Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Работа оператора со светом
Свет не только необходимое условие для получения изображени, и одно из самых могучих творческих средств кино и телевидения. Самые тонкие нюансы настроений и чувств можно выявить и подчеркнуть при помощи света. Искусство работы со светом играет в профессии оператора огромную роль. Один и тот же кадр (портрет, пейзаж, интерьер, натюрморт), по-разному освещенный, производит совершенно различное, иногда противоположное впечатление. «Искусство оператора является особым видом изобразительного искусства, которое может быть охарактеризовано как искусство изображения посредством СВЕТА движущихся трехмерных предметов на двухмерной поверхности» (профессор А. Д. Головня). «Искусство возникает, по-видимому, там, где трава под солнцем начинает смеяться. Я говорю об определенном видении мира. Художник — это не просто тот человек, который держит в руках кисть и палитру, а тот, который мыслит изображениями» (С. П. Урусевский).
Работа оператора со светом в павильоне. Возникновение и развитие фото-, телепавильонов. Прародителями сегодняшних кино- и телепавильонов можно с полным основанием считать студии художников-живописцев. Эти мастерские представляли собой просторные помещения с большими окнами, выходящими, как правило, на север, чтобы прямые солнечные лучи не попадали в студию. Ровный мягкий свет, при котором создавались живописные произведения, способствовал точной цветопередаче и был стабилен в течение всего дня.
Когда появилась фотография, чувствительность фотоматериалов была настолько мала, что снимать можно было только на натуре и то в солнечную погоду. Даже при таком обилии света экспозиция исчислялась минутами. Человек, портрет которого пытался запечатлеть фотограф, должен был сидеть неподвижно в течение 1-2 минут. Использовались даже специальные струбцины, фиксирующие голову. Если солнце перекрывалось облаками или поднимался ветер, заставляющий человека моргать, съемка срывалась. Фотографы-портретисты мечтали уподобиться живописцам, изолироваться в студиях и не зависеть от капризов погоды. Этот процесс шел по двум направлениям: с одной стороны — повышение чувствительности фотоматериалов, с другой — увеличение мощности искусственных источников света. Как только приборы искусственного света обрели достаточную мощность, позволяющую снимать на фотопластинках «повышенной» чувствительности, съемки портретов, сцен, групп переместились в немедленно появившиеся фотостудии. Фотографы-портретисты могли быть вполне довольны своей судьбой — они более не зависели от изменчивой природы.
Появилось кино. При скорости, съемки 16 кадров в секунду — а именно такая скорость, была стандартной в немом кино — экспозиция составляла всего 1/30 долю секунды. С такой экспозицией можно было снимать только на натуре. Но природа непостоянна, а актерам, играющим в фильмах, надо платить в любую погоду, даже если съемка отменена из-за ненастья. Повторился процесс «вхождения» кинематографистов в павильон, который некогда произошел в фотографии. С одной стороны, увеличивалась мощность электроосветительных приборов, с другой — повышалась светочувствительность кинопленки. Не надо забывать, что этот процесс происходил при капитализме, когда лозунг «повышение производительности труда» не был пустыми словами. Необходимость проведения съемок в павильонах диктовалась не только капризами изменчивой погоды, но и стремлением продуктивно работать.
Создание фильма — предприятие весьма дорогое, и возможность уподобить технологию киносъемки производственному процессу — цель очень заманчивая. Когда стали строить специальные киностудии, назывались они вначале кинофабриками. Работа при нормальной организации съемок мыслилась в три смены. И сегодня нередки случаи ночных съемок или каких-либо вспомогательных работ (разборка и установка декораций, окраска, оклейка обоев и т.п.). Появление кинопавильонов позволяло при производстве фильмов иметь четкий график съемок и не зависеть от погоды.
Современные кино- и телепавильоны — это сложные инженерные сооружения с довольно высокой энерговооруженностью. В малых павильонах можно снимать макеты, детали, титры, комбинированные кадры. В больших павильонах площадью 1000 и более квадратных метров можно устанавливать декорации улиц, фрагменты кораблей, разыгрывать сражения и т.д. Какие требования предъявляются к техническому оснащению павильонов? 1. Прежде всего павильон должен быть отлично звукоизолирован для возможности проведения синхронных съемок. Для этого коробка павильона часто ставится на отдельном, независимом от остального здания фундаменте. Любые вибрации почвы и шумы улицы не должны ощущаться в павильоне. 2. Павильон обеспечивается механизированным рабочим потолком с подвесными лесами-платформами. На этих платформах, снабженных для безопасности ограждениями, устанавливаются осветительные приборы мощностью 3-20 кВт. Механизированный потолок позволяет «подвесить» осветительный прибор в любой координатной точке павильона. 3. Павильон должен иметь специальную сеть звукозаписи и связи. 4. В павильоне должна быть установлена мощная система приточно-вытяжной вентиляции в промышленном исполнении. Это необходимо для проведения съемок сцен пожара, когда уже после первого дубля образуется огромное количество дыма, который нужно быстро удалить и наполнить павильон свежим воздухом для съемки следующих дублей. 5. Сеть пожарного водопровода служит той же цели: быстро погасить огонь. Возможность устранения пожара должна быть предусмотрена не только в тех случаях, когда снимаются сцены пожара. Декорации в любых эпизодах изготовлены, как правило, из дерева, ткани, пластика и других легковоспламеняющихся материалов. И, несмотря на специальную пропитку декораций, пожарный водопровод необходим. 6. В тех павильонах, где снимаются сцены пожара, наводнения, бури на море, т.е. там, где образуется большое количество воды, пол гидроизолируется и устанавливается система производственной канализации для отвода воды. 7. Для освещения декорации необходима система осветительных приборов. Приборы с лампами накаливания, использующие переменный ток, и приборы с дугами интенсивного горения (ДИГи), работающие на постоянном токе, устанавливаются не только на подвесных лесах, но и на лесах по периметру самой декорации, а также на полу.
24.работа с первым источником света(Основной- рисующий)
Аналитические и справочные материалы > Некоторые особенности освещения при портретной съемке
Некоторые особенности освещения при портретной съемке
Автор: Дмитрий Самоделов
Портрет – это, пожалуй, наиболее распространенный и сложный для качественного выполнения жанр фотосъемки. Разумеется, небольшая статья не способна заменить специализированный фотокурс или дать начинающему фотографу необходимый «портретный» опыт. Однако она наверняка поможет новичкам более продуктивно общаться с опытными коллегами, позволит грамотно подобрать комплект осветительного оборудования, да и просто даст представление о неотъемлемых составляющих «правильного» портрета.
Классификация портрета
Портрет классифицируется по нескольким признакам, причем наиболее часто – по условиям, в которых он сделан, и масштабу изображения человека. По первой характеристике разделяют портрет студийный (постановочный) и репортажный. Съемка студийного портрета подразумевает специальную подготовку: организацию съемочного пространства (предметный или беспредметный фон, интерьер), настройку осветительного оборудования, работу над внешностью модели (выбор костюма, макияж). Репортажный портрет – это съемка в процессе какого-либо события, в существующих условиях, часто «навскидку», серией кадров с высокой частотой. Однако наиболее востребован и актуален на сегодня промежуточный между двумя классическими вариант, тяготеющий одновременно и к студийному, и к репортажному типу. Для него организуется пространство (в интерьере или на пленере), выбирается костюм и макияж модели, включаются дополнительные персонажи, подготавливается осветительное оборудование. По второй характеристике (масштабу) выделяют: фрагментарный, головной, погрудный, поясной, поколенный и ростовой портреты. В дополнение к основной классификации, деление портретов может производиться по количеству запечатленных людей (одиночные, парные, групповые), по тональному решению изображения (низкий и высокий ключ). Данная статья в большей степени посвящена вопросам освещения и организации съемочного пространства при работе над студийным или «переходным» портретом.
Классификация освещения
В зависимости от светового рисунка освещение, которое используется в процессе съемки, делится на два типа: светотеневое и светотональное. Образно говоря, светотеневое освещение – это солнечный свет (рисунок жесткий, тени густые), а светотональное освещение – свет рассеянный, подобный тому, который бывает в облачную погоду (тени мягкие или отсутствуют вовсе). Каждый тип освещения имеет свое применение и дает определенные преимущества. Светотеневое освещение, которое достигается при помощи металлизированных отражателей (часто небольшого размера), подчеркивает объем и фактуру, однако одновременно преувеличивает недостатки кожного покрова или недоработки в костюме модели. Светотональное освещение достигается использованием матированных отражателей большого размера с дополнительными рассеивающими насадками (зонты, софт-боксы, стрипы). При таком освещении свет как бы заполняет собой рельеф поверхности, скрадывая таким образом недостатки и значительно уменьшая объем послесъемочной ретуши.
Пример светотеневого освещения
Для освещения модели использован жесткий направленный свет, который подчеркивает фактуру кожи. Тени ничем не смягчены, но для создания настроения некоторой «театральности» теневая сторона подработана мощным «контровиком», который попадает в кадр. Достаточной высокое положение основного источника света, находящегося практически в боковом освещении, подчеркивает объем, одновременно имитируя световую ситуацию, которая могла бы сложиться в обычных условиях.
|
|
| Пример светотонального освещения
С правой стороны модель освещена большим софт-боксом, который установлен на уровне головы и имитирует свет от окна. Свет очень мягкий, тени хорошо рассеяны. Теневая сторона в достаточной степени освещена естественным рассеянным светом из окна.
|
|
Подбор осветительных приборов по степени значимости (порядок включения осветительного оборудования)
Как уже упоминалось, студийное освещение обычно сравнивается с тем или иным видом естественного. Это может быть солнечный свет (направленный или рассеянный) или искусственное, обычное для помещений, освещение. Важно понимать, что в нормальных условиях источник света один (солнце, лампа на потолке), а дополнительные (рефлексы от окружающих объектов на улице или дополнительные лампы в комнате), если и присутствуют, то имеют меньшую, по сравнению с основным, мощность. Основной источник света, который задает рисунок освещения и называется рисующим. Установка рисующего света и выбор его типа (светотеневой или светотональный) происходит при учете общих задач съемки и особенностей строения лица модели. Поскольку для зрителя привычно верхнее расположение светильника, прибор может быть сразу установлен несколько выше головы портретируемого, а тонкая настройка произведена позже, так, чтобы минимальной и по возможности рассеянной была тень от носа, а тени на глазах, если глаза модели глубоко посажены, отсутствовали. В горизонтальной плоскости можно выделить следующие положения осветительного прибора: фронтальное, переднедиагональное, боковое, заднедиагональное, контровое. Выбирая угол падения света в горизонтальной плоскости, следует опять же ориентироваться на черты лица модели и существующий свет. Наиболее распространены положения светильника от фронтального до бокового. Однако в некоторых случаях, когда надо показать форму и объем, могут быть использованы заднедиагональное или контровое положения. Однако если ограничиться установкой основного (рисующего) источника света, результат вряд ли можно будет назвать безупречным. Контраст изображения будет избыточным, на неосвещенной стороне появятся глубокие тени, а в случае выбора светотеневого типа освещения станут явственно видны дефекты кожи. Для того чтобы нивелировать эти недостатки, необходимо подключить к системе второй осветительный прибор, который в обязательном порядке должен давать мягкое рассеянное освещение, иметь большую площадь рассеяния, и быть меньшей мощности. Второй осветительный прибор устанавливается, чаще всего, во фронтальное положение. Его свет деликатно заполняет густые тени, полученные от основного осветителя, однако не создает вторую тень и не нарушает установленный ранее рисунок. По тому действию, который он оказывает на изображение, такой свет называется заполняющим. С его помощью снижается контраст изображения, скрадывается большое количество мелких, образованных неровностями кожи, теней, частично «выбеливаются» крупные тени и обеспечивается плавный переход от самого светлого к самому темному, что позволяет с максимальной правдоподобностью показать объем. Такой источник бывает удобно использовать и в качестве рисующего, поскольку мощный поток хорошо рассеянного света дает возможность добиться качественного бестеневого освещения. Иногда два таких источника устанавливаются фронтально или под небольшим углом друг к другу. Это достаточно удобно при съемке групп, однако создает опасность исказить черты лица «одиночной» модели. Отдельно нужно сказать об использовании в качестве источника заполняющего света экрана-отражателя. Среди неоспоримых достоинств этого устройства – дешевизна (по сравнению с осветительным прибором), компактность в сложенном виде, универсальность и наличие как минимум двух (может быть и пяти) разных отражающих поверхностей. Кроме того, с помощью экрана-отражателя невозможно получить вторую тень от носа, появление которой вполне может стать результатом неправильного обращения с источником заполняющего света. Следующим включается фоновый свет, который придает изображению необходимую глубину, расширяет перспективу, освещает предметы интерьера. Чаще всего источник фонового света дает достаточно жесткое направленное освещение (особенно для беспредметного фона). Для формирования на фоне различных световых пятен, узоров, имитации света из окна или от расположенного в кадре источника используются разнообразные насадки, тубусы, линзы, шторки и многое другое. Для равномерного освещения беспредметного фона применяются два прибора, установленные по обе стороны под углом в 45º. После создания основного светового рисунка, смягчения теней и освещения фона, работу по настройке освещения можно в целом считать законченной. Однако для некоторых видов съемки необходимо использование контрового и моделирующего света. Источник контрового света устанавливается позади модели и, будучи невидимым, подсвечивает абрис. Эффект контрового света отлично выглядит на пышных прическах, иногда с его помощью имитируют солнечный свет. Также для подсветки прически, элементов макияжа или аксессуаров используется моделирующий свет, который узким пучком, регулируемый с помощью шторок, тубусов и собирающих линз, направляется на требующий светового акцента участок. Остается напомнить, что мощность приборов всегда согласуется с рисующим светом и в классической схеме освещения не может перебивать его. Наиболее ярко (в процессе съемки возможно присутствие бликов) в такой схеме должны быть освещены кончик носа, лоб и скула со стороны размещения прибора рисующего света.
Рисующее освещение
Включен единственный источник освещения, который установлен под углом 45º к модели и находится в переднедиагональном положении. Источник света направленный, тени жесткие и глубокие. Подчеркивается фактура и рельеф поверхности кожи. В данном случае их неровности придется обязательно смягчать с применением других источников света, а в дальнейшем – окончательно убирать при помощи послесъемочной ретуши.
|
|
| Заполняющее освещение
Включен заполняющий источник освещения (софт-бокс) установленный фронтально на уровне головы модели. Тени значительно ослаблены, рельеф и фактура кожи смягчены, хотя основной световой рисунок остался без изменений.
|
|
Экран-отражатель в качестве источника заполняющего света
Поскольку экран-отражатель не имеет самостоятельного свечения, его действие на светотеневой рисунок очень деликатно и во многих случаях недостаточно. Для того, чтобы эффект был в какой-то степени ощутим, экран должен быть расположен в непосредственной близости от объекта съемки. Особенно это касается матовых рассеянных поверхностей.
|
|
| Фоновой и контровой свет
Включение фонового освещения уменьшает контраст изображения и приводит освещение фона в тон (световой, а не цветовой) соответствующий тону лица. Легкий контровой свет подсвечивает волосы модели.
|
| |
Date: 2015-07-27; view: 1723; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|