Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эти искусственные органы и есть техника. Таким образом, через технику осуществляется адаптивная функция культуры
В ходе истории растет технизация среды обитания человека. С помощью техники люди «окультуривают» эту среду, превращают ее в «материальное тело» культуры. Значение техники в этом процессе настолько велико, что уже первые стадии развития человеческого общества историки именуют, указывая на то, какие технические средства используются людьми: каменный век, бронзовый век, железный век. В зависимости от уровня развития техники различают и последующие этапы исторического развития общества. Освоение приемов обработки камня, изобретение лука и стрел, каменного топора и мотыги, гончарного круга и повозки на колесах — все это привело к неолитическойреволюции (X-I века до н. э.), результатом которой стало возникновения земледелия, а затем — обособление от него ремесла. На этой основе сложился «традиционный», или «прединдустриальный» тип цивилизации, опирающийся на ручной труд и ручную технику. Главным объектом производственной деятельности людей в нем служит природа, а ведущими являются добывающие отрасли хозяйства (земледелие, охота, рыболовство, горнорудное дело). Внедрение в производство машинной техники привело в XVIII в. к промышленной революции, с которой начинается развитие цивилизации «индустриального» типа. Главным объектом производственной деятельности становится уже не столько сама природа, сколько продукты добывающего производства — сырье, материалы, подвергаемые дальнейшей обработке. Культурная среда все больше наполняется сложными техническими конструкциями и сооружениями. Технизация захватывает сферу быта: в повседневную жизнь входят пароходы, железная дорога, телеграф, электрическое освещение, автомобили, радиотехника. Во второй половине XX века наступает время научно-технической революции, развертывается переход от механизации к широкой автоматзации труда. Это кладет начало формированию цивилизации нового типа — «постиндустриального». Возникают новые виды производства: атомная энергетика, микроэлектроника, роботостроение. Производительность труда возрастает настолько, что постиндустриальное общество становится «обществом изобилия», способным полностью исключить из' жизни людей голод и нищету. Главным объектом деятельности людей становится информация. Компьютерная техника становится неотъемлемым атрибутом не только материального, но и духовного производства. Даже,художественное творчество не остается в стороне от технизации. Таким образом, создаваемый с помощью техники «защитный пояс» культурной среды все больше окружает со всех сторон не только человека, но и окутывает всю нашу планету — «космический дом» человечества. По аналогии с атмосферой и биосферой эту рукотворную оболочку Земли называют «техносферой» или, следуя В. И. Вернадскому, «ноосферой» («сферой разума»). 5. Техника как ответ культуры на социальный заказ Техника тесно и непосредственно связана с материально-практической жизнью людей. Благодаря этому она служит звеном, соединяющим культуру с практикой. Без техники (предметной и исполнительской) мир культуры существовал бы только в сфере духа, в сфере мысленных образов. Стимулы для развития и совершенствования техники различны. Но если они порождаются условиями общественной жизни, то воздействие их на культуру принимает вид социального заказа. Под этим термином понимается назревшая общественная потребность в решении некоторой практически важной задачи. Разумеется, никакой социальный заказ не может быть выполнен, если для его выполнения не созрели необходимые предпосылки. Для любой технической новации, отвечающей запросам общества, нужен определенный уровень развития технологической культуры. Общественные потребности в средствах избавления от рака, СПИДа, эпидемий гриппа и других болезней остаются пока неудовлетворенными, хотя и вполне отчетливо понимаются всеми. Однако существование осознанного социального заказа стимулирует финансовую и моральную поддержку работ по его выполнению. Наличие его является мощным фактором развития не только техники, но и науки. Потребности культуры могут и напрямую стать основанием социального заказа. Так получили жизнь книгопечатание и пишущая машинка, фонограф и кинематограф, электронные музыкальные инструменты и Интернет. 6. Техника как инструментарий культуры Деятельность в сфере культуры, как и повсюду, имеет технологический аспект. В первобытные времена технология культурной деятельности была слабо оснащена материальной техникой. Она требовала главным образом владения техникой исполнительской. Обособлений различных культурных форм сопровождалось не только ростом исполнительского мастерства, но и разработкой орудийного инструментария культуры (ее «материально-технической базы»). Инвентарь инструментов культуры со временем разрастался, включая в себя и универсальные, общие для всех форм культуры, и специфичные для каждой из этих форм инструменты. Одним из важнейших универсальных технических инструментов культуры можно назвать язык, без использования которого cyществование культуры просто немыслимо. К этим инструментам следует отнести и технику мышления. Важнейшей частью инструментария культуры издавна стала и остается доныне информационная техника. Ее первыми образцами были древние сигнальный барабаны и палочки для написания пиктограмм. Настоящую революцию в культуре произвело появление книгопечатания в XV веке. В последней трети XIX века начался бурный процесс технизации информационной деятельности, а в XX веке этот процесс принял; буквально лавинообразный характер. Радио, телевидение и, наконец, компьютерные системы стали техническим базисом культуры, и трудно представить, как могла бы без них существовать современная цивилизация. Наряду с универсальными информационными инструментами культуры есть масса специальных технических средств и способов научной, художественной, правовой, политической и других форм культурной деятельности. Так, техника живописи включает в себя: и орудия труда художника, и приемы обработки используемых материалов, и способы построения живописных образов. Особенно велика роль техники в тех видах искусств, которые даже иногда называют техническими (фотография, кино, компьютерная графика). Аналогичным образом есть своя техника у политиков (например, технологии избирательных компаний, техника голосования в парламенте), у юристов (скажем, приемы обвинения и защиты в судей у ученых (математическая техника, экспериментальные установки, измерительные приборы). Естественно, что в каждой области культуры приходится учиться использованию ее технического инструментария. Таким образом, техника (материальная и исполнительская) про никает во все «ниши» культурного пространства, и без овладения невозможно сделать ни шага в мире культуры. 7. Техника как знаковая система культуры В любых технических объектах содержится информация об их назначении и употреблении. Поэтому наряду с прагматической техника выполняет и семиотическую функцию: ее можно рассматривать как семиотический код, как особый язык культуры, который способен служить средством хранения и передачи информации. Можно сказать, что взятая в этом плане техника есть гигантский аккумулятор информации. Первый информационный слой в техническом объекте — это технологическая информация, относящаяся к его употреблению. Технический объект, предназначенный для выполнения определенных функций, выступает как код действий, которые человек с ним может производить. Это наиболее наглядно обнаруживается в ручных орудиях, которые своей формой и размерами подсказывают, как с ними обращаться. Ручное орудие понятно, ибо оно есть просто продолжение руки. Но есть и второй информационный слой, имеющий гораздо более широкое содержание: техника может служить источником массы сведений об обществе, в котором ее создают и используют, о жизни людей в этом обществе. Археологи воссоздают по найденным образцам орудий технологическую культуру той эпохи, в которую эти орудия изготовлялись и применялись, и особенности культурного мира в целом. А в повседневной практике мы постоянно делаем выводы об образе жизни и занятиях людей из наблюдений над тем, какими теническими устройствами и изделиями они пользуются. Семиотика техники приобретает новый характер, когда сложные технические устройства входят в быт людей. В простых бытовых изделиях «инструкция по употреблению» задавалась самой внешней формой. Со сложной же бытовой техникой дело обстоит иначе. Уже зажигание электрической лампочки принципиально отличается от действий, которые нужно произвести для разжигания свечи: нет огня, который надо разжечь, надо всего лишь щелкнуть выключателем. А это действие совсем не похоже на то, что делали наши пращуры для получения огня. Фотоаппарат «рисует» портрет, но принцип действия фотоаппарата не имеет абсолютно ничего общего с процедурой рисования портрета с помощью карандаша или кисти. Таким образом, бытовая техника утрачивает код действий, что наиболее очевидно проявляется в автоматике, сводящей к минимуму вмешательство человека в ее работу. Нажатие кнопок — стандартное действие, которое всегда одинаково выполняется, но ведет совсем не к одинаковым последствиям. Однако в пространстве культуры не может быть объектов, лишенных семиотического смысла, ничего не говорящих ни уму, ни сердцу. Перестай видеть в сложной бытовой технике код действий, люди начали придавать больше значения другому знаковому коду, в качестве которого она может выступать: в ней, как и во всех предметах быта, закодирована информация о ее владельце — о его образе жизни, имущественном положении, социальном статусе. В результате бытовая машинерия и электротехника стали усиленно наделяться символическим значением. Date: 2015-07-27; view: 428; Нарушение авторских прав |