Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания для самоконтроля и размышления. I. Из перечисленных ниже утверждений выберите то, которое, на ваш взгляд, точнее всего определяет представление о результатах воспитания
I. Из перечисленных ниже утверждений выберите то, которое, на ваш взгляд, точнее всего определяет представление о результатах воспитания, или возразите, сформулируйте свою позицию. «Результат воспитания — в умении и желании человека быть внутренне свободным, в умении найти себя в жизни, в умении окружить себя любимыми и любящими людьми». «Измерить результаты воспитания нельзя, но можно — заметить. И исключительно по жизни нашего воспитанника вне школы». «Воспитывает все, и вот увидеть pезультаты картины воспитания действительно могут лишь родители сегодняшних учеников, причем лет через пятьдесят, или люди, которые будут жить рядом и нуждаться в помощи. По большому счету, это и есть мера измерения воспитанности». «Воспитать — это значит сформировать у ребенка совесть. Совесть — не орган внешнего контроля, а орган, согласующий человека с людьми и с самим собой». «Настоящая воспитанность проявляется в повседневной жизни, в семье, в рабочем общении – там, где не надо “изображать из себя”, и человек виден таким, каков он есть». «Тот, кто предъявляет себя окружающим как „хорошо воспитанный человек", как раз и демонстрирует подлинную невоспитанность». «Главный признак воспитанности — нравственная надежность человека. Про такого говорят: „порядочный человек”». 2. Как вы понимаете педагогический контекст соотношения: - «Воспитание и жизнь», - «Воспитание или жизнь», - «Воспитание – жизнь», - «Воспитание. Жизнь», - «Воспитание в жизни». Обоснуйте свою точку зрения. Объясните, как концептуально будет строиться процесс воспитания на основе каждой позиции? 3. Известный российский философ Г. С. Бытищев (1932-1990). занимавшийся философскими проблемами образования, предлагал различать типы педагогических систем «сообразно их отношению к миру детства». Для этой цели он разработал своеобразный «вопросник». □ К чему устремлено воспитание? □ Как педагогика видит и принимает воспитуемого? □ Кто воспитывает? □ Как, каким ведущим методом? □ Что именно воспитывает и чему учит? □ В лоне какой культуры, каких ее сфер воспитываются дети? □ Каков в идеале итог воспитания? □ Характеристика воспитанника сточки зрения человеческого призвания.
Согласны ли вы с таким «алгоритмом» проявления концептуальной сущности педагогических систем? Можно ли с его помощью определить воспитательную направленность, например, системы воспитания прагматической педагогики, вальдорфской педагогики, педагогической системы В.А. Сухомлинского, педагогической концепции К. Роджерса, педагогической системы семьи Никитиных? 4. В. А. Сухомлинский писал: «Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, а не готовым человеком». Справедливо ли это утверждение выдающегося педагога? Разверните, конкретизируйте мысль В.А. Сухомлинского, если вы согласны с его точкой зрения, или приведите свои аргументы, если не согласны. 5. Определите свою позицию по вопросу «Когда должно начинаться воспитание ребенка?». Наши предки считали, что как можно раньше, пока ребенок «поперек лавки лежит». Многие современные педагоги склоняются к признанию пренатального (внутриутробного) воспитательного взаимодействия матери и дитя на языке ощущений, эмоций, мыслей. 6. Стало хрестоматийным утверждение А. С. Макаренко, что «личность не воспитывается по частям». С чем, в таком случае, связано стремление воспитателей специально выделять физическое, нравственное, умственное, эстетическое, экологическое, экономическое, политическое и другие направления воспитания? 7. Известный английский писатель и христианский проповедник Клайв Льюис в одной из своих статей отмечал, что в прежние времена воспитатели стремились сделать детей такими, какими хотели бы стать сами. Нынешние же воспитатели внушают детям ценностные суждения не потому, что верят в них сами, а потому, что это полезно обществу. Как выдумаете, можно ли согласиться с К. Льюисом? Вам когда-нибудь приходилось встречаться с проявлением такого противоречия между воспитательной идеологией и жизнью? 8. В Павлышской средней школе, которой руководил В. А. Сухомлинский, существовал составленный им «Золотой список» из 200 лучших книг мировой литературы, которые его ученики должны были обязательно прочитать в школьные годы. Назовите 10 лучших книг (на выбор, для дошкольников, младших школьников, подростков, юношества) без которых, на ваш взгляд, невозможно современное воспитание ребенка. 9. Должно ли современное воспитание полностью отказаться от принуждения, признав, что это лишь способ, обеспечивающий послушание ребенка? Как бы вы отнеслись к мнению, что принуждение, напротив, позволяет поставить ребенка в позицию свободного выбора? Свои суждения постройте в логике воображаемой беседы с родителями младших школьников (подростков, старшеклассников). 10. В периодической печати и на телеэкране нередко появляются сюжеты о школьных республиках и их президентах, о выборах детских правительств, сенатов и др. Можно ли считать подобные деловые игры проявлением детского самоуправления или они, скорее, призваны давать опыт индивидуальной конкуренции в подготовке будущей политической элиты? 11. Закончите высказывания и разверните свои аргументы: «Процесс воспитания следует отличать от...»; «Формализм в воспитании приводит к…»; «Образ Родины складывается у детей под влиянием...». 12. Обратитесь к Интернет-источникам и отберите информацию на тему «Проблемы патриотического воспитании в современном отечественном образовании». Определите свое отношение к прочитанному. Подготовьте по результатам своих изысканий тезисы.
Date: 2015-07-25; view: 1584; Нарушение авторских прав |