Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Транснациональные компании
В настоящее время трудно представить себе мировую экономическую систему без транснациональных компаний (ТНК). Именно с появлением ТНК формируется новый экономический порядок, мировая экономическая система переходит на следующий уровень организации и диктует свои условия входящим в нее подсистемам. Транснациональные компании сегодня — это прежде всего финансовые корпорации. В современных условиях причиной, наиболее сильно влияющей на интеграцию бизнеса, является информационная связь, в том числе информационная связь банков. Без развитой системы информационных потоков такая система существовать не смогла бы. Имея мощную информационную сеть, ТНК способна непосредственно влиять на экономическую и политическую ситуации и даже определять их. То есть интеграция бизнеса позволяет поменять тенденции в мировой системе, способна в значительной степени изменить направление развития всей системы. Транснациональная компания (ТНК) — особый вид корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей деятельность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние общества. ТНК в широком смысле понимается как компания, ведущая операции в глобальном масштабе через свои филиалы и дочерние предприятия. Глобализация деятельности фирмы является завершающим шагом в направлении ее транснационализации. В современных условиях глобализация деятельности фирм является залогом их выживания. Стремление к глобализации отмечается как у крупных (более 100 млн долл. годовых продаж), так и у средних (25-100 млн долл.) и небольших (5-25 млн долл.) фирм. Процесс глобализации требует разработки соответствующих стратегических планов. По результатам опроса радиоэлектронных фирм США, реализацией планов глобализации заняты 45% фирм, 32% — ведут разработку планов глобализации, 13% — собираются заняться, 10% — не видят в этом смысла. Структура американских промышленных фирм по степени активизации зарубежной деятельности приведена в таблице:
Различные предприятия, входящие в ТНК могут быть разной формы собственности: акционерная, кооперативная, государственная или частная. Основные стратегии глобализации американских промышленных фирм представлены в таблице:
Современные ТНК отличаются от многонациональных фирм, появившихся в 60-х гг. XX в. В поисках дешевой рабочей силы многонациональные фирмы открывали за пределами своей страны преимущественно сборочные предприятия, осуществляя НИОКР и сбыт готовой продукции в своей стране. Руководство, как правило, было из страны головной фирмы. В настоящее время ТНК создает на территории других стран не только производственные предприятия, но и научно-исследовательские центры, отделы сбыта и маркетинга, привлекает к руководству представителей разных стран. Благодаря этому удаленные от технических центров регионы приобщаются к новейшим достижениям науки и технологии. В ТНК часто возникают проблемы, связанные с национальной неоднородностью персонала. Люди разных культур, работающие вместе, требуют особого подхода к управлению кадрами, согласования их интересов. Обычно в филиалах или дочерних фирмах нанимают местных управляющих. Очень важны аспекты обмена информацией внутри ТНК. Многие ТНК накопили огромный опыт организации и управления, сочетая международную интеграцию производства и локальную гибкость управления. Управляющий в ТНК не должен быть связанным коллективным внутригрупповым мышлением, так как это может помешать взаимодействовать с другими филиалами и выбирать оптимальный вариант развития для ТНК в целом. В современных американских и европейских ТНК к руководству подразделениями подбирают национальные кадры не только для зарубежных филиалов, но и для руководства фирмой в целом. Например, «Хьюлетт-Паккард» перевела штаб-квартиру отделения по производству персональных компьютеров из г. Саннивейл (штат Калифорния) в г. Гренобль (Франция), где расположено предприятие и научно-исследовательский центр этого отделения. Президентом отделения назначен француз. В последние годы японские фирмы стали открывать за пределами страны не только производственные подразделения, но и научно-исследовательские центры. Но главные решения принимаются в головном офисе, который расположен в стране, причем иностранцы в них обычно не работают. Фирмы «Сони», «Хонда», «Мацусита» одними из первых среди японских фирм привлекли к руководству филиалами представителей других стран. В 1989 г. впервые за 30 лет существования фирмы «Мацусита-электрик» в Америке ее президентом был назначен американец, однако региональный управляющий всеми филиалами фирмы «Мацусита» в США — по-прежнему японец. Для сравнения: филиал фирмы «ИБМ» в Японии был открыт в 1939 г., а уже с 1941 г. его возглавлял японец. Членами правления фирмы «Сони» в 1989 г. стали американец и швед. Это единственная крупная японская фирма, решившая привлечь иностранцев к руководству на столь высоком уровне. Главной причиной активизации зарубежной деятельности компаний мирового класса является необходимость ускорения поставки продукции или услуг заказчику. По мнению экспертов, ТНК имеют следующие преимущества:
Международное разделение труда позволяет сократить время и стоимость новых разработок. Перерастание корпораций в ТНК хорошо видно на примере американской фирмы «Дженерал электрик». Последовательно проводя политику глобализации, эта корпорация создала на территории 22 стран (не считая США) научно-исследовательские, производственные и сбытовые отделения с общей численностью занятых 49 тыс. чел., что составляет почти 17% от общей численности фирмы. Доля зарубежных продаж этой фирмы составляет около 25%. Управление всеми зарубежными отделениями осуществляется через спутниковую систему связи. Некоторые данные, характеризующие деятельность крупнейших ТНК, приведены в таблице:
В таблице приведены доли зарубежных продаж, но эти данные не дают представления о том, какая доля товаров той или иной ТНК произведена за пределами головной организации. Когда ТНК. принимает решение о расширении деятельности за рубежом, она выбирает страну и регион на основе таких факторов, как рыночные условия, факторы производства, наличие квалифицированных кадров, наличие коммуникаций и пр. Однако следует знать, что для разных видов подразделений ТНК требуются разные условия размещения. Основные подразделения ТНК: главная штаб-квартира; региональные офисы; центры НИОКР и собственно производственные подразделения, а также перечислены основные условия их размещения. При размещении штаб-квартиры важную роль играет наличие финансовых и информационных центров, разветвленной сети деловых услуг, современных средств связи. Так, например, «Техас инструменте» имеет около 50 предприятий в 19 странах, управляет ими с помощью спутниковой системы связи. Региональные офисы предъявляют те же требования; кроме того, еще необходима обеспеченность средствами транспорта. Как правило, региональные офисы размещаются в крупных городах и столицах. Центры НИОКР совсем недавно в основном располагались в стране базирования головной фирмы. Но в последние годы они часто перемещаются в те страны, для которых создается продукция. Важным условием для размещения центров НИОКР является наличие квалифицированных кадров. Производственные подразделения чувствительны к наличию дешевой рабочей силы, к цене на землю, к условиям коммерческой и политической безопасности. Появление ТНК — это естественное продолжение процесса самоорганизации мировой системы. Роль национальных экономик в мировом экономическом процессе как самодостаточных экономических систем непрерывно снижается. Планета превращается в единую экономическую систему: ни одна страна не может быть вне этого процесса. Общий рынок беспощадно расправляется с промышленностью тех стран, производительность труда которых ниже среднего уровня. Для национальных экономических систем важно вовремя найти свое место и свою роль в мировой системе, чтобы стать полноправным элементом макросистемы, почувствовать себя необходимой частью единого целого. Date: 2015-07-27; view: 493; Нарушение авторских прав |