Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дальнейшее развитие технологической культуры шло в двух направлениях
1. С одной стороны, рос объем знаний и умений, что вело к отделению их от мифологии и магии. Это сопровождалось разделением труда и возникновением профессий. Профессиональные знания и умения ремесленников, строителей, художников, врачей и т. д. древние греки называли словом «техне», что буквально означало «знание; умение, мастерство». В этом первоначальном значении слово «техника» в русском и других языках употребляется и поныне («техника ведения переговоров», «техника скрипичной игры»). 2. С другой стороны, расширялся и совершенствовался предметный инвентарь технологической культуры. Создавались новые и более эффективные виды орудий труда, изобретались различные приспособления и механизмы. Слово «техника» стало применяться и для обозначения этих материальных средств деятельности. Технические знания долгое время — вплоть до эпохи Возрождения -имели в основном чисто практический характер и сводились к правиламщ которых надо придерживаться при выполнении работы. Но постепенно в этих знаниях все больше места стали занимать сведения о свойствах материалов и приспособлений, применяемых в работе, о явлениях, происходящих в процессе производственной деятельности и функционирования технических устройств. Технические знания стали передаваться не только путем демонстрации и устных наставлений мастера своим ученикам, но и письменно, в том числе в книгах. Таким образом, постепенно зарождались начатки технической науки. Однако это были лишь разрозненные сведения и рекомендации. Свойства, явления, процессы описывались, но почти никак не объяснялись теоретически: не было теорий, на основе которых можно было бы дать такое объяснение. В Новое время сложившееся в практической деятельности техническое знание сближается с созревшей в лоне философии теоретической наукой. В результате родилась наука в современном ее понимании. Астрономия, физика, механика, химия, биология обзавелись научными приборами, позволяющими проводить точные наблюдения и сложнейшие эксперименты. Умозрительные естественно-научные» концепции стали обрастать «плотью и кровью» экспериментальных фактов и превращаться в обоснованные практикой теории. А технические знания начали опираться на математику и естественные науки, теоретически обобщая на этой основе накопленный опыт. Это привело к тому, что они стали оформляться в техническую науку, которая за пару столетий превратилась в одну из самых мощных ветвей древа науки. Сначала Нового времени изменяется социокультурная роль науки. Отделившись от философии, наука сближается с практикой. Не только техническая наука, но и естествознание, и математика постепенно все больше ориентируются на решение утилитарных задач — главным образом производственных и военных. После промышленного переворота, давшего в XVIII веке толчок развитию крупной машинной индустрии, техника все больше сращивается с наукой и к XX веку насквозь проникается ею, становится по своему происхождению «научной». Время, когда малограмотный «умелец» мог сотворить чудесные технические открытия, безвозвратно уходит в прошлое. Усложнение технологии производственных процессов, превращение науки в теоретическую базу производства, необходимость опираться на научные знания при проектировании, конструировании, изготовлении и эксплуатации техники — все это выдвинуло на заметное место в обществе фигуру инженера. Инженерия представляет собою особый тип деятельности, который лежит на стыке науки и техники. Это «промежуточная», соединяющая технику и науку область, где наука применяется для решения технических задач, а техника создается и используется с помощью науки. Итак, технологическая культура складывается из трех основных компонентов — техники, науки и инженерии. Техника представляет собою материальное «тело» технологической культуры, наука — ее интеллектуальную «душу», а инженерия — ее деятельное, волевое начало, подчиняющее «тело» «душе». Эти компоненты технологической культуры можно представить схематически в виде «пластов», расположенных в культурном пространстве параллельно «когнитивно-регулятивной» плоскости 3. Особенности технологической культуры Во-первых, духовная и социальная культура ориентированы на «ценностную» ось, нацелены на создание ценностей и идеалов. Технологическая же культура концентрируется на том, что и как надо сделать, а то, ради чего это делать, — вопрос, который выходит за ее пределы «Ценностное измерение» присутствует в технологической культуре лишь в виде оценки технических параметров деятельности и ее продуктов. Технологические ценности — это эффективность, точность истинность, экономичность, прочность, коэффициент полезного действия и т. п. (наличие такого ценностного измерения в технологической культуре выражено в том, что ее научный, технический и инженерный пласты имеют «толщину» вдоль «ценностной» оси). Эти ценности не являются самоценностями. Технологические знания и регулятивы ценны тем, что полезны. Они могут быть лишь инструментальными ценностями, которые выступают в качестве средств достижения каких-то фундаментальных ценностей, заданных духовной или социальной культурой. Так, технические параметры телевизора важны не сами по себе, а лишь постольку, поскольку они обеспечивают возможность получать эстетическое удовольствие от восприятия телефильма; ценность бытовой техники не в ее мощности или экономичности самих по себе, а в том, что она облегчает домашний труд, высвобождает время для других дел, имеющих большую значимость в духовном или социальном плане. Во-вторых, из сказанного вытекает другая особенность технологической культуры: она носит в основном утилитарный характер. В этом отношении технологическая культура выступает как нечто противоположное духовной, в принципе неутилитарной, культуре. Отсюда возникает взгляд на технологическую культуру, который ярко выражен О. Шпенглером в «Закате Европы» и часто высказывается в литературе доныне: техника, наука, инженерия вообще не считается культурой, а рассматривается как продукт ее эволюции, порождая который она дряхлеет и умирает. Несомненно, между технологической и духовной культурой есть некая «напряженность», своего рода конкурентная борьба. Культура развивается неравномерно. Когда общество повышает уровень технологической культуры, не заботясь о культуре духовной, то это грозит забвением духовных ценностей. В результате возникает тенденция к образованию общества потребителей — «бездуховного» общества, в котором люди стремятся лишь к материальному благополучию, принося в жертву ему все остальные интересы. Платой за оскудение духовной жизни в таком обществе является рост наркомании и преступности, падение нравственности и снижение интеллектуального уровня населения. Однако в этом повинна не технологическая культура сама по себе, а допущенный обществом «перекос» в его культурной жизни. Такого «перекоса» быть не должно. Date: 2015-07-27; view: 438; Нарушение авторских прав |