Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Основы административного права РК





Административное право — отрасль права, регулирующая обще­ственные отношения в сфере государственного управления и устанав­ливающая административную ответственность за правонарушения, связанные с осуществлением государственного управления.

Сущность каждой отрасли права определяется тем, какие обществен­ные отношения они регулируют. Особенности этих общественных отноше­ний определяют предмет регулирования. А от него зависят иные признаки отрасли права: метод регулирования, система отрасли и другие.

Предметом регулирования административного права являются общественные отношения в сфере государственного управления. Эти отношения складываются в связи с реализацией исполнительно-рас­порядительными органами своих полномочий по регулированию раз­личных сфер общественной жизни (обеспечения и соблюдения прав и свобод человека, защиты всех форм собственности, охрана природы, экология, промышленность, торговля и т. д.).

В общественных отношениях, регулируемых административным правом, соответственно:

-реализуется государственная внутренняя и внешняя политика, обе­спечивается соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина, создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека;

- отражается особый вид государственной деятельности по практи­ческой реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти;

- выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулиру­емой сфере и соответствующие им государственно-правовые сред­ства воздействия на общественные связи.

Такие общественные отношения называются управленческими. Они и составляют предмет административного права. При этом не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управлен­ческими, могут быть отнесены к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, ком­мерческих структур и т. п.) тоже характеризуются как управленческие. Однако назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит не в выражении интересов госу­дарства, а в обеспечении необходимой самоорганизации (организации собственных дел). Поэтому предметом административного права следу­ет считать государственно-управленческие отношения.

Существует несколько оснований классификации государственно-управленческих отношений. В зависимости от целей административно-правового регулирования (это наиболее распространенная классифика­ция) выделяются две группы таких отношений:

вертикальные отношения, или отношения организационного под­чинения. Это внутриорганизационные отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распреде­лением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т. п. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные ор­ганы, их структурные подразделения, а также должностные лица; горизонтальные, или внешние отношения, связанные с непо­средственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные).

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это — метод правового регулирования общественных отношений. Как правило, выделяются два основных ме­тода правового регулирования — диспозитивный (дозволяющий) и им­перативный (обязывающий). Для административного права характерен императивный метод, который в юридической науке часто называется административно-правовым методом регулирования. Его основными признаками являются следующие обстоятельства.

Во-первых, для механизма административно-правового регулиро­вания наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, то есть предписания (включая запреты).

Во-вторых, как следствие первого, административно-правовое ре­гулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения.

В-третьих, для управленческих отношений, регулируемых админи­стративным правом, характерна следующая взаимосвязь управляющих с управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически-властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона, либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой, то есть налицо юридическое неравенство субъектов этих правоотношений.


В-четвертых, определенная ограниченность воли субъектов отно­шений. Им предоставляется возможность выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование по­ведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора.

В-пятых, властность и односторонность не исключают исполь­зования в необходимых случаях дозволительных средств, допуска в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (процессуальное равенство).

Система административно-правовых норм включает две части: Об­щую и Особенную.

Общая часть административного права объединяет:

нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан

и их объединений;

административно-правовой статус субъектов исполнительной власти;

методы реализации исполнительной власти;

правовые формы управления; государственно-служебные отношения;

административное принуждение и особенно — административную

ответственность;

контроль и надзор.

Особенная часть регулирует управленческие отношения в той или иной отрасли или сфере управления. Эта группа норм отражает специ- фику управления в экономической, социально-культурной и админи­стративно-политической сферах.

Изложенные исходные позиции позволяют определить админи­стративно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование обществен­ных отношений в сфере исполнительно-распорядительной деятельно­сти органов исполнительной власти или государственного управления. В административно-правовых нормах непосредственно выража­ется регулятивная роль административного права, проявляющаяся в следующем:

- одним из основных назначений административно-правовых норм является обеспечение эффективной реализации в сфере государ­ственного управления конституционных прав и свобод граждан и их негосударственных объединений, а также их правовая защита;

- административно-правовые нормы обеспечивают должную упо­рядоченность организации и функционирования всей системы исполнительной власти (государственного управления);

- административно-правовые нормы предназначены для обеспече­ния эффективной реализации механизма исполнительной власти; административно-правовые нормы обеспечивают прочный режим законности и государственной дисциплины в общественных отно­шениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

- административно-правовые нормы, в отличие от многих других от­раслей казахстанского права, имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобро­совестное выполнение их требований и т. п.); административно-правовые нормы довольно часто устанавливают­ся непосредственно ее субъектами в процессе реализации исполни­тельной власти.

Административно-правовые нормы различны по своей регулятив­ной направленности и соответственно по своему юридическому содер­жанию. Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: мате­риальные и процессуальные.


Материальные административно-правовые нормы характеризуют­ся тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений.

Процессуальные административно-правовые нормы регламенти­руют динамику государственного управления и связанных с ним управ­ленческих отношений. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установ­ленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

Важное значение имеет классификация административно-право­вых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания:

- обязывающие, то есть предписывающие в предусмотренных дан­ной нормой условиях совершать определенные действия; запрещающие, то есть предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой;

- уполномочивающие, или дозволительные (диспозитивные), нор­мы, то есть предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению;

- стимулирующие (поощрительные) нормы обеспечивают с по­мощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управ­ленческих общественных отношений;

- рекомендательные нормы — их природа отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязатель­ного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимо­отношениях субъектов исполнительной власти и негосударствен­ных формирований.

Реализация административно-правовых норм означает практиче­ское использование содержащихся в них правил поведения.

Известны два основных способа реализации административно-правовых норм: исполнение и применение.

- Исполнение административно-правовых норм — точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.

- В отличие от исполнения, применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных актов управления, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм.

административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, склады­вающиеся в сфере деятельности исполнительной власти и государствен­ного управления. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности. Важнейшие среди них следующие:


-в этих отношениях одной из сторон выступает орган или долж­ностное лицо органа исполнительной власти или государственного управления;

- соответствующий орган или должностное лицо реализуют в адми­нистративно-правовых отношениях предоставленные им государ­ственно-властные полномочия;

- участники (субъекты) данных правоотношений юридически не равны между собой;

- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке (хотя за последние годы все больше и больше таких споров рассматривается судами).

Существует значительное разнообразие административных право­отношений. Первоначально можно выделить следующие две груп­пы — внешние (возникающие непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам) и внутри- организационные (возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления) административно-правовые отношения.

В зависимости от целей деятельности отношения могут быть ре­гулятивными или охранительными; наиболее известная разновидность последних — деликатные.

Различают субординационные и координационные администра­тивно-правовые отношения. Для первых характерна авторитарность (властность) юридических волеизъявлений субъекта управления. Они как раз являются собственно административными. Вторые — это, как правило, такие управленческие связи, в которых авторитарность отсут­ствует (например, отношения между несоподчиненными исполнитель­ными органами).

Наиболее значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием, по­глощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные административно-правовые отношения есть власти отношения, в которых реализуется непосредственное управляющее воз­действие субъекта управления на тот или иной объект, который далеко не во всех случаях ему организационно подчинен.

Горизонтальными административно-правовыми отношениями при­знаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равно­правны.

Субъектный состав административно-правовых отношений образуют:

- органы исполнительной власти (государственного управления); должностные лица органов государственной власти и местного са­моуправления;

- индивидуальные субъекты административного права- граждане РК, иностранные граждане и лица без граж­данства, находящиеся на территории РК;

- коллективные субъекты предприятия, учреждения, иные ком­мерческие и некоммерческие организации.







Date: 2015-07-27; view: 744; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию