Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы обучения





 

Закономерности процесса обучения, как мы уже заметили, — это объектив­ные тенденции, которые действуют независимо от того, знает ли конкретный учитель об их существовании. Именно поэтому развивающее и воспитываю­щее влияние обучения может оказаться положительным или отрицательным.

 

А вот принципы обучения — это теоретические положения, которые фор­мулируются педагогами-теоретиками, иногда опытными творческими мето­дистами и учителями-новаторами. Принципы обучения декларируют своеобраз­ные нормы «дидактического поведения», соблюдение которых дает возможность достичь цели обучения с учетом его известных закономерностей.

Принципы обучения имеют свою историю в педагогической науке. Впервые дидактические принципы провозгласил Я. А. Коменский. Он отстаивал идею о том, что процесс обучения закономерно имеет природосообразный харак­тер. Как и все в природе, обучение, считал Я. А. Коменский, проходит три стро­го последовательные ступени: «начало», «продолжение», «конец». Даже житей­ский взгляд на мир мог найти подтверждение такой последовательности в движении светового дня от восхода к полудню и к закату, в росте цветка, в эта­пах жизни человека. Я. А. Коменский настаивал на том, что и процесс обуче­ния объективно протекает так же:

□ «начало» — ступень ощущения, где действуют органы чувств;

□ «продолжение» — ступень осмысления, где в работу вступает разум;

□ «конец» — ступень упражнений.

Дидактические принципы системы Я. А. Коменского прямо указывали, как строить такое закономерно природосообразное обучение. Первый принцип его дидактики — наглядность («золотое правило дидактики» именовал он его). До Я. А. Коменского наглядность, конечно, использовалась в обучении с древних времен, но... как метод, то есть отдельные учителя по своей воле и разумению, когда хотели что-либо пояснить ученикам, могли обратить их внимание, на­пример, на летящих птиц или на часы городской ратуши. У Коменского на­глядность— принцип! И это значит, что, если любой учитель, в любой школе, на уроке по любому предмету хочет научить своих учеников, он должен снача­ла дать «пищу» их органам чувств, вызвать ощущение, создать наглядные об­разы в их сознании раньше словесных знаний.

Второй принцип дидактики Я. А. Коменского — принцип сознательности и активности ученика в процессе обучения. Этот принцип требует от учителя, чтобы он обязательно добивался от учеников понимания, прежде чем матери­ал будет подлежать заучиванию. Не бессмысленная зубрежка и механическое повторение, а активное размышление над изучаемым является основой для достижения истинного знания.

Третий дидактический принцип Коменского — принцип упражнения. Он ут­верждал, что все, что понято учеником, должно быть закреплено в его памяти, в речи и в практических действиях. По-настоящему прочным может стать толь­ко то знание, в котором ученик многократно упражнялся.

Наконец, четвертый принцип дидактики Я. А. Коменского — принцип пос­ледовательности и систематичности обучения. Он считал, что в обучении, как и в природе, должен царить порядок: обучение должно начинаться своевре­менно, основное содержание обучения следует четко распределить по годам обучения и предметам, определить занятия на каждый учебный день и каждый урок. Я. А. Коменский советовал избирать неторопливый темп обучения, что­бы все изучалось последовательно от начала до завершения и чтобы все после-

 

дующее основывалось на предыдущем; учебный материал следует выстраивать от более общего к более частному, от более легкого к более трудному, от извес­тного детям к неизвестному.

Эти дидактические принципы «работали» в практике обучения не одно сто­летие. Каждое новое поколение дидактов-теоретиков и учителей-практиков их развивало, углубляло, конкретизировало применительно к особенностям сво­его времени.

Как строится современная система дидактических принципов? Как она ре­ализует сегодняшние цели обучения и сегодняшний уровень понимания зако­номерностей процесса обучения?

Законы логики требуют рассмотрения каждого принципа обучения отдель­но, чтобы понять его суть и природу. Но при этом следует помнить, что все дидактические принципы, о которых далее пойдет речь, существуют только во взаимосвязи друг с другом. Так образуется система дидактических принципов, где закономерности обучения, выполняя свою системообразующую функцию, как бы «удерживают» принципы во взаимосвязи.

В современных концепциях образования ясно определено, что не ученик приспосабливается к системе обучения, а система обучения строится таким образом, чтобы учесть основные запросы развивающейся и воспитывающейся личности: стремление реализовать себя в познании, общении и практической деятельности, раскрыть свои природные свойства и способности, утвердиться в главных жизненных ценностях.


Важно также обратить внимание на то, что все дидактические принципы, выстраиваясь в систему, соотносятся с целями, содержанием, формами и спо­собами обучения. Именно поэтому, в первую очередь, принципы выражают сущность дидактической концепции — они декларируют и диктуют: каким должно быть содержание обучения, как построить систему методов, какие фор­мы педагогического взаимодействия предпочесть.

Условная классификация современных дидактических принципов содержит три группы.

 

I. Принципы, предопределяющие цели обучения как закономерно реализуемые «дидактические идеалы»

 

1. Принцип ценностной направленности обучения.

Этот принцип предполагает, прежде всего, ценностное переосмысление содержания обучения, создание для учащихся ситуаций переживания своего отношения к главным жизненным ценностям.

Еще А. Н. Леонтьев замечал, что наше обучение насыщено значениями и не насыщено смыслами. Значимыми для современного обучения являются:

□ личностные смыслы учения и жизни ученика, а не объем знаний по пред­метам;

□ опыт самостоятельной учебной деятельности, а не отдельные предмет­ные умения и навыки;

□ социальный опыт личности ученика, а не количество усвоенной инфор­мации.

 

Этот принцип требует не только устанавливать результаты обучения по традиционным критериям оценки знаний, умений и навыков, но и фиксиро­вать личностный рост учащихся, меру освоения ими системы жизненных ценностей.

2. Принцип равных возможностей.

Этот принцип является основой демократически организованного обуче­ния. Система государственного образования обязана предоставить всем уча­щимся равные возможности для обучения. Государственный образовательный стандарт выступает своеобразным гарантом такой демократической меры.

Этот принцип не исключает, а даже подчеркивает, что необходимо созда­вать особые условия для тех, кто по состоянию здоровья не может учиться в обычном учебном заведении. Этот принцип требует от учителя принимать лю­бого учащегося таким, каков он есть изначально, ориентироваться на ученика как на личность.

 

3. Принцип сотрудничества.

Этот принцип требует создания в учебном процессе атмосферы взаимопо­нимания, доверия и совместной деятельности. Он прямо воплощает идею Л. С. Выготского: развитие ребенка в обществе, преобразование социального в индивидуальное происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и свер­стниками. Любое знание по природе своей социально, поэтому оно может воз­никнуть только как результат совместных стремлений людей к познанию, как результат взаимодействия и сотрудничества.

Кроме того, сотрудничество учителя и учащихся объективно делает обуче­ние диалогичным, более личностным. В ситуации сотрудничества учитель не формирует свойства личности своих учеников, а как бы «востребует» в учеб­ном процессе их природные задатки и субъектный жизненный опыт.

Выстраивая обучение на принципе сотрудничества, учитель должен отка­заться от жестких способов принуждения, контроля, формального оценива­ния, а чаще стимулировать учебную деятельность учащихся, создавая им ситу­ации успеха, самоуважения, заботы, взаимопомощи.

 







Date: 2015-07-25; view: 529; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию