Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достоинства этого аята





По поводу достоинств этого аята существует предание в передаче имама Садыка, (ДБМ) согласно которому Пророк (ДБАР) как-то сказал: «Когда правоверный раб произнесет 'Хвала Аллаху, Господу миров', славя Господа так, как Он того достоин, ангелы не смогут ничего записать ему по поводу этого восхваления. Аллах спросит у них, почему они не записали на счет верного раба его никакой награды за произнесенные слова. И ангелы, объясняя, почему они не записали никакого вознаграждения, спросят, как же они могут понять и каким мерилом измерить высочайшую ценность слов, содержащих хвалу, которой может быть удостоен только Он один? Тогда Аллах Всевышний скажет им, чтобы они записали произнесенные слова, а Он одарит Своего раба за похвалу, как Сам сочтет нужным». [20]

Слово /рабб/ в своем исконном смысле означает 'хозяин чего-либо, что он улучшает и совершенствует'.

В своем абсолютном смысле это слово применимо только к Аллаху, если же в арабском языке оно используется в отношении кого-либо другого, за ним неизменно следует дополнение, отвечающее на вопрос 'чего?', как например, /рабб ад-дар/ 'хозяин дома' или /рабб ас-сафина/ 'хозяин судна'. При этом в любом случае значение этого слова включает в себя оттенок 'совершенствова-ния, воспитания'.

В Маджма‘ аль-баян приводится и другая версия, согласно которой слово /рабб/ означает 'значительную персону, чьим приказам подчиняются люди'. Однако вполне вероятно, что оба варианта значений имеют общее происхождение.

Слово /‘аламин/ - это множественное число от /‘алам/ 'мир', и используется оно здесь в значении 'совокупность разнообразных живых существ, которых объединяют общие признаки или общее для них пространство и время'. Так, например, мы говорим: мир человека, мир животных, мир растений; либо: восточный мир, западный мир; либо: сегодняшний мир, вчерашний мир. Таким образом, когда слово /‘алам/, которое само по себе подразумевает множественность, употребляется во множественном числе, то его следует понимать в значении 'Мироздание'.

Автор комментария «Аль-манар» говорит, что, по словам имама Садыка, (ДБМ) /‘аламин/ означает только 'человечество', и далее, уже от себя, добавляет, что в Коране это слово употребляется в этом смысле и в других сурах, как, например: «…чтобы он стал увещевателем для обитателей миров» (Аль-Фуркан (Различение) - 25:1).[21]

Слово /‘аламин/, безусловно, во многих случаях используется в Коране в смысле 'человечества', но иногда оно может приобретать и более широкое значение, включающее и другие создания Аллаха, например: «И лишь Аллаху – Господу небес и земли, Господу [обитателей] миров – хвала!» (Аль-Джасия (Коленопреклоненные) - 45:36), или: «Фир‘аун спросил: 'Кто же Господь обитателей миров?' - [Муса] ответил: 'Господь небес и земли и того, что между ними…» (Аш-Шу‘ара (Поэты) - 26:23, 24).

Интересно, что имам Али (ДБМ), как пишет Садук в «‘Уюн аль-ахбар», говорил, комментируя эту фразу: «[Фраза] /рабб аль-‘аламин/ относится ко всему живому и неживому в сотворенном мире». [22]

Между этими двумя высказываниями, естественно, нет никакого противоречия, поскольку, несмотря на то, что понятие /‘аламин/ обладает очень широким значением, человек, тем не менее, это – важнейшее из всех существ, населяющих мир, а потому зачастую рассматривается в качестве центральной фигуры, от которой зависят и перед которой уходят в тень все остальные существа. Поэтому, когда имам Али (ДБМ) истолковывает термин /‘аламин/ в смысле 'человечества', то имеет в виду, что человек среди всего бесчисленного сонма живых существ является целью и венцом творения.

Заслуживает внимания также тот факт, что иногда понятию /‘алам/ 'мир' придается двоякий смысл: 'большой мир' (макрокосм) и 'малый мир' (микрокосм), где 'малый мир' означает человека в том смысле, что в человеческой личности собраны все те же силы, которые управляют и 'большим миром'. Человек воплощает в себе, по существу, целую Вселенную. Повелитель правоверных (ДБМ) в одной из своих поэм писал, обращаясь к человеку: «Ты думаешь, что ты – лишь малый сгусток плоти, но знай, что весь великий мир [макрокосмос] в тебе, как в капле, заключен». [23]

Одной из причин, побудивших нас уделить столь пристальное внимание многогранному значению слова /‘алам/ 'мир', является то, что слово это стоит после фразы /аль-хамдулиллах/, воздающей всю хвалу одному только Аллаху, в выражении /раббил-‘аламин/, призванном аргументировано разъяснить предыдущий тезис. Мы говорим, что вся хвала воздается одному только Аллаху, ибо только Ему, Господину и Покровителю, принадлежат все достоинства, совершенства и блага мира.

* * *

«Всемилостивому, Милосердному»

Date: 2015-07-27; view: 279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию