Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для самоконтроля и размышления. I. Из перечисленных ниже утверждений выберите то, которое, на ваш взгляд, точнее всего определяет представление о результатах воспитания





I. Из перечисленных ниже утверждений выберите то, которое, на ваш взгляд, точнее всего определяет представление о результатах воспитания, или возразите, сформулируйте свою позицию.

«Результат воспитания — в умении и желании человека быть внутренне свободным, в уме­нии найти себя в жизни, в умении окружить себя любимыми и любящими людьми».

«Измерить результаты воспитания нельзя, но можно — заметить. И исключительно по жизни нашего воспитанника вне школы».

«Воспитывает все, и вот увидеть pезультаты картины воспитания действительно могут лишь ро­дители сегодняшних учеников, причем лет через пятьдесят, или люди, которые будут жить рядом и нуждаться в помощи. По большому счету, это и есть мера измерения воспитанности».

«Воспитать — это значит сформировать у ребенка совесть. Совесть — не орган внешнего контроля, а орган, согласующий человека с людьми и с самим собой».

«Настоящая воспитанность проявляется в повседневной жизни, в семье, в рабочем общении – там, где не надо “изображать из себя”, и человек виден таким, каков он есть».

«Тот, кто предъявляет себя окружающим как „хорошо воспитанный человек", как раз и демонстрирует подлинную невоспитанность».

«Главный признак воспитанностинравственная надежность человека. Про такого го­ворят: „порядочный человек”».

2. Как вы понимаете педагогический контекст соотношения:

- «Воспитание и жизнь»,

- «Воспитание или жизнь»,

- «Воспитание – жизнь»,

- «Воспитание. Жизнь»,

- «Воспитание в жизни».

Обоснуйте свою точку зрения. Объясните, как концептуально будет строиться процесс воспитания на основе каждой позиции?

3. Известный российский философ Г. С. Бытищев (1932-1990). занимавшийся фило­софскими проблемами образования, предлагал различать типы педагогических систем «сообразно их отношению к миру детства». Для этой цели он разработал своеобразный «вопросник».

□ К чему устремлено воспитание?

□ Как педагогика видит и принимает воспитуемого?

□ Кто воспитывает?

□ Как, каким ведущим методом?

□ Что именно воспитывает и чему учит?

□ В лоне какой культуры, каких ее сфер воспитываются дети?

□ Каков в идеале итог воспитания?

□ Характеристика воспитанника сточки зрения человеческого призвания.

 

Согласны ли вы с таким «алгоритмом» проявления концептуальной сущности педагогических систем? Можно ли с его помощью определить воспитательную направленность, например, системы воспитания прагматической педагогики, вальдорфской педагогики, педагогической системы В.А. Сухомлинского, педагогической концепции К. Роджерса, педагогической системы семьи Никитиных?

4. В. А. Сухомлинский писал: «Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, а не готовым человеком».

Справедливо ли это утверждение выдающегося педагога? Разверните, конкретизируйте мысль В.А. Сухомлинского, если вы согласны с его точкой зрения, или приведите свои аргументы, если не согласны.

5. Определите свою позицию по вопросу «Когда должно начинаться воспитание ребен­ка?». Наши предки считали, что как можно раньше, пока ребенок «поперек лавки лежит». Многие современные педагоги склоняются к признанию пренатального (внутриутробного) воспитательного взаимодействия матери и дитя на языке ощущений, эмоций, мыслей.

6. Стало хрестоматийным утверждение А. С. Макаренко, что «личность не воспитыва­ется по частям». С чем, в таком случае, связано стремление воспитателей специально выделять физическое, нравственное, умственное, эстетическое, экологическое, экономическое, политическое и другие направления воспитания?

7. Известный английский писатель и христианский проповедник Клайв Льюис в од­ной из своих статей отмечал, что в прежние времена воспитатели стремились сделать де­тей такими, какими хотели бы стать сами. Нынешние же воспитатели внушают детям цен­ностные суждения не потому, что верят в них сами, а потому, что это полезно обществу.

Как выдумаете, можно ли согласиться с К. Льюисом? Вам когда-нибудь приходилось встречаться с проявлением такого противоречия между воспитательной идеологией и жизнью?

8. В Павлышской средней школе, которой руководил В. А. Сухомлинский, существо­вал составленный им «Золотой список» из 200 лучших книг мировой литературы, которые его ученики должны были обязательно прочитать в школьные годы.


Назовите 10 лучших книг (на выбор, для дошкольников, младших школьников, подрост­ков, юношества) без которых, на ваш взгляд, невозможно современное воспитание ребенка.

9. Должно ли современное воспитание полностью отказаться от принуждения, признав, что это лишь способ, обеспечивающий послушание ребенка? Как бы вы отнеслись к мнению, что принуждение, напротив, позволяет поставить ребенка в позицию свободно­го выбора?

Свои суждения постройте в логике воображаемой беседы с родителями младших школь­ников (подростков, старшеклассников).

10. В периодической печати и на телеэкране нередко появляются сюжеты о школьных республиках и их президентах, о выборах детских правительств, сенатов и др. Можно ли считать подобные деловые игры проявлением детского самоуправления или они, скорее, призваны давать опыт индивидуальной конкуренции в подготовке будущей политической элиты?

11. Закончите высказывания и разверните свои аргументы:

«Процесс воспитания следует отличать от...»;

«Формализм в воспитании приводит к…»;

«Образ Родины складывается у детей под влиянием...».

12. Обратитесь к Интернет-источникам и отберите информацию на тему «Проблемы патриотического воспитании в современном отечественном образовании». Определите свое отношение к прочитанному. Подготовьте по результатам своих изысканий тезисы.

 







Date: 2015-07-25; view: 1584; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию