Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Целостная оценка профиля





Таким образом, зная те личностные особенности и характеристики состояний, которые определяются отдельными шкалами, а также учитывая их влияние друг на друга, можно перейти к целостной оценке профиля. В первую очередь, профиль должен рассматриваться через призму установки обследуемого на процедуру тестирования, которая выявляется соотношением шкал достоверности и высотой их показа­телей. Должны настораживать сглаженные профили, в которых контрастирующие по их содержательной стороне шкалы оказываются почти на одинаковом уровне, а показатели шкалы К или L достаточно высоки. При высоком F высота профиля может быть связана с разными причинами, приведенными ранее, однако в любом случае профиль будет заострен и завышен, что необходимо принимать во внимание при интерпретации.

При повышении в пределах нормативного разброса 1-й и 3-й шкал с относительно низкой 2-й и без значимого повышения профиля по другим шкалам следует обратить внимание на показатели L и К. Если они повышены /выше 60 Т, или более чем на 7 Т выше шкалы F/, то скорее всего речь идет о тенденции испытуемого "показать себя в лучшем свете", о стремлении к отрицанию каких-либо трудностей и проблем, об установке на улучшение результатов, о попытке дать „сверхнормальные" ответы и подчеркнуть свое дружелюбие, конформ­ность, альтруизм, в то время как на самом деле это может быть лишь фасадом, за которым скрываются различные проблемы и иной харак­тер. У таких испытуемых иногда и по шкале „?" может оказать достаточно высокий показатель. Интерпретация такого профиля сво­диться к констатации наличия установки на соответствие норматив­ности, профиль (особенно если он по 4—5-ти шкалам утоплен, т.е. их показатели находяться ниже 50 Т) следует обозначить как,, гипернормальный" и попытаться понять причины нежелания испытуемого раскрыться.

Если же шкалы достоверности находяться в пределах, выявляющих нормальную и достаточно откровенную реакцию на процедуру тестирования, то профиль типа '13—/ или 13'—/ отражает отсутствие должного осознания данной личностью имеющихся проблем и конфликтов, а интерпретация соответствует описанию его значения в соответствующем разделе настоящего руководства. При этом боль­шее звучание преобретает характеристика 3-й шкалы, так как эмоциональная яркость ее признаков нивелирует сдержанность, отражаемую 1-й шкалой. Лишь преобладание 1-й над 3-й на 5 Т и более дает основание ориентироваться на интерпретацию 1-й шкалы.

Сочетание 1-й с повышенными (или высокими) 2-й, 6-й, 7-й, 8-й и 0-й при низкой 9-й отражает проблему подавленной враждебности и характерно для так называемого „язвенного типа личности", отлича­ющегося педантизмом, догматическим стилем мышления, повышен­ной раздражительностью, дистантностью, требовательностью как к себе, так и к другим в вопросах морали, долга, ответственности. При высокой исполнительности, принципиальности и честности в работе, они проявляют мелочный деспотизм в контактах узкого круга, скрыт­ны, неловки и скованы в общении, тон высказываний назидательный, внешняя жесткость сочетается с внутренне ощущаемым напряжением и ранимостью по отношению к средовым воздействиям.

Высокие показатели 2-й шкалы, сочетающиеся со значительным повышением 1-й и 3-й, которые находятся в соподчиненной по отноше­нию к 2-й шкале позиции, а также повышенными 7-й и 8-й при пони­женной 9-й, свидетельствуют о выраженном эмоциональном диском­форте, трудностях адаптации хронического характера и чаще всего бывают связаны с невротическим развитием. Внешне поведение таких людей не бросается в глаза как отклоняющееся от нормы, но внутрен­няя дизгармония сказывается в постоянно ощущаемом индивидом напряжении, сниженном настроении с неуверенностью в себе, чувством несчастливости, заниженной самооценкой, преобладанием мотивации избегания неуспеха, низкой мотивацией достижения. 5-я шкала по-раз­ному влияет на тип реагирования в мужских и женских профилях, а 8-я приобретает разные значения в зависимости от остальных показа­телей профиля.

Успешность социальной адаптации — это хорошо сбалансированное соотношение между эгоцентрическими потребностями человека и требованиями социальной среды. Абсолютно уравновешенная, гармо­ничная личность отличается полной сбалансированностью умеренно выраженной тенденции к самореализации с хорошим самоконтролем, обеспечивающим полное соблюдение общепринятых нормативных требований среды. Чем больше выражен характер и индивидуальность человека, тем большая нагрузка выпадает на функцию контролиру­ющих систем, сохраняющих баланс. Это — основное отличие между конкордантной и дискордантной личностью, у которой внешние атри­буты нормативного поведения скрывают внутреннюю напряженность, и цена, которую „платит" личность за соответствие требованиям со­циума, может быть достаточно высокой. Если же баланс нарушается в связи с ослабленным самоконтролем в сторону спонтанной самореали­зации, то столкновение интересов личности и социума находит свое отражение в поведенческих реакциях, и цена этого дисбаланса в основ­ном оплачивается трудностями социума.

Для удобства целостной интерпретации профиля шкалы методики сгруппированы нами таким образом, что по ведущим пикам можно определить сперва обобщенно основной тип реагирования, а затем уже на основании значений шкал выявлять индивидуально-личностные особенности и уровень адаптированности обследуемого.

2-я, 7-я и 0-я шкалы отражают свойства гипостенического типа реа­гирования и свидетельствуют о преобладании тормозных черт харак­тера. Если в профиле эти шкалы значимо превалируют над другими, то выявляется конформность, социальная податливость, нормативность личности, отказ от самореализации. В любом профиле, отражающем реакцию личности на психотравмирующую ситуацию, конфигурация с ведущими шкалами гипостенического регистра выявляет невроти­ческий вариант дезадаптации или декомпенсацию личности в сторону усиления тормозных реакций.

4-я, 6-я и 9-я шкалы формируют стенический тип реагирования и позволяют описывать личность в характеристиках активности, силы, преобладания возбудимых черт. Умеренное повышение этих шкал в профиле свидетельствует о выраженной тенденции к самореализации и противодействии средовому влиянию. Если высота профиля говорит о нарушении адаптации, то вариант дезадаптации, соответствующий данному типу реагирования, проявляется поведенческими реакциями асоциальной или антисоциальной направленности. Это может быть конфликтное поведение, неконформность, авторитарность и стремление к доминированию, повышенное чувство независимости и отталки­вание от навязываемых авторитетов (в том числе проблемы пубер­татного периода). Высокие показатели профиля могут также отражать проблему алкоголизации, наркомании, делинквентного поведения.

Сочетание разнонаправленных тенденций, т.е. показателей как гипо- так и гиперстенических свойств, выявляет смешанный тип реагиро­вания, при котором высокая потребность самореализации сочетается со столь же высоким самоконтролем и тенденцией к оттормаживанию, сдерживанию поведенческих реакций. В этом случае оказываются перекрытыми каналы как невротического, так и поведенческого отреагирования, что сказывается на общем перенапряжении и прояв­ляется соматизацией внутреннего конфликта, т.е. психосоматическим вариантом дезадаптации, мишенью которого окажется наиболее слабое звено той или иной функциональной системы организма человека.

Показатели 1-й и 3-й шкал уже несут в себе характеристики смешан­ного типа реагирования, независимо от остальной структуры профиля, так как отражают проблему подавленной враждебности. Их присут­ствие в профиле, как правило выявляет смешанный тип реагирования, а другие показатели профиля — лишь дополнительная информация.

Определив надежность полученных данных и тот ракурс, который позволяет через призму выявленных у испытуемого установок рассмат­ривать сам профиль, после того, как выявлен общий тип реагирования, следует обратить внимание на степень адаптированности личности. Утопленный профиль может быть результатом неискренности ответов (об этом скажут шкалы достоверности), но может также свидетель­ствовать об определенной гипоэмотивности испытуемого, вялости его реакций, сниженном уровне мотивации достижения, малом диапазоне интересов. Нормальная, гармоническая личность может проявляться показателями линейного профиля, в котором все свойства уравнове­шены и ни одно из них не выражено более ярко, чем остальные. Но уравновешенность может проявляться и сбалансированностью разно­направленных тенденций, что создает почву для определенной напря­женности внутренне противоречивого личностного паттерна; однако внешне усилия, ценою которых личность достигает самокомпенсации, могут быть незаметны или проявляться крайне редко. Поэтому в про­филе, который находится на верхней границе нормы или слегка его превышает, выявляется пограничное между нормой и патологией состояние, - будь это повседневные трудности акцентуированной личности или заострение личностных особенностей в ситуации объек­тивно сложной; понимание стоящих за этими показателями проблем должно опираться на соотношение шкал, выявляющих гипостениче-ский, стенический или смешанный тип реагирования, на характеристики разных шкал и их взаимное влияние друг на друга - усиливающее или ослабляющее стоящие за ними тенденции.

В высоко расположенном профиле при интерпретации нас интере­суют в первую очередь пики, выносящие контур профиля за пределы нормы. Они определяют состояние испытуемого и показывают уровень личностной дезинтеграции, выявляя структуру ведущего синдрома, степень выраженности эмоционального напряжения, аффективной насыщенности переживаний обследуемого. Чем более выражены пики, чем меньше сопутствующие подъемы шкал, отражающих противопо­ложные данному пику тенденции, тем больше оснований говорить об устоявшейся структуре отношений испытуемого к сложившейся ситуа­ции, о хронически протекающей психической дезадаптации, а также о дефиците компенсаторных ресурсов личности. Напротив, плавающий профиль, в котором большинство шкал расположено выше верхней границы нормы, свидетельствует о состоянии общего стресса, в кото­ром задействованы различные защитные механизмы и напряжены множественные компенсаторные функции психической деятельности, направленные на нивелировку дезадаптации. И хотя при этом психиче­ская напряженность увеличивается, прогностически такой профиль более перспективен в плане нормализации состояния, особенно если речь идет о психогенных пограничных расстройствах.

В to же время умеренно повышенные профили (65—75Т), сочета­ющие в себе разнообразие шкал, отражающих выраженность разнонаправленных тенденций, могут быть результатом невротического (если преобладают шкалы гипостенического регистра) или патохарактерологического (если превалируют стенические признаки) развития. При этом сопутствующие ведущим пикам повышения являются отражением компенсаторной напряженности вторичных защитных механизмов. Подтверждением правильности разбиения шкал методики СМИЛ на группы по типу реагирования является тот факт, что профили, харак­терные для смешанного типа реагирования и, следовательно, для психо­соматического варианта дезадаптации, как правило, выявляются у лиц с наличием заболеваний психосоматического круга или вообще отража­ют проблему хронической дезадаптации личности на фоне длительно протекающего соматического заболевания.

(Л.Н. Собчик. „Психологические аспекты изучения психогенных и психосомати­ческих расстройств". Материалы научной конференции: „Психогенные и психо­соматические расстройства". Тарту, 1988).

При интерпретации, которая в известной степени подлежит обсужде­нию с испытуемым или теми лицами, от которых зависит судьба обсле­дованных, следует помнить, что любая, на первый взгляд, лестная характеристика, также как иные излишне суровые эпитеты, представ­ляют собой достаточно одностороннюю интерпретацию того или иного феномена. Каждое личностное свойство диалектично и имеет как лице­вую, так и „обратную сторону медали", поэтому характеристики, выявляемые той или иной шкалой, несут в себе разную смысловую нагрузку и по-разному могут рассматриваться в контексте личностных и общественных отношений, в сфере переживаний и профессиональной деятельности. Упрямство и педантизм несут в себе такие позитивные качества, как устойчивость интересов и соревновательность, повышен­ная тревожность наряду с робостью в принятии решений проявляется совестливостью и эмпатийностью в отношениях с окружающими, и т.д. В связи с этим при интерпретации следует обратить особое внимание на то, чтобы описание профиля не носило характера отзыва о плохих и хороших качествах индивида и не повредило человеку в глазах окру­жающих, а также не снизило его самооценку, поскольку позитивная самооценка является одним из непременных условий нормального существования личности; тем более это условие должно соблюдаться в контактах психолога с обследуемым, какую бы форму эти контакты не принимали. Этика психологического исследования предусматривает, что полученные данные должны служить интересам обследуемого человека и не принести ему вреда. В противном случае, доверие, прояв­ленное обследованным по отношению к психологу, будет неоправдано или полностью подорвано, а сама психология в глазах людей дискре­дитирована.

При самой искусной интерпретации следует помнить, что,, помимо сопутствующих любому исследованию 10% недостоверных профилей, надежность которых может быть снижена за счет мотивационных искажений, выявляемых шкалами достоверности, как правило, встре­чаются не менее 5% формально достоверных, но благодаря хитроумию обследованных недостаточно искренних или надуманных профилей, звучащих в известном смысле диссонансом по отношению к данным других психологических методик и наблюдаемой объективной реаль­ности. Такие профили могут встречаться при обследовании лиц с доста­точно высоким интеллектом в ситуации, когда результаты тестирова­ния могут иметь особую значимость для их дальнейшей судьбы. Однако, значительно чаще приходится сталкиваться с такими попытками повли­ять на результаты обследования, итогом которых является „сигнал" в виде повышения той или иной шкалы достоверности. Сочетание объективно имеющихся проблем с сюрсимулятивными (сюрсимуляция — попытка симулировать у больного, который себя таковым не считает) тенденциями проявляется такими контурами профиля, в которых можно усмотреть нарушение закономерностей декларируемой патологии. Так, реально переживаемое состояние психогенного стресса, отраженное в профиле в виде признаков, соответствующих по остроте характеристикам эмоционально сохранной личности, при попытке симулировать шизо­френию может переплетаться с искусственно вкрапленными показа­телями эмоциональной холодности, аутичности.

Учитывая характер требования вербальных методик, следует всегда помнить о том, что они могут спровоцировать у испытуемого доста­точно изощренную защитную реакцию на процедуру обследования. Поэтому, опираясь на данные только методики СМИЛ (или другого варианта MMPI) не следует рассчитывать более чем на 75%-ю достовер­ность. Надежность психологического тестирования повышается, если используется батарея тестовых методик. Особенно эффективно исполь­зование вербальных методик в сочетании с невербальными. Прекрас­ным дополнением к MMPI является метод цветовых выборов (адапти­рованный вариант цветового теста Люшера), миокинетическая психо­диагностика Мира-и-Лопеса, методика Сонди, рисованный апперцептив­ный тест PAT, Роршах-тест. Не все из них являются методами достаточ­но формализованными и стандартизированными, но психологические методы всегда были и останутся в известной степени искусством, а методика — всего лишь инструмент, который только в умелых руках способствует ваянию образа личности. Строгая стандартизация, увели­чивая надежность метода, одновременно уменьшает зону исследова­тельского поиска, оставляя за рамками эксперимента значительное количество вариаций личностных паттернов, не вошедших в структуру математической модели методики.

Целостный и наиболее близкий к реальному образу личности испы­туемого конструкт может быть получен только в многоуровневом исследовании, использующем разные методы, каждый из которых аппепирует к определенному уровню „дерева личности". Именно это сравнение напрашивается при попытке образно представить сложную структуру понятия „личность" в контексте психодиагностического иссле­дования.

Рассматривая модель „дерева личности", следует в первую очередь выделить особенности почвы, на которой оно произрастает; это — родительская семья и обусловленные их генетическими характеристи­ками врожденные биологические и психофизиологические свойства, которые питают „корни дерева", создавая основу и условия форми­рования конституциональных особенностей индивида, его темперамен­та. В процессе взаимодействия врожденных свойств индивида с окру­жающие миром и теми индивидуальностями, которые оказывают на него определенное воздействие, формируется личность.

Факторы среды, все богатство окружающего мира, культура социу­ма, его традиции, морально-нравственные устои, проблемы духовных и материатьных ценностей, значение власти и свободы, постижение категорий добра и зла — все это не просто находит отражение в созна­нии индивида, а опосредуется через его индивидуально очерченный стиль восприятия и переработки внешней информации. Индивидуаль­ный тип переживания, осмысления и воспроизведения средовых явле­ний, уходя корнями в генетическую предиспозицию, с первых дней реального существования человека вместе с социальными аспектами бытия формирует то, что в дальнейшем получает название Личность. Однако, никто не может сказать, в какой момент индивид в полной мере выступает в этом качестве, так как прочесе формирования лич­ности начинается с его первых дней, а его завершение невозможно датировать. Скорее всего - это процесс бесконечного развития и совер­шенствования, пока не наступает период спада или, как принято гово­рить в медицине, период обратного развития. Не нужно путать поня­тие „Личность", включающее в себя представление об индивиде как о Человеке с большой буквы, незаурядности, эталоне гражданственности, классового самосознания, с личностными свойствами каждого челове­ка, проблемы которого нас интересуют с точки зрения его психиче­ского здоровья или профессионального отбора, расстановки кадров или индивидуализации педагогического подхода, в контексте семейной психокоррекционной работы или психотерапии кризисных состояний, при решении вопросов психолого-психиатрической судебной эксперти­зы в отношении лиц, совершивших противозаконные действия, и разработке мер превенции делинквентного поведения подростков, гак как за всеми этими проблемами стоит личность как гораздо более ёмкое понятие, как целостное единство биологического, индивид­ного и социального.

Поэтому, продолжая портрет дерева личности, можно представить его основную часть - ствол — как структуру, определяемую ведущей тенденцией, или — чаще - суммой, сочетанием нескольких ведущих генденций, составляющих эмоционально-динамический паттерн лич­ности, основу индивидуально-типологического конструкта, прида­ющего качественную окраску, силу и направленность мотивации, мышлению, стилю переживания и межличностного общения, т.е. устой­чивые личностные свойства, формирующие канву характера человека.

Интегративным ядром этой сложной структуры является самосоз­нание, формирующееся в процессе познания самого себя и окружающе­го мира в постоянном сравнении через регуляторную функцию само­оценки и самоконтроля. Формирование „кроны" дерева личности, т.е. более сложных высших уровней личности - социальной направлен­ности, иерархии ценностей, морально-этических категорий - хотя и зависит в огромной степени от социального фактора, но все же имеет известные ограничения „степеней свободы" выбора, границы которо­го обусловлены субъективно окрашенным спектром предпочтений, определенным индивидуальным тропизмом в отношении одних ценнос­тей или видов деятельности и избеганием, неприятием других.

Соотношение разных уровней „дерева личности", т.е. разных аспек­тов многоуровневого исследования личности, представлено на рисунке N 5. В предлагаемой схеме индивидуально-типологические особенности отражены в системе координат. Характеристики полярного значения располагаются на разных концах координат, являющихся одновре­менно диаметром окружности, по периметру которой последовательно отмечены основные тенденции, определяющие устойчивые личностные свойства. Центральная часть схемы - характеристика типов высшей нервной деятельности, соотнесенная со свойствами нервной системы. Согласно работам отечественных психофизиологов — Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, B.C. Мерлина, Э.А. Голубевой, В.М. Русалова, эти характеристики представляют собой врожденные условия для форми­рования темперамента человека, являются базой для развития его характера. В то же время психологические портреты, обусловленные той или иной типологией и описанные психофизиологами, находят свое подтверждение в исследованиях методами психологической диагностики. Каждый нижележащий уровень психической организации содержит в себе те элементы, которые получают свое более полное развитие и дифференциацию на более высоком уровне, обогащаясь и формируясь в процессе взаимодействия природных задатков с мощ­ным влиянием факторов среды, социального окружения.

Рис, 5

Средние кольца схемы выявляют два аспекта: общую характеристи­ку типа реагирования („сильный" - стенический, „слабый" - гипостенический и смешанные типы реагирования с преобладанием стенических или гипостенических свойств) и типологическое разнообразие вариантов нормальных, гармоничных личностей с определенным харак­терологическим паттерном, т.е. с заметным преобладанием тех или иных индивидуально-личностных свойств. Количественные характе­ристики степени выраженности этих свойств могут перерастать границы сугубо нормальных проявлений индивидуально очерченных личност­ных особенностей, тогда их центробежная направленность служит ориентиром для оценки акцентации личности, а расположенные по периферии варианты дезадаптации показывают наиболее вероятное направление, в котором проявляется индивидуально — личностный стиль реагирования. При этом в основном имеются в виду пограничные нарушения, проявляющиеся под влиянием психогенных факторов.

Эти данные получены в результате статистической обработки и корреляционного анализа результатов психологического исследования с помощью батареи тестовых методик 3QQO испытуемых, их них 2000 -лица контингента нормы и 1000 больных с пограничными расстрой­ствами невротического регистра. Канонический корреляционный ана­лиз обнаружил достоверную связь факторов, выявляющих индиви­дуально-личностную предиспозицию, с типом реагирований и вариантом дезадаптации.

На следующем рисунке (см. рис. № 6) показано соотношение разных типов закодированных профилей СМИЛ с индивидуально-личностной типологией. Центральная часть схемы, отражающая спектр характероло­гических свойств гармоничной личности, иллюстрирована показателями шкал, позиция которых является доминирующей в профиле, не выхо­дящем за рамки нормативного разброса. По периферии окружности расположены профили, отражающие дезадалтивное состояние. Характер дезадаптации (акцентуация, невротическая реакция, психопатические черты, невротическое или патохарактеро­логическое развитие, неврозо-подобные проявления) может быть определен только клиническим исследованием. Здесь же представлена лишь структура эмоционального паттерна дезадаптации, генезис которой из самой схемы никак не вытекает.

Кроме того, она отражает различные варианты эмоционально-дина­мических паттернов, в каждом из которых прямая связь с типом дезадаптации предусматривает явное преобладание той или иной тенден­ции. Сочетание же тенденций и их сложные комбинации формируют мозаичность общей картины. Там, где сочетаются достаточно противо­речивые, разнонаправленные тенденции, наиболее выраженные показа­тели определяют направление дезадаптации, а несколько менее высокие показатели шкал противоположного значения выявляют компенсатор­ные механизмы, способствующие саморегуляции.

Date: 2015-07-27; view: 573; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию