Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧАСТЬ 1 7 page





 

Не надо думать, что народная память об острове Буяне была локализована в пространстве и времени. Еще в начале нынешнего века провинциальный священник Алексей Соболев записал во Владимирской губернии множество заговоров с такими закодированными подробностями о легендарном острове, которые неизвестны по другим, в том числе и классическим, источникам. Вот лишь два фрагмента из опубликованных записей: "На море, на Кияне, на острове на Буяне стоит дуб честной, на том дубу 70 гильев, на тех гильях 70 гнездов, натех гнездах 70 орлов; Киян-море разливалось, орлы крыламиотбивались, когтями отгребались, носами отплевывались отврага-супостата...". (В другом заговоре поминаются одни изсамых древних тотемных образов - утка да селезень.) "На море, на Кияне, на острове на Буяне упыри оживали волос-волосатик на хрестьян пущали. Вышел волос в колос, начал суставы ломати, жилы прожигати, кости просверляти, раба Божьего такого-то иссушати. А я тебя, волос-волосатик, заклинаю, словом крепким-накрепким наставляю: иди ты, волос-волосатик, к острову Буяну, к Латырю камню, где хрещенные человеки не ходят, живые не бродят; сядь на свое место - к упырям лихим в кресло. Покорись моему приказу, крепкому-накрепкому заговору-наказу..." 58

Где же расположен этот "чудный остров" русских заговоров сказок и былин? Есть ли в русском фольклоре намеки на его месторасположение? Отчасти ответ на поставленный вопрос уже дан. Догадаться не так уж и трудно. Откроем самый знаменитый первопечатный сборник русских былин и песен, собранных Киршой Даниловым. Первой здесь помещена былина о Соловье Будимировиче, плывущем в Киев на Соколе-корабле из заморских неведомых стран,- шедевр устного народного творчества.

 

Высота ли, высота поднебесная, Глубота, глубота акиян-море, Широко раздолье по всей земли, Глубоки омоты днепровския.

Из-за моря, моря синева, Из глухоморья зеленова, От славного города Леденца, От того-де царя ведь заморскаго Выбегали-выгребали тридцать кораблей, Тридцать кораблей един корабль Славнова гостя богатова Молода Соловья сына Будимировича.

 

Искомые ключевые слова здесь: название заморского (заокеанского) города - Леденец и имя главного героя - Соловей. Былина из Сборника Кирши Данилова вдохновила в свое время Пушкина - он заимствовал название города Леденца для "Сказки о царе Салтане". Ритмика "Сказки" продиктовала Пушкину ударение на последнем слоге, и в этом варианте почти сто процентов читателей воспринимали название города как образованное от названия конфетки-сосучки.

 

Ритмика былины о Соловье Будимировиче иная: она требует ударения на первом слоге. При этом самим собой обнаруживается и действительный смысл названия города, образованного от слова "лед". Леденец - значит Ледяной. Город с таким названием (темболее имеющим обобщенно-символический смысл) не можетнаходиться на юге, хотя по традиции или инерции постоянноделаются попытки переместить Леденец далеко на юг и дажеотождествить его с Венецией, исходя из имеющегося в одной извариантов былины иного звучания и написания - Веденец (впоследнем случае логика диктует иную интерпретацию названия:образование его от слов "ведать" ("знать"), "Веды"; в этомслучае Веденец - "город знания, ведовства"). Южная версиясюжета былины о Соловье Будимировиче рассыпается в прах, еслиобратиться к поморскому варианту старины, приводимому Борисом Шергиным, где прямо поется: "Из-за моря, моря Студеного" (то есть имеется в виду Северный Ледовитый океан).

 

Это же подтверждает и общеславянская фольклорная традиция. В древних сказаниях сербов и болгар фигурирует Ледяной град, соответствующий русскому Ледяному городу - Леденцу.

 

Первоначально же эти города отождествлялись с Ледяным островом или Ледяной землей59. В какой-то мере смутные воспоминания о Прародине, скованной льдом, присутствуют и в магических повторах архаичного заклинания: "...Стоит в подсеверной стороне ледяной остров; на ледяном острове ледяная камора; в ледяной каморе ледяные стены, ледяной пол, ледяной потолок, ледяные двери, ледяные окна, ледяные стекла, ледяная печка, ледяной стол, ледяная лавка, ледяная кровать, ледяная постеля, и сам сидит царь ледяной"60.

 

Считается, что былины так называемого Киевского цикла о знаменитых русских богатырях - были созданы близ Киева же, азатем распространены на Север, где и сохранились чуть ли не донаших дней. А на родине своего рождения былины эти были якобыутрачены. Это маловероятно. Если самые древние, наполовинуязыческие песни и сказки на территории бывшей Киевской и Галицкой Руси живы до сих пор, то почему исчезли былины?61 А может, так: былины (старины) - за малым исключением, возникликак песенные рассказы северян о том, что происходит на юге России? Свидетели тех событий приходили на Русский Север и напевно рассказывали о виденном и слышанном.


 

С другой стороны, северные былины, а точнее - старины, содержат множество намеков на незапамятные времена. Многие изэтих намеков перекочевали из древнейших устных преданий,передававшихся из уст в уста и постепенно переиначившихся нановый лад. Так, несомненно древнейшего происхождения в былине о Соловье Будимировиче повторяющийся во многих других текстах известный закодированный рефрен космического содержания: Чудо в тереме показалося: На небе солнце - в тереме солнце, На небе месяц - в тереме месяц, На небе звезды - в тереме звезды, На небе заря - в тереме заря И вся красота поднебесная.

Говоря современным языком, описанное больше напоминает обсерваторию или планетарий, чем русский терем. Известен и прозаический вариант описания "чуда в тереме". Самая ранняя, "доафанасьевская" публикация популярной русской сказки "Семь Симеонов" в сборнике, изданном в 1841 г. И.П.Сахаровым, содержит драгоценные подробности, отсутствующие в других записях. В воображении читателя воспроизводится все тот же необыкновенный терем в тридевятом царстве, куда попадают братья, переплыв Окиян море глубокое: "Как и тот ли терем изукрашенный был красоты несказанныя: внутри его, терема изукрашенного, ходит красно солнышко, словно на небе. Красно солнышко зайдет, молодой месяц по терему похаживает, золоты рога на все стороны покладывает. Часты звезды изнасеены по стенам, словно маков цвет. А построен тот терем изукрашенный на семи верстах в половиною; а высота того терема несказанная. Кругом того терема реки текут, молоком изнаполненные, сытой медовой подслащенные. По всеим по теим по рекам мостички хрустальные, словно жар горят. Кругом терема стоят зелены сады, а в зеленыих садах поют птицы райские песни царские. [Ни дать ни взять, еще одна картина "золотого века" на Крайнем Севере, но только теперь в передаче русского сказителя! - В.Д.]

Во том ли тереме все окошечки белостекольчаты, все дверцы чиста серебра. Как и на тереме - то крышечка чиста серебра со маковкой золотной, а во той ли маковке золотной, лежит дорог рыбий зуб. От красна крылечка белостекольчата лежат ковры самотканные, а по тем коврам самотканным ходит молода княжна, Елена Прекрасная".

 

О Елене Прекрасной вообще разговор особый. Она - героиня не одних только древнегреческих легенд, но и русских сказок,куда, надо полагать, попала не потому, что русские сказителислышали о Гомере, а потому, что и у "Илиады", и у русскогофольклора в данном плане был один общий источник, восходящий кгиперборейским временам. Дочь Леды и Зевса, явившегося к ней вобразе Лебедя (рис.51) - носителя древнего доиндоевропейскогототема, виновница Троянской войны, вылупилась из яйца,снесенного матерью. Уже одно это свидетельствует о доэллинскомпроисхождении образа Леды и ее детей: как уже говорилось, подревнейшим космогоническим представлениям считалось, что всеживое появилось из яйца (отсюда в конечном счете и популярнаялатинская поговорка ab ovo - "от яйца", то есть "ссамого начала"). В имени Леды, тайной возлюбленной Зевса-Лебедя, закодировано северное происхождение и самой легенды и ее образов. В основе имени Леды лежит корень "лед". Леда дословно означает "Ледяная" - далекий прообраз Снегурочки. Имя самой Елены, как и этноним "эллины", восходит к названию тотемного животного евразийских народов "олень": первоначально оно звучало как "елень" и произошло от другого всем хорошо знакомого слова - "ель", "елка" (в древнерусскихтекстах и вплоть до XIХ века греки-эллины именовались "елины"). В прошлом, когда племенная принадлежность, родственныесвязи и брачные союзы обозначались по тотемам, лебединаяипостась Зевса, в соответствии с реконструкцией первоначальногосмысла, не могла означать ничего другого, кроме принадлежностик тотему лебедя. Сказание о Леде появилось во времена, когдагреки и славяне представляли этническую целостность, а их языкибыли нерасчлененными. Предание о Леде - Ледяной царевне моглородиться лишь в тех климатических зонах и, соответственно,географических территориях, где льды играют не последнюю роль.


 

Понятно, что это не могла быть территория древней (или современной) Греции. Следовательно, образ Леды возник в северных широтах, задолго до переселения прапредков эллинов на Балканы.

 

По происхождению образ древнегреческой Леды более всего близок любимой героине русского фольклора Снегурочке и Белоснежке германоязычных народов, хотя за тысячелетия функции и роли их значительно изменились. Любопытно, что в одном из вариантов сказки о Снегурочке (рис.52), записанном Иваном Александровичем Худяковым (1842 - 1876) в Нижегородской губернии (некоторые мотивы из этой записи использовал и А.Н.Островский при создании своей знаменитой литературно-драматической версии), Снегурочка попадает в заточение к Бабе-яге и ее спасает бык, несмотря на преследования ведьмы62. Здесь прослеживается еще один известный сюжет: похищение Европы Быком-Зевсом и сокрытие финикийской царевны от ревнивой супруги Геры. Древнейший индоевропейский сказочный мотив (который можно проследить и за пределами индоевропейской традиции) в дальнейшем настолько изменился, что древнегреческие мифологические персонажи Европа - Зевс - Герапревратились в русском фольклоре в Снегурочку - Быка - Бабу Ягу.

 

Интересно, однако, внимательней присмотреться к параллели Снегурочка - Европа. Образ Европы гораздо глубже расхожейистории о похищении наивной царевны похотливым Зевсом в образезлатошерстного быка со светящейся звездой во лбу. По мнениюглавного российского авторитета в области античной мифологии А.Ф.Лосева, Европа - древнее хтоническое божество, "образ ее объединяет весь Космос (включая небо, землю и подземный мир)".


 

Так, в Сидоне (Малая Азия) Европа отождествлялась с Селеной (Луна) и Астартой (планета Венера). После брака с Зевсом на Крите, супругом Европы-Луны стал царь Астерий (Звездный). Но еще Павсаний раскрывал подлинный смысл образа Европы. Как космическое Божество она выступает под именем Деметры - однойиз самых почитаемых Олимпийских Богинь. Великая Мать Земля, "всех богов и людей Матерь" - вот кто такая в конечном счете Европа. И при том - Сумеречная, Темная, Ледяная, то есть северного происхождения. Ледниковая Исида - удачно назвал ее Д.С.Мережковский63. И вновь последовательность в рассуждении привела нас к северной ("ледяной") теме и образам.

 

Что касается дочери Леды и Лебедя, то здесь уместно привести некоторые подробности. Елене Прекрасной покровительствовал Гермес, он унес ее в Египет и спрятал там до окончания Троянской войны у Протея - вещего Бога-оборотня (отего имени произошло слово "фараон"). А в Трою вместо новой жены Парис якобы привез призрак из эфира - такова была изощренная месть Геры. Злокозненная супруга Зевса не могла проститьтроянскому царевичу Парису его выбор Афродиты как наикрасивейшей Богини. Данная версия подробно изложена в трагедии Еврипида "Елена". Но и Геродот авторитетно утверждает: когда ахейцы штурмом взяли Трою, Елены там не оказалось. Эту загадочную проблему Отец истории самолично обсуждал с египетскими жрецами, подтвердившими на основании собственных сведений, что жена Менелая на протяжении всей Троянской войны скрывалась в Египте. По-разному освещают различные источники и последующую судьбу Елены Прекрасной. У античных авторов можно узнать, что после смерти Елена соединилась с Ахиллом, и произошло это где-то в Скифских пределах, куда переселились душа сына Пелея и Фетиды, бывшего по происхождению скифом. Место посмертной жизни главных героев "Илиады" - остров Левка,что означает "Белый"64. Это, по разъяснению комментаторов, - один из островов Блаженных, где, как известно, обитали титаны ицарил "золотой век".

 

В конце прошлого века получила достаточное распространение гипотеза о северном происхождении сказаний Троянского цикла. Ее популяризаторы - немецкий ученый Э.Краус и польский писатель А.Немоевский - считали, что в основу Гомеровых поэм положено некоторое первичное мифологическое ядро, относящееся к доэллинской истории. Кстати, имя самого Гомера также допустимо истолковать как прозвище, подразумевающее этническую принадлежность. Этноним "гомер" упоминается в Библии и, по единодушному признанию историков, обозначает киммерийцев- соперников скифов на просторах европейских степей и лесостепей. Мог ли быть Гомер киммерийцем или их потомком?

 

Вполне - подобно тому, как Пушкин, например, был потомком абиссинцев (эфиопов), оставаясь при этом величайшим русскимпоэтом. В Гомеровой "Одиссее" (ХI, 12 - 19) содержится чрезвычайно важный рассказ о стране киммерийцев, расположеннойна берегу океана. Одиссей приплыл туда и посетил один из киммерийских городов в разгар полярной ночи, описанной Гомером вполне профессионально: "Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и город людей киммерийских окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами - ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется назад к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными" (подстрочный перевод В.В.Латышева).

 

Даже из небольшого приведенного отрывка следуют по меньшей мере два бесспорных вывода: во-первых, Гомер прекрасно представлял, что такое полярная ночь; во-вторых, маршрут плаванья Одиссея был далеко не таким простым, как обычно рисуется в распространенных комментариях. Не касаясь всех перипетий десятилетних странствий Одиссея, напомним только, что, помимо киммерийцев, он посетил также расположенные на Севере владения Бога ветров Эола и семь лет провел на острове Огигия на краю Океана (или в его центре), принадлежащем нимфе Калипсо, дочери титана Атланта (по другим версиям, Океана или же Солнцебога Гелиоса), прижив с ней четверых детей. Каким образом очутился Одиссей после сожжения Трои на самом краю Ойкумены, с точки зрения здравого смысла объяснить нелегко. Скорее всего, в текст Гомеровой "Одиссеи" были вмонтированы более ранние сказания и вписаны в общую сюжетную линию.

 

История самой Трои, разрушенной ахейцами, также оставляет многие вопросы без ответа. Этимологически название знаменитого города-крепости происходит от общего для многих индоевропейских языков наименования цифры "три" и по смыслу могло означать что угодно: "третья", "тройная", "тройственная" и т.п. Название Трои могло происходить от прозвища трехглавого или трехликого Божества, у разных индоевропейских народов именуемого по-разному: у индийцев - Тримурти, у славян и балтов - Триглав-Троян, которого помнит еще "Слово о полку Игореве". Наконец, есть еще одна версия. Дело в том, что Трояны -собирательное имя трех братьев в славянском фольклоре. Так, Троянами были упоминаемые в "Повести временных лет" три брата- основатели Киева: Кий, Щек и Хорив. По общему имени братьев- Трояны - в украинских легендах зафиксировано и древнее название Киева: он прозывался точно так же, как и малоазийский Илион - Троя. От имени Киева-Трои и братьев Трояновобразовались и другие общезначимые понятия русской духовнойжизни: Троянова земля - Русская земля, Трояновы века -русская старина, Троянова тропа - исторический путь русскойжизни, то есть древняя русская история. Названия Троя и близкие к нему по звучанию чрезвычайно распространены в русской и украинской топонимике. Собственно Троя есть на Полтавщине, но уже Трояновка встречается и под Полтавой, и на Волыни, и в Калужской области, а Трояново - в Орловской и Херсонскойобластях, Троян - в Крыму и Бессарабии и т.д.

 

Но вернемся, однако, к Соловью Будимировичу. Само имя Соловей, как и название одноименной птицы, также тотемно-космического происхождения: в нем закодировано наименование дневного светила - Солнца, и у всех слов общийкорень - "сол". Русский былинный эпос знает двух Соловьев:один - загадочный Соловей Будимирович из таинственнойзаморской страны - герой положительный; другой - не менеетаинственный Соловей-Разбойник - герой с отрицательным знаком.

 

Нас здесь, однако, интересует не оценочный аспект (который, кстати, может меняться под воздействием изменяющихся исторических условий), а генетически-смысловой. Совершенно очевидно, что Соловей-Разбойник с его нечеловеческим свистом, преклоняющим "темны лесушки к земле", - носитель буревого,буйного начала, что логически соотносит его с островом Буяном, источником всех буйных сил.

 

Имя Соловей наводит также на гипотетическое предположение о возможном местонахождении города Леденца и острова Буян. Есть в Белом море известный архипелаг, знаменитый своими культурно-историческими и духовно-символическими традициями. Это - Соловецкие острова. Название Соловки - исконно русское,оно содержит в себе все ту же основу "сол", уходящую своимикорнями в гиперборейскую старину, когда границы междуиндоевропейскими и неиндоевропейскими языками были более чемразмыты. Если топоним "Соловецкие острова" подвергнуть анализус точки зрения археологии смысла, то этимология наименованиясамих островов особых сомнений не вызывает: оно образовано отслов "соловей", "солнце". Первоначально, быть может, так извучало - Соловейские острова и означало: "Солнцем овеянные"или "Солнцевеющие", если судить по аналогии сосмыслообразованием таких слов, как "суховей" или "вьюговей". Вдревности солнечный смысл распространялся на обширные северныетерритории. В одной из рукописных Космографий XVII векаприводится второе название Мурманского студеного моря (Северного Ледовитого океана) - Соловецкая пучина. Неприходится сомневаться, что и земли посреди и по берегам этой Пучины также именовались Соловецкими (Соловейскими). Вот и найдено исконное (автохтонно-негреческое) имя Гипербореи, называвшейся так в честь дневного светила - Солнца - исохраненной в коллективной памяти русского народа в виде фольклорного образа Подсолнечного царства - синонимаполунощных стран, где полгода - ночь, а полгода - день (царство же Подсолнечное потому, что оно к Солнцу ближе всех).

 

Известны и другие попытки найти автохтонное название древней Гипербореи. Рене Генон, например, допускает два возможных варианта: либо Сирия - от имени арийского Солнцебога Сурьи [отсюда же русские птицедевы сирины. - В.Д.], либо просто - Борейская земля, исходя из архаичного содержания эллинского и доэллинского имени Бор,которое выводилось из названий тотемов: кельтского "вепря" и германского "медведя" [немецкое слово "медведь" звучит как "беер", откуда, кстати, и русское слово "берлога". - В.Д.]. Таким образом, по второму варианту, предложенному Геноном, автохтонное название Гипербореи должно было быть или Земля вепря, или Медвежья земля.

 

О культурной древности русских Соловков свидетельствуют имеющиеся там каменные лабиринты (диаметром до 5 м), наподобие тех, что разбросаны по всему Северу Европы с перекочевкой в крито-микенскую (знаменитый лабиринт с Минотавром), древнегреческую и другие мировые культуры. Предлагалось немало объяснений, касающихся предназначения соловецких каменных спиралей: могильники, жертвенники, макеты рыболовных ловушек. Последнее по времени: лабиринты - модели антенн для связи свнеземными или параллельными цивилизациями (см.: Никитин А.Л. Древние лабиринты - радары иных миров // Наука и религия. 1996. No7).

 

Не лишено вероятности, что Соловецкий монастырь - краса и гордость современных Соловков - построен на месте древних дохристианских святилищ. Известный искусствовед и исследовательдревнерусской культуры проф. Вера Григорьевна Брюсоваподелилась с автором личными впечатлениями о своихмногочисленных поездках на Север: у нее сложилось твердоеубеждение, что многие православные культовые постройкивозведены на месте древних языческих капищ. Данные наблюденияподкрепляются и другими свидетельствами. В Швейцарии в одной издеревень есть католическая церковь, построенная в XII веке наместе, где с незапамятных времен находился каменный столб -менгир. Строители церкви не уничтожили древний священныйкамень, наоборот - включили его в комплекс христианскогохрама. Теперь этот сравнительно невысокий (около 1 м надземлей) менгир из песчаника возвышается внутри церкви рядом салтарем.

 

У Соловья-Разбойника, помимо прозвища, было, как известно, и отчество - Рахманович. Оно приводит к еще одной любопытной аналогии. Рахманы - загадочные персонажи древнерусских сказаний. Они - обитатели Островов Блаженных на краю Океана - последнего прибежища титанов, хорошо известного из древнегреческой мифологии. Конечно, в специфических русских условиях сказания эти за многие тысячелетия существенно трансформировались. Древнерусская литература знает по меньшей мере два сюжета, связанных с рахманами. Первый - "Слово о рахманах и предивном их житии", где описывается жизнь долгожителей-рахманов, полная изобилия и радости. Их остров на краю Океана якобы посетил Александр Македонский во время похода на Индию. В данной связи принято считать, что рахманы - это индийские жрецы брахманы. Но имеется и второй источник, гораздо более распространенный среди древнерусских книжников, где никакая Индия не упоминается. Те же Острова Блаженных и царящая там райская жизнь подробно описаны в апокрифе, известном под названием "Хождение Зосимы к Рахманам" (в обиходе - просто "Зосима"). Здесь рассказано, как к пустыннику Зосиме после 40-дневного поста явился ангел и указал путь к далекой земле Блаженных, отделенной от грешного мира глубокой, как бездна, рекой, недосягаемой ни для птиц, ни для ветра, ни для Солнца, ни для дьявола. По волшебному дереву, склонившемуся перед отшельником, Зосима переправился через реку и очутился в стране Блаженных, в русском апокрифе она описывается в духе классического "золотого века" с поправками на христианские представления о праведности65.

 

Обитатели той блаженной страны - рахманы - живут в своей неприступной земле без греха, верные завету праотца Рехома, не испытывая ни в чем никакой нужды. Безмятежно течет их праведная жизнь: нет у них числа лет, "но вси дние аки един день ес". В данном пассаже налицо несомненные полярные реминисценции: скрытые в иносказательную форму представления о долгом полярном дне, объединяющем много обычных дней. Далее Зосима повествует о том, как рахманы встречают день своей смерти. Описание это живо напоминает рассказы античных авторов о кончине гиперборейцев.

 

О таинственных северных морских святилищах естественного или искусственного происхождения сохранились свидетельства и в других древнерусских источниках. Так, в известном памятнике XIV века - "Послании Василия Новгородского ко владыке Тверскому Феодору о земном рае" рассказывается о том, как две лодки из Новгорода долго носило ветром по Студеному морю, пока не прибило к высокой горе. "И видеша на горе той... свет бысть в месте том самосиянен, яко не мощи человеку исповедати; и пребыша долго на месте том, а солнца не видеша, но свет бысть многочастный, светлуяся паче солнца, а на горах тех ликования много слышахут, и веселия гласы вещающа"66. Кормчий велел одному из спутников взобраться по мачте на скалу (высокий берег?), что тот проделал, и, увидев нечто необыкновенное наверху, с радостным возгласом исчез за каменным гребнем. То же произошло и со вторым посыльным. Тогда привязали третьего веревкой за ногу и стащили вниз после того, как он обозрел сияние за береговым кряжем. К несчастью, третий моряк оказался мертвым, и новгородцы в страхе и панике спешно покинули загадочный остров.

 

Наконец еще одно, сравнительно недавнее и неожиданное свидетельство о Гиперборее обнаружилось в переписке Николая Клюева. За год до расстрела он сообщает о невесть какими судьбами попавшей к нему берестяной книге, где упоминаются древнерусские сведения о Гиперборее: "...Я сейчас читаю удивительную книгу. Она писана на распаренном бересте [от слова "бересто". - В.Д.] китайскими чернилами. Называетсякнига Перстень Иафета. Это ни что другое, как Русь 12-го векадо монголов. Великая идея Святой Руси как отображение церквинебесной на земле. Ведь это то самое, что в чистейших своихснах провидел Гоголь, и в особенности он - единственный измирских людей. Любопытно, что 12-м веке сорок учили говорить идержали в клетках в теремах, как нынешних попугаев, чтотеперешние черемисы вывезены из Гипербореев, т.е. из Исландиицарем Олафом Норвежским, зятем Владимира Мономаха. Им быложарко в Киевской земле, и они отпущены были в Колывань -теперешние Вятские края, а сначала содержались при киевскомдворе, как экзотика. И еще много прекрасного и неожиданногосодержится в этом Перстне. А сколько таких чудесных свитковпогибло по скитам и потайным часовням в безбрежной сибирскойтайге?!"67

Здесь каждая фраза - клад. Пусть даже утраченная рукопись XII века переписана в более поздние сроки, - но какие удивительные подробности: и о дрессировке сорок, и о привозесеверных инородцев ко двору Владимира Мономаха (как позжеиспанцы привозили из Нового Света индейцев для показа своимкоролям). Но главное - сохранившаяся память о Гиперборее (неважно, как она на самом деле именовалась и как соотносилась спомянутой Исландией - историческая Арктида-Гипербореяохватывала и Исландию). Знаменательно и сопряжение Гипербореи с Яфетом-Япетом, что тоже совсем не случайно.

 

К Гиперборее и Арктиде имеет также несомненное отношение знаменитый миф о Дедале и Икаре. Нельзя не обратить внимания на то, что в имени Дедал - общеиндоевропейская корневая основа "дед", непосредственно составляющая русское слово "дед",родственное и всем другим славянским языкам. Искусный строительи мастер Дедал построил критскому царю Миносу легендарныйлабиринт, где был в конечном счете и заточен (после многихперипетий, связанных с царицей Пасифаей - дочерью Солнца-Гелиоса). Дедал сделал крылья себе и своему сыну Икару и они оба бежали из темницы, "путь небывалый держа к студеным звездам Медведиц", так обозначает их маршрут Вергилий в "Энеиде"; в другом переводе: "Необычайным путем он к Арктам выплыл холодным" (VI, 16). Иными словами, Дедал с Икаром направлялись на Север, к Гиперборее - родине лабиринтов,откуда, вероятнее всего, и были прапредки эгейцев (а затем и эллинов): двигаясь с Севера на Юг, они повсюду оставляли знаки лабиринтов и спиралей, в том числе - в украшениях и орнаменте (так называемый спирально-меандровый стиль - символ целой культуры). Но полет отца и сына оказался неудачным. Икар погиб,а Дедал приземлился на острове Эвбея, посвятив свои крылья Аполлону. Остается еще раз напомнить об умении гиперборейцев летать: через них Дедал мог овладеть техникой полета. И ведь именно на территории древней Гипербореи до сих пор сохранились каменные лабиринты - прообразы критского лабиринта.

 

Кстати, в легендах о Дедале присутствует и спираль как пароль узнавания и символ лабиринта. Скрываясь от Миноса, Дедал оказался на Сицилии, в те времена она именовалась Сиканией, а ее жители - сиканами. Между тем Минос в погоне за Дедаломповсюду возил с собой закрученную спираль в виде морскойраковины, обещая большую награду тому, кто проденет в нее нить.

 

Царь сиканов Кокал, спрятавший Дедала, сумел предложить решение, естественно, подсказанное ему хитроумным беглецом. В глухом конце раковины было просверлено отверстие и смазано медом. С другой стороны к приманке пустили муравья, обвязанного паутиной, который насквозь прошел через спираль раковины. Задача Миноса была решена. Но владыка Средиземноморья тотчас же догадался, что Дедал находится где-то рядом: только он знал искомый ответ. И все же Дедал не вернулся назад в темницу, так как царя Миноса сварили в кипятке во время купания. Этот мотив в сильно видоизмененной форме сохранился и в русском фольклоре, откуда его заимствовал П.П.Ершов, использовав в сказке "Конек-горбунок", где царь также сваривается в кипятке.

 

Теперь вновь обратимся к Соловецким спиралевидным лабиринтам. Можно ли понять и расшифровать их подлинный смысл и назначение? Начнем с того, что каменные спирали (рис.53) -лишь часть общих мегалитических комплексов, находящихся на Соловецких островах. Аналогичные спиралевидные изображения встречаются и в других частях Северной Европы68, включая Россию (рис.54, 54-а). Лабиринты и спирали или их изображения зафиксированы на всех континентах: в Африке (где в Египте их описал еще Геродот, но встречаются они и в Сахаре, и в Заире, и далее - до самого Юга), в Азии (рис. 55, 56), в Америке (рис. 57, 57-а) и в Австралии (рис. 58), вплоть до Новой Зеландии, где спиралевидный орнамент обнаруживается в татуировках маори- коренного населения этой далекой южной страны (рис.59), (впрочем, оно появилось там сравнительно недавно - в начале нынешнего тысячелетия, мигрировав из Океании). В ином обличиипредстает спиральный символ Древней Прародины в Южной Америке: помимо традиционного орнамента, он зафиксирован также в виде гигантского изображения обезьяны со свернутым в спираль хвостом (рис.60) - один из многочисленных и неразгаданных древнейшихрисунков в пустыне Наска. Рядом с этими хорошо известными, но до сих пор не объясненными наукой, рисунками имеется множество собственно спиралей - огромных и находящихся несколько встороне от песчаной картинной галереи.







Date: 2015-07-27; view: 370; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию