Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономическая деятельность в период хаджаВ эпоху невежества (джахилийи) люди считали, что торговля, а также перевозка и доставка в различные пункты назначения пассажиров и грузов в период хаджа является делом противозаконным и греховным (харам). Они считали, что для людей, занимающихся делами подобного рода, обряд паломничества теряет свою силу. Поэтому в период хаджа у мусульман возникало естественное желание убедиться в том, сохраняют ли свою силу положения эпохи невежества, либо, согласно воззрениям Ислама, они утратили свое значение. тогда и был явлен аят, в котором им сообщалось: Вы не совершите греха, если [во время хаджа] будете искать милости от своего Господа Этот аят объявляет неверным положение, существовавшее в эпоху джахилийи, согласно которому торговля во время хаджа считалась прегрешением. В нем сообщается, что коммерческая и иная подобная деятельность в период хаджа не подлежит осуждению и что люди могут беспрепятственно наслаждаться благами, дарованными Аллахом, и пользоваться прибылью, добываемой ими своими трудами и хлопотами. Как указывается в мусульманской литературе, посвященной различным аспектам хаджа, в этом аяте, в добавление к этическим, политическим и культурным моментам, затрагивается также и его экономическая сторона. Ее смысл состоит в том, что прибытие мусульман из различных районов мира к Каабе и их массовый сбор для целей паломничества могут послужить хорошим фундаментом для совместного движения на благо экономического развития мусульманских государств. Этот гигантский съезд позволяет людям, чьи умы заняты экономическими проблемами, встречаться друг с другом непосредственно до или после отправления обрядов паломничества и совместными усилиями способствовать упрочению основ экономической жизни мусульманских стран. Так, например, посредством правильно организованного торгового обмена они могли бы построить сильную и устойчивую национальную экономику, которая обрела бы независимый характер, избавившись от необходимости обращаться со своими нуждами к недругам и иноверцам. Подобного рода коммерческие контакты и торговые отношения сами по себе являются, таким образом, средством укрепления позиций мусульманских государств в их противостоянии врагам Ислама. Ни одно государство не может добиться полной независимости, не обладая сильной экономикой. Но, с другой стороны, очевидно, что коммерческая деятельность должна, естественно, играть вторичную роль по сравнению с этическими и религиозными целями хадджа и ни в коем случае не занимать доминирующую позицию по отношению к ним. К счастью, у паломников достаточно времени для всех этих занятий как до, так и после совершения ритуалов поклонения. Хишам ибн Хакам рассказывает, что однажды он спросил Имама Садыка (ДБМ), почему Аллах предписал верующим совершать обход Каабы и исполнять обряды хаджа. Имам Садык (ДБМ) ответил: «Воистину, Аллах создал людей… и повелел им совершать это дело (хаддж), которое содержит в себе акт религиозного послушания и служит благу их мирских дел. Он повелел мусульманам на востоке и на западе Земли собираться (в период хаджа) вместе, чтобы они могли узнать друг друга, чтобы каждый народ мог воспользоваться произведениями ремесел других народов, чтобы владельцы мулов и верблюдов могли получать прибыль (сдавая в аренду другим своих животных), чтобы люди могли познакомиться с речениями и деяниями нашего Пророка (ДБАР), которые, таким образом, останутся жить в их памяти и не будут преданы забвению. Ведь если каждый народ станет говорить только о себе и о том, чем он живет, то все они будут повержены, их города обращены в руины, богатства, добытые торговлей, разграблены, а история жизни и суждения Пророка (ДБАР) канут в небытие. Такова философия хаджа». [247] …Когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в запретном месте (Муздалифа) Повеление, которое содержится в этом отрывке рассматриваемого аята, связано с тем, что после совершения обрядов в долине Арафат паломники должны перейти к Маш‘ар аль-харам (Священному памятнику), расположенному между Миной и Арафатом, где происходит поминание Аллаха. Поминайте, как Он вывел вас на истинный путь… Эта фраза гласит, что в знак благодарности Аллаху за то, что Он вывел людей на истинный путь, паломникам надлежит совершить в Маш‘ар аль-харам поминание Его имени с благоговением, достойным того руководства, которое Он им ниспослал. В то время мусульманам было нетрудно оценить значение этого великого дара, то есть Божественного наставления на путь истинный, поскольку они еще недалеко ушли от той эпохи, когда жители Аравийского полуострова находились в полном невежестве и заблуждении, а потому отчетливо сознавали, что Аллах избавил их от ложных представлений и уберег от несчастий, направив в благословенное лоно этой пречистой религии – Ислама. …в то время, когда вы были в числе заблуждающихся
|