Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спасение от угроз, которые несет технический прогресс, — не в том, чтобы его остановить, в том, чтобы управлять им





Ошибки в расчете и управлении неизбежны, но из этого не следует, что надо отказаться от прогресса, чтобы вообще ничего не рассчитывать и ничем не управлять. Из этого следует лишь то, что надо стараться совершать поменьше ошибок.

Вывод антитехницистов о гибельности технического прогресса для человечества несостоятелен. Выход из противоречий и трудностей, которые в ходе него возникают, возможен. Для этого есть три пути.

Во-первых — развитие науки и инженерии. Именно они дают средства спасения от нежелательных для человечества последствий технического прогресса. Например, чтобы решать экологическую проблему, нужно не отказываться от всякого воздействия на природу, а разумно, на основе научного подхода строить взаимодействие человека с нею. Разумная деятельность человека должна стать фактором, обеспечивающим не только сохранение, но и улучшение экологических условий жизни человечества за счет рационального природопользования.

Во-вторых — развитие духовной и социальной культуры, утверждение гуманистических ценностей и идеалов, которым должен служить технический прогресс, и нацеливание его на то, чтобы он способствовал реализации этих ценностей и идеалов. Только так можно предотвратить, например, опасность превращения человека в раба техники.

В-третьих — совершенствование системы управления обществом. Именно это должно обеспечить принятие и выполнение решений, обеспечивающих безопасность технического прогресса. Например, чтобы успешно решать глобальные проблемы (угроза применения ядерного оружия, разрушение озонового слоя атмосферы и пр.), необходимы мир и сотрудничество всех стран Земли, развитие и укрепление системы международных организаций.

3. Культура как коммуникативно-информационная система

1. Происхождение и развитие коммуникации в человеческом обществе

Одним из важнейших условий существования и развития культуры является возможность обмена информацией. Общение людей создает предпосылки для накопления информации в человеческом обществе и передачи ее последующим поколениям.

Вначале этот процесс осуществлялся преимущественно в устной форме. Затем письменность обеспечила человека коллективной памятью, которая в виде печатных книг распространилась среди огромного числа людей. Развитие информации стало гораздо более систематичным благодаря письменности и книгопечатанию.

Изменения в средствах общения между людьми или в средствах коммуникации являются критерием оценки уровня развития культуры человеческого общества. Так, канадский исследователь масс-медиа М. Маклюэн считает, что принципы современного человеческого общежития сложились под влиянием становления, развития и совершенствования средств коммуникации. Всю историю человечества Маклюэн делит на три фазы:

1. Период «устного трайбализма» (tribe — род, племя). На этом этапе люди объединялись в первобытные общины, не имели письменности. Отношения между ними носили естественный, гармоничный характер.

2. «Век алфавита» — эпоха письменности. Кульминацией этого периода стало изобретение книгопечатания, что обеспечило, в свою очередь, возможность множеству людей получить доступ к знаниям. Это способствовало «деколлективизму» и развитию индивидуализма.

3. «Электронный век» — распространение электронных технологий (телевидения, компьютерной сети Интернет). Это предоставило возможность почти всему человечеству стать непосредственными свидетелями и участниками историко-культурного процесса, происходящего на нашей планете. Как указывает М. Маклюэн, в этот период устанавливается «электронный трайбализм», т. е. происходит становление новой электронной цивилизации с ее характерными признаками.

Анализируя эволюционное развитие человечества, можно увидеть прямую зависимость глобальных изменений в культуре от появления новых способов передачи и фиксации информации. Вербальная (устная) форма фиксации мысли была построена на принципе непосредственной обратной связи, предполагавшем возможность уточнения, повторения, внушения мысли собеседнику (апелляции к человеку), что коренным образом изменило сам характер мышления Переход к письменной форме культуры ввиду самого характера коммуникации предполагал меньшую возможность эмоционального, образного изменения. Звучащее слово заменили абстрактным знаком письменности, существующим вне времени, что позволило многократно к нему обращаться, но потребовало предварительного обучения. Мысль, отчужденная и зафиксированная письменно, явилась формой закрепления личности в социуме. Письменность способствовала развитию общественного сознания и единению людей, говорящих на одном языке.

Появление печати (технического тиражирования) произвело колоссальный переворот в человеческом сознании самой технологией производства и характером восприятия печатного текста как такового. Во-первых, типографское изготовление книги стало первым производственным процессом, при котором человек с помощью механизированной и разбитой на строго определенные операции технологии обрел возможность получать любое количество идентичных копий. Во-вторых, книга из штучного и, следовательно, дорогостоящего предмета стала товаром массового спроса. Знание, бывшее уделом немногих, в течение полувека сделалось достоянием массовой аудитории.

Создание, развитие и применение современных информационных технологий привело к коренному изменению образа жизни и качества труда людей.

Рассматривая исторический путь появления и развития средств массовой коммуникации, можно отметить, что длительность этапов культурной эволюции человечества непрерывно сокращались и этот процесс напрямую связан с появлением новых средств коммуникации. Благодаря новым технологиям постоянно менялся характер труда, быта, досуга, образования, повседневного общения, возникали новые виды искусств. Массовая коммуникация стала целостным социально-культурным феноменом, играющим важнейшую роль в процессе развития общества и его культуры.

2. Основные понятия теории массовой коммуникации

Слово «коммуникация» происходит от латинского communicatio, что в переводе на русский язык означает: сообщение, передача; обращение к слушателям с приглашением принять участие в обсуждении вопроса. Таким образом, термин «коммуникация» содержит в себе значение передачи сообщения, информации и одновременно подразумевает наличие «обратной связи», возникающее при образовании некоторого сообщества людей, получивших данную информацию. Коммуникация предполагает общественные отношения, возникающие в процессе и сохраняющиеся в результате обмена информацией между индивидами или их объединениями. Еще Аристотель подчеркивал в своем учении о государстве: «Государство есть своего рода общение, есть политическое общение граждан». По Аристотелю, участие индивида в коммуникативных процессах вообще является критерием, по которому он может быть отнесен к гражданам данного государства. Массовые коммуникации, существующие с момента возникновения общества, во многом определяют его целостность, структуру, устойчивость за счет организованных, относительно устойчивых информационных связей между отдельными группами и институтами.

Массовая коммуникация — объективно-исторический процесс, который состоит:

1) из способов материального воплощения культурной информации (вербальный, визуальный, пластический, звуковой, аудиовизуальный);

2) из культурно-коммуникативных форм приобщения личности к достижениям культуры, сложившимся в процессе общественно-исторического развития (обряд, обычай, игра, кинофильм, телепередача);

3) из технических средств фиксации и трансляции культурной информации (печатный станок, кинематограф, телевизор и т. д.).

Все три составляющих массовой коммуникации постоянно взаимодействуют, а совокупность всех перечисленных способов, форм и средств трансляции образует коммуникативную систему, которую можно определить как интегрированное множество всех основных способов передачи культурной информации.

Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, «информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством».

Средства массовой коммуникации (сокращенно СМК) — наиболее действенная форма эффективной трансляции и хранения информации об источниках традиционной культуры и создания новых образцов художественных ценностей. СМК являются не только результатом прогресса средств передачи информации, но и феноменом культуры, отвечающим на определенный социально-исторический запрос эпохи, связанный с усилением роли народных масс в социально-экономической и культурной жизни общества.

Анализ развития средств коммуникации приводит к различию двух типов СМК.

Первый тип коммуникации ориентирован на временное, историческое передвижение сообщения, на его консервацию с последующей ретрансляцией. Он обеспечивает социально-историческое развитие общества, осуществляет межкультурное общение личности и социума. К этому типу можно отнести книгу (как штучный экземпляр), фотографию, кинематограф и др. Рассмотрим более подробно некоторые обозначенные средства коммуникации.

Фотография — изображение предметов на светочувствительных пластинках, пленках. В 1839 г. исследователи Дагер и Ньепс изобрели способ фиксации химическим путем полученного оптического изображения. Фотография — документальное воспроизведение реальности, создаваемое техническим способом, фактография, антитеза искусства. Как указывает Ю. М. Лотман, «XIX век был эпохой "бури и натиска"». Многочисленные революции этого столетия способствовали появлению самых утопических идей преобразования жизни и необходимости самого конкретного и реального ее изучения. От искусства требовали стать реальностью, слиться с жизнью. Фотограф сыграл роль современного летописца. Итальянский кинорежиссер Антониони следующим образом объяснил появление «ис­кусства факта»: «Мир, который хочет запечатлеть фотограф, живет в нем и не имеет внешней точки зрения на события. Для человека, который не имеет опоры на конструкцию идей, единственным прочным фундаментом становится мир бытовых представлений, вера в реальность каждодневного опыта». Фотография прочно заняла место текста наибольшей документированности и достоверности в общей системе текстов культуры начала XX в.

В результате многочисленных экспериментов, попыток «оживить» фотографию, в конце XIX в. появился кинематограф. Это техническое изобретение, еще не ставшее искусством, в первую очередь было движущейся фотографией. Кино выросло из ярмарочных, балаганных развлечений, и отношение к нему долгое время сохранялось, как к аттракциону.

Слово «кинематограф» происходит от греческого kinematos — движение и grapho — пишу. День рождения кинематографа обычно связывают с первым публичным сеансом, который состоялся 28 декабря 1895 г. в Париже в кафе на бульваре Капуцинов и был организован братьями Люмьер («Прибытие поезда»).

Возможность запечатлеть движение увеличила доверие зрителей к документальной достоверности нового искусства и обеспечила ему массовую аудиторию. В 20-х гг. споры о «прозаическом» и «поэтическом» кино наметили стремление кинематографа слиться с жизнью и желание выявить свою кинематографическую специфику, свой язык. С. Эйзенштейн выступил с идеей создания «Киномага» — кино, поэтизирующего жизнь. Д. Вертов был сторонником документальной, «подсматривающей» (без сценариев и актеров, несущей «киносенсацию» мира) хроники «Киноглаз». В теоретических предчувствиях они не только предсказали, но во многом определили характер дальнейшего развития кинематографа и других средств массовой коммуникации.

Становление кинематографа как вида искусства, со своими характерными средствами выразительности, состоялось не сразу. Чтобы это случилось, необходимо было переработать и синтезировать на научной основе выразительные средства традиционных искусств, таких, как театр, музыка, живопись и др. В результате возник синтез искусств. Кино, превратившись в искусство, сформировало свой киноязык, свой способ объяснения со зрителем. Современное искусство кино не просто отображает тот или иной объект, а делает его носителем значения. Ю. М. Лотман объясняет принцип киноязыка «как механизма рассказывания историй при помощи демонстрации движущихся картин».

Основной материал киноязыка — кадр (изображение). Одним из основных элементов понятия «кадр» является граница художественного пространства. Воспроизводя зримый и подвижный образ жизни, кинематограф расчленяет его на отрезки. Для зрителя это чередование кусков изображения, которые, несмотря на отдельные изменения внутри кадра, воспринимаются как единые. Композиция кадра определяется взаимным расположением героев и предметов. Здесь проявляется отношение автора к изображаемому событию, т. е. его точка зрения на мир, героев, его идейная позиция. События фильма зритель видит глазами автора, и часто эта точка зрения становится его собственной.

Смена планов — сущность искусства кино. План бывает крупный, средний, дальний, общий, макро- и микроплан. За точку отсчета берется изображение фигуры в полный рост. В общем плане человек виден полностью. Средний план — такое построение кадра, когда в не о помещается фигура человека до колен. При крупном плане между зрелищем и зрителем нет никакого барьера. Дальний план — охват пейзажа, фигур людей. Значение крупного и дальнего плана релятивное, т. е. оно возникает как отношение одного к другому. Например, соединение крупного плана лица человека с дальним планом пейзажа превращает его в субъективную точку зрения, зритель понимает, что герой смотрит на пейзаж.

Монтаж — технологический и творческий процесс соединения отдельно отснятых кадров. Монтаж — эстетическая основа кинематографа. Один из основоположников и пропагандистов монтажа С. М. Эйзенштейн утверждал: «Кинематография — это прежде всего монтаж». Примером монтажного соединения могут быть кадры «пробуждающегося льва» из фильма С. Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"». Каменный лев приподымается как живой. Динамика изображения вступает в конфликт со статикой объекта (льва). Происходит образование новых кинозначений на основе монтажа.

Воздействие кино складывается на основе киноязыка и различных знаковых элементов, таких, как зримый образ, звук, графическое изображение. Кино — это искусство, которое не только транслирует информацию, но и вооружает зрителя средствами восприятия этой информации. Монтаж, игра планами, изменение скорости и прочее могут придавать предметам, воспроизводимым на экране, добавочные символические значения. Искусство кино доступно зрителю, который способен извлекать разнообразную информацию, знает особенности киноязыка, владеет символической (условно знаковой) системой.

Феномен кино двойственен. С одной стороны, это продукт массовой культуры, т. к. доступен многочисленной аудитории зрителей и воздействует на массовое сознание. С другой стороны, кино дарит радость общения с истинным искусством.

Массовая продукция коммерческого кино, в частности Голливуда, строится на основе общепринятых стереотипов и норм поведения, а также мифа о кинозвезде.

Искусство экрана играет важную роль в жизни современного общества. Оно влияет на формирование личности, создает идеалы современного героя. Киногерой приближен к реальному, сознательно ориентирован на удаление от театральности и искусственности. В авторском, элитарном кино зритель переживает, прежде всего, мироощущение и мировоззрение автора. Киноязык, система знаков и символов наполняются здесь добавочными, порой совершенно неожиданными значениями.

Кино — не просто специфическое для XX в. искусство. В определенном смысле оно создает сам образ XX в. Знаково-культурное освоение мира основывается на зрении человека. Имеются различия между моделированием мира средствами неподвижных изобразительных искусств и кинематографом. В основе киноязыка лежит зрительное восприятие мира. Зрительный образ, закрепленный средствами кино, становится знаком, восприятие которого подразумевает:

— сопоставление зримого (иконического) образа и соответствующего явления или вещи в жизни;

— сопоставление зримого образа с каким-либо другим таким же образом;

— сопоставление зримого образа с ним самим в другую единицу времени.

Кинематограф моделирует мир. К важнейшим характеристикам мира принадлежат пространство и время. Смещение временно-пространственных отношений — одна из характернейших возможностей кино.

Современный фильм включает словесные сообщения, музыкальное оформление, активизирует внетекстовые связи, которые подключают к фильму многообразные структуры смыслов. Кинематограф — обучающее искусство. Он не только несет информацию, но и учит ее воспринимать. Понимание языка фильма — это первый шаг к пониманию идейно-художественного смысла кино.

Второй тип коммуникации ориентирован на пространственное перемещение сообщения. Он оперативно обслуживает общество, осуществляя межличностное и межсоциальное общение. В современном российском обществе такие средства массовой коммуникации называют средствами массовой информации (СМИ). Прием и усвоение информации возможно лишь при условии знания принимающим индивидом знаковой системы или языка, на котором передается информация. В этом случае создается единое социальное пространство и происходит взаимодействие индивидов, адекватно понимающих и оценивающих информацию.

Совокупность технических средств, обеспечивающих передачу оперативной (новостной) информации в рамках определенного социума, принято называть средствами массовой информации (СМИ). К ним относятся пресса, радио, телевидение.

Пресса — периодическая печать (газеты, журналы). Слово происходит от французского presse, восходит к латинскому pressus — давление, которое необходимо для производства оттиска с набора на бумажный лист. Газета, в широком смысле этого слова, могла возникнуть только тогда, когда сфера общественной жизни человека раздвинулась за узкие пределы его семьи, знакомых, касты. Газета прежде всего призвана удовлетворить социальное любопытство. Она родилась тогда, когда появилась потребность в объединении людей при их географической разобщенности, выросла из необходимости установить общение между отдаленными друг от друга территориальными единицами, городами и государствами. С конца XIII по XV в. почти во всех странах Западной Европы постепенное формирование городской культуры вызвало существенные изменения сначала в жизни книги, а потом газеты. Одной из первых относительно регулярных рукописных газет стала газета, выпускаемая магистратом Венеции, где развитие торговли требовало регулярной политической, социальной и торговой информации.

В России возникновение системы передачи общественно-значимой информации относится к периоду окончания смутного времени (около 1621 г.), когда возродились и стали развиваться отношения с Западной Европой. Органы государственного управления нуждались в получении сведений о заграничных государствах, о правительствах и порядках в этих странах, т. к. Россия в то время оказалась в культурной изоляции. Агенты за границей, прежде всего в Риге и Польше, присылали печатные, письменные сообщения о важнейших событиях, которые именовались «вестовыми письмами» или «столбцами». Позже они стали называться «курантами» от названия газеты «Courante vigt Italien». Русские рукописные куранты сыграли важную роль в истории отечественной культуры, т. к. способствовали тому, что в России складывалась система политического, военного и социального информирования, важная для управления страной. В эпоху Петра I куранты были упразднены и заменены «Ведомостями», которые выходили сначала в Москве, а с 1711 г. — в Петербурге.

Дальнейшее развитие технических возможностей — создание машин для механического набора текста (линотипа), пересылка картонных копий набора целых газет, передача газетных полос по фототелеграфу — многократно увеличили возможность симультанного (одномоментного) воздействия на многомиллионные массы людей средствами прессы.

Коммуникативный процесс, при котором сообщение подвергается многократным повторениям с неизменным содержанием, называется мультиплицированием. Потребность в мультиплицировании информации связана с массовизацией общественных процессов. Такая информация в прессе стимулирует активность масс, влияет на их поведение, понуждает к действиям.

На разных этапах развития культуры ведущую роль играли разные средства массовой коммуникации. Так, на протяжении веков монопольным источником информации для человека была книга. Затем в XIX в. на первое место вышли газета и журнал. Периодическая газета расцвела с середины XIX в.

В конце XIX в. в промышленно развитых странах газеты превратились в предприятия по «обработке» читательской аудитории, произошло становление массовой прессы в современном смысле этого слова. Особое место в ряду печатных изданий принадлежало журналам —дайджестам, появившимся в последней четверти XIX в.

Этимологическое название этих изданий ассоциируется с процессом переваривания пищи. «Переваривая» по своему вкусу огромное количество информации, такие журналы были призваны «облегчить» читателю выбор получения и осмысления сведений о мире. Популярными темами уже тогда стали секс, сплетни, ужасы и насилие. Так средства информации сделали первый шаг к «омассовлению» и к нивелировке человеческой личности. Массовизация в социально-культурной сфере явилась неизбежным следствием индустриализации, урбанизации и других социальных процессов.

На рубеже XIX-XX вв. все большее значение начинают приобретать аудио-визуальные способы передачи информации. Одним из них становится радио — способ передачи, приема и преобразования в звук электромагнитных волн, распространяющихся в пространстве без проводов. Слово «радио» происходит от латинского radiare — излучать, испускать лучи.

Первые радиоустройства были изобретены в 1864 г., когда шотландец Максвелл разработал общую теорию электромагнитных волн. Опыты в этой области проходили параллельно: в России проводил свои эксперименты А. Попов, в Италии — Г. Маркони. В лице радио газета встретила своего первого противника. Потребителю информации была предоставлена возможность выбора способа сообщений, при этом радио отличалось передачей наиболее оперативной информации.

Вслед за радио возникает телевидение — передача изображений двигающихся объектов на расстоянии посредством электрических устройств. Слово происходит от греческого tele — вдаль, далеко и латинского visio — видение. Изобретение телевидения явилось результатом длительного процесса исследований и открытий, экспериментов и оригинального использования уже приобретенных знаний. Происхождение телевидения связано с изобретением диска Нипкова в 1884 г. (по имени русского изобретателя, переселившегося в Германию), представляющего собой устройство для сканирования изображений частично механического и частично электрического действия. В 1907 г. профессор Петербургского технологического института Б. Л. Розинг запатентовал электронно-лучевой телеприемник, а через 4 года создал установку, с помощью которой передал изображение на расстояние.

В 20-е гг. происходит переход от чистой науки к экономиче­ской «заинтересованности» в развитии телевидения. Первые опыты в трансляции телевизионных передач были произведены в США при участии русских ученых-эмигрантов Фарнсуорта и Зворыкина. Однако вплоть до 1933 г. диск Нипкова оставался главным устройством в телевизионной промышленности. Электронное телевидение появляется позднее. В 1936 г. регулярное телевизионное вещание появилось в Великобритании, в 1946 г. — во Франции, США и в Советском Союзе. В 70-80-х гг. телевещание распространилось во всем мире.

Телевидение охватывает даже те слои населения, которые остаются за пределами влияния других средств массовой коммуникации. Возможности телевидения объясняются особенностями его физической природы, определяющими специфику телевизионного вещания. К ним относятся:

— вездесущность — способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телеприемником, проникать в любую точку пространства;

— экранность — способность передавать сообщения в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком, благодаря чему телевизионные образы воспринимаются непосредственно-чувственно, а потому доступны самой широкой аудитории;

— одновременность реального события и отображения его на экране — способность сообщать о действии в момент его совершения. Это качество обнаруживается только в процессе прямой («живой») передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер;

— «непосредственность» телевидения — способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений. Этот признак неразрывно связан с симультанностью телепередачи (т. е. одновременностью наблюдения, показа и трансляции).

Телевидение как средство массовой коммуникации выполняет множество функций: информирования, получения сведений об окружающем мире и проистекающих в нем процессах; просвещения (при котором исторические факты, научные открытия, культурное наследие, представлены в художественной форме); развлечения. Очень важна функция социальной критики и социального контроля — «телевизионная» оценка деятельности политических лидеров и должностных лиц; формирования общественного мнения как совокупности суждений, оценок одобрения или осуждения действий правительства, общественных организаций.

Телевидение представляет собой серьезный инструмент социального и политического контроля, который тесно связан с основой контролирующей структуры любого общества.

Общность интересов «бизнес-вкладчиков» основана на вкусах аудитории. Идеи, установки, ценности и идеалы подаются зрителю через призму авторитета общественного мнения, с которым он должен считаться, если хочет «жить как все». Общественное мнение с помощью «массовой культуры», т. е. культуры «для масс», становится могучей силой. Массовизация всех сторон жизни имеет своим истоком то обстоятельство, что огромное число индивидов участвует в процессе материального производства, основанного на кооперации и разделении труда. Духовное производство, ранее бывшее достоянием небольшого круга людей, переходит в руки масс. Массы включаются в культурную деятельность прежде всего с потребления культурной информации. Резкий рост потребления продуктов культуры влечет за собой как неизбежное следствие расширение индустрии распространения этих духовных ценностей.

Средства массовой информации и массовая культура — явления, между собой теснейшим образом связанные и в значительной степени взаимообусловливающие друг друга. Основополагающим критерием в культурологических исследованиях является анализ отбора информации, содержания и форм изложения в продукции «массовой культуры», передаваемой посредством каналов массовой коммуникации с целью определения степени их влияния на нравственные представления, обычаи, традиции современников, т. е. на ценностные основы культуры общества.

Date: 2015-07-27; view: 369; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию