Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы обучения
Закономерности процесса обучения, как мы уже заметили, — это объективные тенденции, которые действуют независимо от того, знает ли конкретный учитель об их существовании. Именно поэтому развивающее и воспитывающее влияние обучения может оказаться положительным или отрицательным.
А вот принципы обучения — это теоретические положения, которые формулируются педагогами-теоретиками, иногда опытными творческими методистами и учителями-новаторами. Принципы обучения декларируют своеобразные нормы «дидактического поведения», соблюдение которых дает возможность достичь цели обучения с учетом его известных закономерностей. Принципы обучения имеют свою историю в педагогической науке. Впервые дидактические принципы провозгласил Я. А. Коменский. Он отстаивал идею о том, что процесс обучения закономерно имеет природосообразный характер. Как и все в природе, обучение, считал Я. А. Коменский, проходит три строго последовательные ступени: «начало», «продолжение», «конец». Даже житейский взгляд на мир мог найти подтверждение такой последовательности в движении светового дня от восхода к полудню и к закату, в росте цветка, в этапах жизни человека. Я. А. Коменский настаивал на том, что и процесс обучения объективно протекает так же: □ «начало» — ступень ощущения, где действуют органы чувств; □ «продолжение» — ступень осмысления, где в работу вступает разум; □ «конец» — ступень упражнений. Дидактические принципы системы Я. А. Коменского прямо указывали, как строить такое закономерно природосообразное обучение. Первый принцип его дидактики — наглядность («золотое правило дидактики» именовал он его). До Я. А. Коменского наглядность, конечно, использовалась в обучении с древних времен, но... как метод, то есть отдельные учителя по своей воле и разумению, когда хотели что-либо пояснить ученикам, могли обратить их внимание, например, на летящих птиц или на часы городской ратуши. У Коменского наглядность— принцип! И это значит, что, если любой учитель, в любой школе, на уроке по любому предмету хочет научить своих учеников, он должен сначала дать «пищу» их органам чувств, вызвать ощущение, создать наглядные образы в их сознании раньше словесных знаний. Второй принцип дидактики Я. А. Коменского — принцип сознательности и активности ученика в процессе обучения. Этот принцип требует от учителя, чтобы он обязательно добивался от учеников понимания, прежде чем материал будет подлежать заучиванию. Не бессмысленная зубрежка и механическое повторение, а активное размышление над изучаемым является основой для достижения истинного знания. Третий дидактический принцип Коменского — принцип упражнения. Он утверждал, что все, что понято учеником, должно быть закреплено в его памяти, в речи и в практических действиях. По-настоящему прочным может стать только то знание, в котором ученик многократно упражнялся. Наконец, четвертый принцип дидактики Я. А. Коменского — принцип последовательности и систематичности обучения. Он считал, что в обучении, как и в природе, должен царить порядок: обучение должно начинаться своевременно, основное содержание обучения следует четко распределить по годам обучения и предметам, определить занятия на каждый учебный день и каждый урок. Я. А. Коменский советовал избирать неторопливый темп обучения, чтобы все изучалось последовательно от начала до завершения и чтобы все после-
дующее основывалось на предыдущем; учебный материал следует выстраивать от более общего к более частному, от более легкого к более трудному, от известного детям к неизвестному. Эти дидактические принципы «работали» в практике обучения не одно столетие. Каждое новое поколение дидактов-теоретиков и учителей-практиков их развивало, углубляло, конкретизировало применительно к особенностям своего времени. Как строится современная система дидактических принципов? Как она реализует сегодняшние цели обучения и сегодняшний уровень понимания закономерностей процесса обучения? Законы логики требуют рассмотрения каждого принципа обучения отдельно, чтобы понять его суть и природу. Но при этом следует помнить, что все дидактические принципы, о которых далее пойдет речь, существуют только во взаимосвязи друг с другом. Так образуется система дидактических принципов, где закономерности обучения, выполняя свою системообразующую функцию, как бы «удерживают» принципы во взаимосвязи. В современных концепциях образования ясно определено, что не ученик приспосабливается к системе обучения, а система обучения строится таким образом, чтобы учесть основные запросы развивающейся и воспитывающейся личности: стремление реализовать себя в познании, общении и практической деятельности, раскрыть свои природные свойства и способности, утвердиться в главных жизненных ценностях. Важно также обратить внимание на то, что все дидактические принципы, выстраиваясь в систему, соотносятся с целями, содержанием, формами и способами обучения. Именно поэтому, в первую очередь, принципы выражают сущность дидактической концепции — они декларируют и диктуют: каким должно быть содержание обучения, как построить систему методов, какие формы педагогического взаимодействия предпочесть. Условная классификация современных дидактических принципов содержит три группы.
I. Принципы, предопределяющие цели обучения как закономерно реализуемые «дидактические идеалы»
1. Принцип ценностной направленности обучения. Этот принцип предполагает, прежде всего, ценностное переосмысление содержания обучения, создание для учащихся ситуаций переживания своего отношения к главным жизненным ценностям. Еще А. Н. Леонтьев замечал, что наше обучение насыщено значениями и не насыщено смыслами. Значимыми для современного обучения являются: □ личностные смыслы учения и жизни ученика, а не объем знаний по предметам; □ опыт самостоятельной учебной деятельности, а не отдельные предметные умения и навыки; □ социальный опыт личности ученика, а не количество усвоенной информации.
Этот принцип требует не только устанавливать результаты обучения по традиционным критериям оценки знаний, умений и навыков, но и фиксировать личностный рост учащихся, меру освоения ими системы жизненных ценностей. 2. Принцип равных возможностей. Этот принцип является основой демократически организованного обучения. Система государственного образования обязана предоставить всем учащимся равные возможности для обучения. Государственный образовательный стандарт выступает своеобразным гарантом такой демократической меры. Этот принцип не исключает, а даже подчеркивает, что необходимо создавать особые условия для тех, кто по состоянию здоровья не может учиться в обычном учебном заведении. Этот принцип требует от учителя принимать любого учащегося таким, каков он есть изначально, ориентироваться на ученика как на личность.
3. Принцип сотрудничества. Этот принцип требует создания в учебном процессе атмосферы взаимопонимания, доверия и совместной деятельности. Он прямо воплощает идею Л. С. Выготского: развитие ребенка в обществе, преобразование социального в индивидуальное происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Любое знание по природе своей социально, поэтому оно может возникнуть только как результат совместных стремлений людей к познанию, как результат взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, сотрудничество учителя и учащихся объективно делает обучение диалогичным, более личностным. В ситуации сотрудничества учитель не формирует свойства личности своих учеников, а как бы «востребует» в учебном процессе их природные задатки и субъектный жизненный опыт. Выстраивая обучение на принципе сотрудничества, учитель должен отказаться от жестких способов принуждения, контроля, формального оценивания, а чаще стимулировать учебную деятельность учащихся, создавая им ситуации успеха, самоуважения, заботы, взаимопомощи.
Date: 2015-07-25; view: 529; Нарушение авторских прав |