Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Деловая стратегия и оргкультура
Организационную культуру можно рассматривать как выражение ценностей, которые воплощены в миссии, целях, организационной структуре, в кадровой политике и т.д. То есть организационная культура пронизывает все виды деятельности на предприятии. Отличительной особенностью компаний мирового класса является симбиоз деловой стратегии и организационной культуры. Так, на американской фирме «Моторола» каждый сотрудник получает карточку, на которой, кроме главного девиза: «Уважительное отношение к каждому», изложены провозглашаемые фирмой убеждения, цели, инициативы. Ниже приводится содержание карточки, из содержания которой следует, что деловая стратегия и культурные ценности составляют неразрывное целое: Наши убеждения. Мы надеемся, что всегда:
Наши цели. Мы должны добиться:
Основные базовые цели и направления политики формируются в форме деловых установок, заявлений высшего руководства, долгосрочных целей и проводимой политики, однако реализуются они с помощью духовных ценностей, преданности фирме, творческих инициатив. Действительно, высшее руководство является одним из ключевых ресурсов компании, и система ценностей высшего руководства влияет на структуру целей предприятия. Однако человек наверху не может навязывать свою философию, он должен добиваться интеграции ценностей служащих компании и владельцев акций. Цели проявляются через стандарт поведения, они доводятся до сознания на совещаниях, через журнал, издаваемый компанией, через лозунги, во время проведения курсов или собраний. Система целей фирмы «Мацусита», включающих в себя деловые установки, принципы, духовные ценности, долгосрочные цели, представлена на рисунке:
Свою миссию компания видит в улучшении качества жизни людей и снабжает их дешевыми электробытовыми приборами. Миссия подкрепляется принципами. Кодекс поведения сотрудников определяется духовными ценностями. Эти ценности постоянно повторяются на утренних собраниях, записаны в лозунгах компании. Духовные ценности оказывают влияние не только на поведение внутри фирмы, но и формируют отношения с элементами внешней среды. Социальная ориентация, в противовес ориентации на прибыль, является основанием для хорошего сотрудничества между фирмой и правительством, между руководством компаний и профсоюзом, между покупателями и производителями, между бизнесом и системой образования. Выдающийся теоретик и практик управления К. Мацусита убежден, что чувству ответственности нельзя научить: оно возникает в человеке, когда он становится главным действующим лицом в порученном деле и получает соответствующие полномочия для его выполнения. При сравнении двух людей, один из которых действует, руководствуясь приказом, а другой имеет возможность самостоятельно размышлять, придумывать самые разные проекты, можно видеть, что именно у второго рождаются желание, и энтузиазм, и, само собой разумеется, сообразительность, и новые идеи. Вся суть в том, чтобы результат вбирал в себя талант, фантазию, опыт самого исполнителя, лишь в этом случае конечный продукт предприятия будет добротным во всех отношениях. Глубокая заинтересованность и самоотдача в работе часто выступают как духовные критерии делового успеха. Подчеркивая свою социальную роль, фирма подчеркивает понимание себя, как части единого целого, всего лишь элемента, входящего в надсистему и выполняющего функции и задачи надсистемы. С другой стороны, грамотный руководитель должен учитывать и обратное воздействие поведения корпорации на общество. В настоящее время появилось множество исследовательских работ, исследующих взаимосвязь между общей и организационной культурой фирм. В этих работах отмечается общий упадок нравственности и интеллектуального уровня западной культуры, который отражается на общем состоянии экономики стран. Потеря нравственных начал — грозное знамение наступающей деградации. В настоящее время необходимо говорить об экологической культуре. Для большинства управляющих крупнейших корпораций разговоры об экологии лишь некоторая форма прослыть современными. На самом деле совсем скоро экологические причины будут определять положение компании в ряду мировых компаний, и место компании в этом ряду будут определять ее взаимоотношения с Природой. От того, как компания вписывается в окружающую среду (надсистему) и выполняет экологические регламенты, будет зависеть ее будущее. Трудно преувеличить важность организационной культуры для конкурентоспособности компаний. Глобализация экономики изменила мир, поставив страны лицом к лицу на едином мировом рынке, сделав их одновременно продавцами, покупателями, конкурентами. Выиграет тот, у кого окажется больше преимуществ. Авторы книги «Американский менеджмент на пороге XXI века» предсказывают лидерство Японии и формулируют основные ее преимущества; система образования, мотивация, способность перестраиваться, меньшая острота конфликтов в обществе, внимание к производительности труда и качеству. Самым главным конкурентным преимуществом длительного действия Японии они называют систему образования. Культ учебы — не только в школе; он сохраняется всю жизнь и выражается в интенсивных внутрифирменных программах обучения, в обучении дома и повседневной жизни. По мнению многих ученых, основанием современной концепции, которая во главу угла ставит не деньги и не вещи, а человека, послужили первые «кружки качества». Автором и исполнителем этой концепции заслуженно считают Коносуке Мацусита, который в разгар депрессии 1965 г. начал заниматься вместо производства продукции «производством человека», затрачивая огромные ресурсы на обучение и воспитание персонала в компании «Мацусита дэнки». В 1981 г. вышла книга Т. Асодзу, который долгое время работал в этой компании. На русском языке название книги звучит примерно так: «Производство человека по Коносуке Мацусита». Ниже приведены семь ключей «производства человека» по К. Мацусита: 1. Нужно остро чувствовать необходимость в производстве человека. «Расцвет государства — в людях, и упадок государства — в людях», — учили древние мудрецы. И в бизнесе главное — люди. Успеха добивается то предприятие, на котором возможности человека используются более эффективно. Отправной точкой для высшего менеджмента должно быть понимание того, что без работников экстракласса у предприятия нет будущего. Воспитание таких работников — важнейшая забота менеджера. 2. Уважение к человеку. Думая о «производстве человека», К. Мацусита, безусловно, имел в виду интересы компании. Но в то же время он был убежден — развитие способностей человека осуществляется прежде всего в интересах самого человека. Увольнение «избыточного» персонала в период, неблагоприятной конъюнктуры и потакание сотрудникам тогда, когда рабочих рук не хватает, подрывают доверие к менеджменту, а это негативно сказывается на воспитании персонала и недопустимо с точки зрения долгосрочных интересов компании. 3. Ясно сформулировать деловую идеологию и миссию предприятия. Каждая компания, независимо от ее размера, должна иметь определенные цели, отличные от получения прибыли; цели, которые оправдывают ее существование в мире. Персонал компании, осознающий, что работает не только за хлеб насущный, но и ради достижения общей высокой цели, получает стимул к более напряженному труду. 4. Необходимость стремления к прибыли должна быть осознана служащими компании. Любое подразделение должно приносить прибыль. Не получать ее равносильно преступлению. Причем не только по отношению к компании, сколько по отношению к обществу и государству. В стремлении к прибыли поощряется рационализация, снижение издержек, разработка новых видов товаров. Не разрешается снижать заработную плату и увеличивать продолжительность рабочего дня. «Производство человека» на предприятии тем и отличается от школьного обучения, что не ограничивается передачей знаний. Оно заключается в том, чтобы «производить экономически мыслящих людей — людей, обладающих реальной способностью приносить прибыль, используя свои знания на практике. 5. Постоянно стремиться к улучшению условий труда и повышению благосостояния служащих компании. Никакие благородные предпринимательские идеи не увлекут людей, если должным образом не будут удовлетворены их материальные потребности. Плохие материальные условия невозможно компенсировать психологической пропагандой. Без стремления управляющего к улучшению условий труда подчиненных работники высокого класса появиться не могут. 6. Наполнить сердца людей надеждой. Человек растет тогда, когда у него есть мечта Предоставить возможность осуществить ее на предприятии — значит, создать атмосферу воспитания великолепных работников. Менеджер, не вселяющий в души людей мечту, несостоятелен. Когда работаешь, не нужны жертвы. Наиболее результативен тот труд, который приносит радость. 7. Правильный взгляд на человека — в основе всего. Производство человека — это другой уровень по сравнению с изготовлением вещей и добыванием денег. В этом производстве не принесет успеха знание отдельных технических приемов. Здесь важно иметь свое представление о предназначении человека в мире и смысле его существования. Прежде всего нужно ясно понимать истоки могущества и величия человека. Необходимо уважать его индивидуальность, принимать каждого таким, каков он есть. Дух «рэй», чувство благодарности ко всему живому и неживому, ко всем людям — об этом нельзя забывать, вступая на путь человека. Как бы ни было велико значение индивидуальных способностей человека, его действительное величие — в потенциале общего знания. Только через активизацию общего интеллекта возможны и развитие, и прогресс общества, и жизнь человека в мире и процветании. Предприятие также развивается за счет активизации общего знания персонала компании. Поэтому управление, в которое вовлечены все служащие, обладает неисчерпаемым потенциалом. Именно эти идеи лежат в основе построения современных организационных структур управления органического типа. От типа организации, превалирующего в экономике, зависит степень ее развитости и возможности гибко и быстро изменяться в соответствии с требованием времени. В конечном счете это определяет конкурентоспособность организации в условиях информационного общества. Date: 2015-07-27; view: 388; Нарушение авторских прав |