как современная организация содружества детей и взрослых, как технология твор­ческого самоопределения в коллективной деятельности.

Сама форма воспитания — «дело» — серьезно противостоит мероприятию и игре. Дело предполагает преобразование действительности на пользу людям. С точки зрения технологии воспитания, здесь важны четыре главных начала: про­дуктивность, общественная значимость, коллективность, творчество.

Какие педагогические условия обеспечивают эти составляющие коллектив­ного дела?

 

1. Дело представляет собой самостоятельно (совместно с воспитателем и другими взрослыми) организованное событие, результатом которого станет по­ложительное социальное преобразование и самостроительство личности каждо­го воспитанника.

Коллективные дела могут выстраиваться в различных содержательных областях:

□ трудовые — «Город мастеров», «Радость малышам»;

□ общественно-политические — «Салют ветеранам», «Вахта памяти»;

□ познавательные — «Защита фантастических проектов», «Турнир звездо­четов»;

 


□ художественные — «Фестиваль народных талантов», «Золотая осень»;

□ спортивные — «Снежная фантазия», «Веселая спартакиада».

 

Коллективное дело не может быть "спущено сверху», даже предложено вос­питателем. Его следует найти, обратив свое внимание к событиям и фактам реальной жизни, к поиску единомышленников и тех, кто нуждается в помощи. Этот прием у И. П. Иванова называется «разведка дел и друзей».

2. Коллективное дело — это проявление гражданской творческой заботы (это не «Труд-работа», а «Труд-забота»).

Любое дело должно проходить проверку определением: «На пользу кому?», «На радость кому?». Это могут быть незнакомые люди (пожилые пенсионе­ры), малыши в соседнем детском саду, родители, ровесники в сельской школе, зимующие в городе птицы, животные в зоопарке. Для того чтобы у воспитан­ников возникла такая направленность на заботу, воспитатель должен поддер­жать их желание действовать, увлечь перспективой поиска («Давайте вместе подумаем», «Давайте представим, как бы мы на месте...»), обратить внимание на области героического, необычного, малоизвестного (в истории, в изучении природы) или фантастического, веселого.

 

3. Коллективная организация деятельности участников дела.

«Краеугольным камнем» технологии коллективного дела является работа микрогрупп. Механизм включения микрогрупп в коллективную деятельность достаточно прост: все, что затевается («разведка», анализ идей и проектов, пла­нирование, подготовка и проведение дела, коллективное обсуждение), начи­нается и заканчивается в микрогруппах. Каждая микрогруппа действует само­стоятельно, часто «по секрету» от других, но не изолированно. Тенденции соревнования не «перевешивают» возможности кооперации и сотрудничества, действия всех микрогрупп сливаются в единое общее дело.

Деятельностью микрогрупп руководит Совет дела. Его состав достаточно подвижен: каждое новое коллективное дело требует нового Совета. Сюда вхо­дят и те воспитанники, кто умеет придумывать что-то новое, интересное, и те, кто умеет «загораться», быстро включаться в деятельность.

Кроме того, в технологическом оснащении коллективного дела большое значение имеют «чередующиеся творческие поручения», которые даются отдель­ным участникам дела и микрогруппам. Поручение может быть зафиксировано в знаках отличия (повязках, эмблемах, значках и др.), и они при смене поруче­ний переходят к новым исполнителям. Такие знаки отличия не только выра­жают содержательный смысл поручения (например, «затейники», «летопис­цы», «репортеры»), но и фиксируют определенный опыт, традиции этого поручения, которые передаются вместе со знаками отличия.

Важная роль в создании коллективных переживаний и коллективного опы­та принадлежит «огонькам» — обсуждениям «в кругу». В конце каждого дня участники дела садятся в круг и друг за другом («по солнышку») высказывают свое мнение и оценку общему делу («что сегодня получилось, а что — нет; кому от наших дел сегодня было хорошо; что сделать, чтобы не повторить сегод­няшнюю ошибку»).


 


4. Основное правило коллективного деда — «Все творчески — иначе зачем?!»

Дело должно строиться на механизме импровизации, выдумки, поиска но­вого. Длительная подготовка, репетиции, официально разработанные сцена­рии здесь неприемлемы. Ситуация коллективного дела должна воспринимать­ся его участниками как часть реальной жизни, как жизненная проблема, которую следует принять как свою собственную, значимую и интересную лич­но тебе и твоим товарищам.

Атмосфера коллективного дела должна быть насыщена творчеством, сюр­призами, розыгрышами, шутками, здесь должны царить мажорное настрое­ние и готовность создать «радость по секрету».

 

Технологический алгоритм коллективного творческого дела представлен шестью последовательными стадиями. На каждой стадии создаются новые цели, обновляются отношения между участниками дела, меняются формы и способы их деятельности. (Технология каждой стадии коллективного дела и их наименования даны И. П. Ивановым.)

 

Первая стадия — «Предварительная работа»

Начинается организация различных направлений коллективного поиска дела: в какой области деятельности, в связи с какими знаменательными собы­тиями, каким людям сможем помочь. Проводятся «нацеливающие» меропри­ятия: «стартовая беседа», «анкета желаний», «разведка дел и друзей».

 

Вторая стадия — «Коллективное планирование дела»

Проводится «сбор-старт»: сначала в каждой микрогруппе обсуждаются пред­варительные идеи дела (Что проведем? На радость и пользу кому? Где? Когда? С кем вместе?).

Затем все микрогруппы участвуют в коллективной дискуссии. Представи­тели групп по очереди берут слово, а остальные участники имеют право зада­вать вопросы, возражать или соглашаться. Эту воспитательную ситуацию иног­да называют «время на шум». Ведущий сбора (воспитатель или кто-либо из ребят) сталкивает разные мнения, просит их обосновать, развивает наиболее интересные предложения.

Сбор-старт заканчивается принятием коллективного решения (голосова­нием), выбирается Совет дела.

Сразу после сбора-старта проводится первый сбор Совета дела, где избира­ется его председатель, составляется план проведения дела. Определяются при­мерные поручения каждой микрогруппе в общей организации дела, например: нарисовать плакаты, пригласить гостей, подобрать музыкальное сопровожде­ние и др.

 

Третья стадия — «Коллективная подготовка дела»

Уточняется общий проект дела, его сроки и этапы. Каждая микрогруппа готовит свой «добрый сюрприз» как часть общего проекта. На этой стадии вос-

 

питатель и Совет дела должны приложить определенные усилия, чтобы между группами не возникло нездорового соперничества и вражды, чтобы более сла­бые в чем-то группы могли преодолеть трудности, увлечься делом, получить товарищескую помощь. Эта стадия — самая длительная по времени, поэтому здесь могут иметь место мероприятия и игры, которые будут способствовать расширению кругозора детей, создадут атмосферу увлеченности и романтики (например, экскурсия в Военно-морской музей, встреча с учеными-полярниками из Института Арктики и Антарктики, конкурсы песен о море и моряках). Иногда нужно организовать для отдельных микрогрупп (в тайне от других) ре­петиции песен, сценок. Кроме того, необходима специальная работа с веду­щими главного сбора: стоит написать план-сценарий, продумать музыкальные паузы и тексты-связки.


 

Четвертая стадия — «Проведение коллективного дела»

Эта стадия — своеобразная кульминация коллективного дела: главный сбор, праздник, многочасовой конкурс или эстафета творческих дел. Каждая мик­рогруппа раскрывает свои «секреты», представляет свои «сюрпризы», и они складываются в реализацию общего проекта.

Воспитатель может сам вести праздник, если это первые шаги коллектив­ной творческой деятельности детей, или только открывать и закрывать его. Вполне допустимо создать команду из взрослых участников дела (учителей, родителей), которая будет выступать в конкурсах наравне с детьми.

 

Пятая стадия — «Коллективное подведение итогов дела»

Эта стадия организуется сразу, на следующий день после проведения кол­лективного дела. Его участники проводят анализ собственной деятельности. Для этой цели избирается форма «сбора-огонька», где обсуждение происходит «по кругу» и строится вокруг вопросов: «Что получилось хорошо?», «Что не удалось и почему?», «Что предлагаем на будущее?»

Главная задача этой стадии — закрепить коллективные переживания вос­питанников и убедить их активно браться в дальнейшем за преобразование окружающих условий и обстоятельств жизни.

 

Шестая стадия — «Ближайшее последствие коллективного дела»

Здесь начинают осуществляться предложения, принятые на стадии кол­лективного подведения итогов: создаются творческие группы для разра­ботки идей нового коллективного дела, происходит смена «чередующихся творческих поручений». Коллектив вновь «загорается» поиском новых дел и друзей.

Таким образом, технология коллективного дела представляет собой систему, которая своеобразно интегрирует технологию мероприятия и игры. Участни­ки дела проводят экскурсию и устный журнал, «концерт-ромашку» и конкурс,

 


играют в путешествие, в почту, в редакцию журнала... Они, по возможности, преобразуют реальные условия своей жизни или конструируют игровые обсто­ятельства, но главное, сообщают своей деятельности общественную значи­мость, рождающуюся в общей заботе об улучшении жизни. Эта технология ре­ально обеспечивает детскому коллективу опыт субъекта воспитания.







Date: 2015-07-25; view: 512; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию