Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация как объект менеджмента
Теперь рассмотрим организацию как систему, содержащую волевой момент, в том числе в краткосрочном плане, что не характерно для рыночных институтов. Организация окажется, очевидно, той основной единицей, где принимаются экономические решения. Иными словами, одновременный учет поведения, связанного с выбором решения, и того факта, что это поведение реализуется в рамках структуры и зависит в основном от установленных взаимосвязей между участниками, представляет собой фундаментальный, методологический ориентир в экономике организаций. С другой стороны, осуществить управленческий выбор — значит обработать серию информационных сообщений с целью принять решение о действии, которое само станет сигналом, информацией для других единиц принятия решений (см. рисунок).
Одна из функций экономической организации — обработка и производство информации. В качестве функции организации рассматривается процесс ее определенной деятельности — все то, что должна сделать организация и с какими параметрами для того, чтобы в определенных условиях достичь поставленных целей. Известны три составляющие организации: люди, цели, управление. Люди объединяются в организации только потому, что порознь, в одиночку непосредственно не могут достичь своих индивидуальных целей — идеального для них результата деятельности. А поэтому при достижении собственных целей они вынуждены двигаться по цепочке: «объединение в организацию» — «достижение целей организации» — «распределение результатов деятельности» — «достижение индивидуальных целей». Причина этого — свойство эмерджентности сложных систем — несводимость свойств целого (организации) к свойствам отдельных элементов (ее подразделений и отдельных людей — индивидуумов). Поэтому достижение целей организации, за счет которых возможно достижение индивидуальных целей, может быть обеспечено лишь определенной совокупностью людей, технологий, средств производства. Разделение труда между сотрудниками позволяет им обеспечить выполнение функций и достичь целей организации с меньшими издержками. Чтобы достичь цели, люди в организации добровольно передают ей часть своих индивидуальных свобод. При осуществлении производственных процессов действует логическая связь: «проблема — мотив — решение». Проблема, достигшая остроты, при которой индивидуум готов к действию, становится мотивом. Появление мотива порождает необходимость принять решение о том, каким же образом достичь поставленных целей. В процессе достижения организационных целей и решения индивидуальных задач между сотрудниками организации могут возникать конфликты. Эти конфликты угрожают существованию организации. Поэтому организация является средством разрешения конфликтов и гармонизацииотношений в процессе достижения целей. Таким образом, организация одновременно выступает как:
Все организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики. Эти общие черты, кратко изложенные ниже, помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять. Ресурсы. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Зависимость от внешней среды. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна организация не может быть «островом в себе». Организации полностью зависимы от окружающего мира (от внешней среды) как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь. Горизонтальное разделение труда. Вероятно, самой очевидной характеристикой организации является разделение труда. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда. Классическим примером горизонтального разделения труда па производственном предприятии служит, например, производство, маркетинг, финансы. Подразделения. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами или службами (эти подразделения формируются как по географическому принципу, так и по отдельным видам деятельности). Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Итак, в организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т. е. горизонтальное разделение труда. Вторая, называемая вертикальной, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. Необходимость управления. Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т. е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности. Современная отечественная литература освещает проблематику понятия и сущности организации (предприятия) по-разному в зависимости от цели исследования данного явления. В своей работе Коротков Э. М. дает краткое определение термина «предприятие» как «организационно обособленной единицы в экономической системе». Такое определение, нам кажется, предполагает, что эта единица находится в общей и глобальной экономической системе, причем обособленность данной единицы (т. е. автономность, самостоятельность ее деятельности) не мешает ей органически взаимодействовать с этой общей или глобальной системой. Следовательно, исследование проблематики эффективности менеджмента организации должно быть найдено именно в вопросах взаимодействий этой системы и ее социально-экономической системы. Авторы другой работы придерживаются точки зрения, что организация — это «совокупность людей, групп, объединившихся для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение». Поскольку организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей, и они имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики, то это играет большую роль при рассмотрении организаций как объектов управления. Для управления функционированием и развитием организаций требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников. Исходя из такого понимания организации управлению отводится роль производственной функции, и все отношения организации с окружающей средой решаются с помощью выработки стратегии, реакции,выживания, адаптации. В современных условиях хозяйствования рассмотрение организации в качестве закрытой системы не даст основания полагать, что даже внутреннее управление организацией будет эффективным, не говоря уже об общем управлении. В работе Смирнов Э. А. рассматривает организацию как процесс, явление и как систему. Как процесс организация — это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление — это объединение элементов для реализации программы и цели, действующей на основании определенных правил и процедур. Как система организации — это целое, созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности. Такая система имеет вход, внутреннюю среду, выход, обратную связь, внешнюю среду. Такое понимание организации играет решающую роль в исследовании концепции эффективности менеджмента организации, так как исследование концепции эффективности, по нашему мнению, должно опираться, во-первых, на понимание организации как совокупности действий (сознательных и целенаправленных), ведущих к образованию взаимосвязей (внутренних, причем согласованных); во-вторых, на наличие правил и процедур (внутренних и институциональных), обеспечивающих реализацию намеченных программ и целей; в-третьих, на рассмотрение организации как открытой системы, предполагает взаимодействие организации с ее окружением: эффективная организация изменяет свое окружение к своей выгоде (см. рисунок).
В своей работе Мильнер Б. концентрирует внимание на координируемый и социальный аспекты понятия организации. По его определению, «организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» — то, что организация состоит из людей или групп лиц, взаимодействующих между собой». Таким образом, «организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость координации». Эти два аспекта организации, по нашему мнению, непосредственно затрагивают проблему эффективности менеджмента. Во-первых, если сознательная координация, по утверждению автора, понимается как управление в целом, то по логике вещей эффективность управления должна быть сосредоточена в функции координации. Однако что такое координация? И с помощью каких механизмов можно ее осуществлять? В современной отечественной литературе по управлению понятие координации сводится либо к разряду структурно-содержательного аспекта управления наряду с другими аспектами, такими, как регулирование, планирование, организация, контроль (учет), исследование и активизация, либо как одна из функций управления производственными функциями—планирование, прогнозирование, организация, координация, стимулирование и контроль деятельности работников; либо как функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность, главная ее задача — достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними, причем эта функция обеспечивает взаимосвязь всех остальных функций управления — планирования, организовывания, мотивации и контроля3; либо координация представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия определенных или всех частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач, и она обеспечивает целостность, устойчивость организации. Во всех этих определениях, за исключением последних двух, координация рассматривается как одна из многих функций управления. Если это так, тогда организация лишается самой главной основы — целостности и устойчивости, и тем не менее исследование эффективности ее менеджмента становится бесполезным. С помощью каких механизмов координационная деятельность осуществляется? Только Мильнер Б. предлагает следующие механизмы: неформальные, непрограммируемые, программируемые безличные, программируемые индивидуальные и программируемые групповые. Очевидно, что речь идет о механизмах принятия управленческих решений, хотя данный автор впрямую не говорит об этом. Эти механизмы принятия решений хорошо описаны в работе. И тогда становится очевидным, что исследование эффективности менеджмента в целом должно сосредоточиться в исследовании различных аспектов координации, т. е. в исследовании вопросов принятия управленческих решений вообще, и вопросов выбора решений в частности. Во-вторых, социальный аспект организации состоит в вопросах «взаимодействия членов групп» организации. Взаимодействие членов организации осуществляется за счет функции координации. Однако это только один аспект социальной системы организации (межличностный), который опирается на систему ценностей участников организации. Для осуществления этого аспекта разрабатываются различные технологии. Другой аспект — отношения по уровням управления, т. е. отношения между различными уровнями управленческой структуры и организационной иерархии. Эти отношения имеют свои организационные и информационные содержания, т. е. эти отношения исходят как из внутренних характеристик организации, так и из отношений между организациями на рынке. Например, когда одна фирма (организация) покупает товары у другой, она, в сущности, оценивает его не ниже издержек продавца, а значит, любая состоявшаяся сделка улучшает чистое благосостояние общества. Таким образом, только рыночная система хозяйствования обеспечивает достижение чистого социального эффекта. Именно в такой системе проявляется социальный аспект эффективности менеджмента организации. В этом контексте институциональная система менеджмента играет решающую роль в выявлении и укреплении социального аспекта менеджмента, особенно в период социально-экономических преобразований, с помощью разработки различных программ и проектов. В этой связи автор справедливо замечает, что «упорядочение организационных структур в процессе применения социальных технологий, «инструментализация» норм не только не противоречит дальнейшему развертыванию демократии, становлению гражданского общества, принятию альтернативных решений, но, наоборот, являются их необходимой предпосылкой, позволяющей привести в движение подлинные резервы гласности и учета потребностей и интересов людей». Однако социальный аспект органически связан с целевым назначением самой организации. Само существование организации предполагает, что у нее есть некоторые цели и мотивы жизнедеятельности. Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о трех составляющих: видении, миссии и целях (см. рисунок).
Всю совокупность ориентиров деятельности организации можно разделить на три основных типа;
К идеалам экономической организации можно отнести ее видение. Понятие «управление видением» широко используется, поскольку на практике оно показало себя как сильный инструмент руководства. Определение видения как воспоминания о будущем гениально. Мысленный образ придает стабильность видениям подобно стабильности воспоминаний. К некоторым людям видение приходит легко, что способствует их успеху. Зачастую события происходят согласно видению. Однако не все так просто, поскольку само видение не содержит ничего сверхъестественного. Ценность видения в том, что оно отмечает массу ненужных (не относящихся к делу с точки зрения видения) действий и приучает своего «носителя» к тому, чтобы он мог стать хорошим оппортунистом. Он узнает о возникающих возможностях и может использовать свой шанс совершенно иначе, чем «лишенный» видения человек. Последний не может применить таких возможностей, поскольку не знает, для чего они нужны. Видение можно назвать связью между бизнесом и корпоративной культурой, которая создает общую шкалу для оценки результатов деятельности персонала. Очевидно, что понятие видения тесно связано с предпринимательством в том смысле, что первое мобилизует огромную энергию как у лидеров, так и у занятых. Великие лидеры имеют великие видения. Понятие видения длительное время использовалось в основном в науке о поведении, что подрывало к нему доверие многих прагматичных лидеров. По мере расширения его применения оно стало использоваться в организациях, где господствуют технократические тенденции, что уменьшает его достоверность. Ведь технократы — это экономисты и инженеры, нацеленные на рациональное ведение деятельности и игнорирующие человеческий фактор. Следует отметить, что сильная сторона понятия видения состоит именно в акценте на человеческий фактор, поскольку оно зримо рисует весьма благоприятную ситуацию для сотрудников организации и потребителей результатов ее деятельности. Поэтому важно избегать включения в видение количественных целей типа прибыли на капитал, доли на рынке и других показателей, которые делают видение тривиальным и значительно снижают силу его воздействия. Кроме того, видение должно исходить от того человека или тех людей, которые его вырабатывают. Оно не может делегироваться другим руководителям, которые, в свою очередь, будут с пафосом и вдохновением передавать его дальше. Определение видения как мечты имеет то преимущество, что довольно просто отличать его от таких понятий, как концепция и стратегия. Миссия является гораздо более конкретным ориентиром, чем видение. В отличие от видения у миссии есть своя финишная черта — период времени, по истечении которого она должна быть выполнена. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение сочеталось с напряжением сил в организации, с определенным риском деятельности. Срок выполнения миссии должен быть обозримым и достаточно небольшим (чаще всего это пятьлет) для того, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть результаты своего труда. Так же, как и видение, миссия дает общее направление деятельности организации. Вместе с тем существуют широкое и узкое понимание миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации обычно редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут происходить в организации и в среде ее функционирования. В этом случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Так для чего лее все-таки формулируется миссия, что она дает для деятельности организации? Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т. п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды. Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией. Выбор цели организации является одним из наиболее ответственных моментов в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия развития организации, тактика, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий. Иными словами, цель является тем самым стержнем, вокруг которого формируется управленческая деятельность. Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т. е., говоря иначе, цель — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижеиие которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность, По установившемуся мнению, существуют два вида целей с той точки зрения, какой период времени требуется для их достижения. Это долгосрочные и краткосрочные цели. В основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, долгосрочные. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для краткосрочных и долгосрочных целей. Однако па практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного года, и соответственно долгосрочные цели достигаются через два-три года. Разделение на долгосрочные и краткосрочные цели имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными. В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом. Одними из самых важных целей для стратегического управления являются цели роста организации. Данные цели отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или может наблюдаться сокращение. Соответственно этим темпам роста могут устанавливаться цели быстрого и стабильного роста и цель сокращения. Процесс установления целей (см. рисунок) в различных организациях проходит по-разному.
В одних организациях установление целейполностью централизованно, в других же организациях может быть полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный характер — между полной централизацией и полной децентрализацией. Каждый из данных подходов имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки. Так, в случае полной централизации при установлении целей все цели определяются самым верхним уровнем руководства организации. При таком подходе все цели подчинены единой ориентации. Это является определенным преимуществом. В то же время у этого подхода есть существенные недостатки, суть одного из которых состоит в том, что на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление. В случае децентрализации в процессе установления целей участвуют наряду с верхним уровнем и более низкие уровни организации. Есть две схемы децентрализации установления целей. При одной процесс установления целей идет сверху вниз. Декомпозиция целей происходит следующим образом: каждый из нижестоящих уровней в организации определяет свои цели на основе того, какие цели были установлены для более высокого уровня. Вторая схема предполагает, что процесс установления целей идет снизу вверх. В этом случае нижестоящие звенья устанавливают себе цели, которые служат основой для установления целей последующего, более высокого уровня. Как видно, для разных подходов к установлению целей характерно наличие существенных различий. Однако общим требованием к установлению целей является то, что решающая роль во всех случаях должна принадлежать высшему руководству. С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, что процесс целеполагания в организации состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй — выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации. Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:
Для осуществления эффективного управления недостаточно лишь сформулировать цели, поставленные организацией при управлении объектом. Для того чтобы система управления была конструктивной, необходимо наличие критериев, позволяющих оценить степень достижения цели. В работе приводится пример точечных целей, поставленных фирмой «Сан Бэнкс» по удовлетворению потребностей своих сотрудников. Подцелями этой цели являются: «повысить удовлетворенность своих сотрудников на 10% в год»; «увеличить продвижение по службе на 15% в год»; «снизить текучесть кадров на 10% в год». Следует отметить, что степень достижения сформулированных выше целей действительно можно измерить, если будет уточнено, как измерить степень удовлетворенности своих сотрудников или степень продвижения сотрудников по службе. При оценке степени удовлетворенности сотрудников трудно указать количественную шкалу в чистом виде, по которой степень удовлетворенности может учитываться. Скорее всего это должна быть вербально-числовая шкала, которая включает и содержательное описание градаций шкалы, и их численные значения. Однако этого еще недостаточно для измерения степени достижения самой указанной цели, поскольку сравнительная весомость подцелей не определена. Для того чтобы измерить степень этой цели, необходимо определить сравнительную весомость подцелей, характеризующую их сравнительный вклад в достижение этой цели. Например, фирма может считать, что подцель «снизить текучесть кадров на 10% в год» в 1,5 раза важнее, чем подцель «повысить удовлетворенность своих сотрудников на 10% в год», и в два раза важнее, чем подцель «увеличить продвижение по службе на 15% в год». Процесс формирования целей может быть организован, например, таким образом: сначала формируется генеральная цель — цель 0-го уровня, а затем последовательно цели более низких иерархических уровней, «раскрывающие» непосредственно предшествующие им цели более высокого иерархического уровня. В процессе формирования целей можно использовать такие подходы, как аналитическое изучение, каузальный эмпиризм. Аналитическое изучение предполагает построение модели изучаемой системы для получения более четкой картины о входных и выходных переменных. Такой анализ позволяет получить более четкое представление о целях соседних иерархических уровней. Подход каузального эмпиризма предполагает наблюдение за процессом принятия решений и выявление целей различного иерархического уровня в результате таких наблюдений. Процесс формирования целей может идти и в противоположном направлении: от целей менее высокого иерархического уровня к целям более высокого иерархического уровня (снизу вверх). При таком подходе может быть использован метод составления аналитических обзоров, поскольку он может дать много целей более низких иерархических уровней, которые впоследствии обобщаются до уровня целей более общего характера. Одна из причин того, что цели невыражаются в количественной форме,—трудность количественного выражения целей. Но для эффективного управления организацией это необходимо. Но если дерево целей построено, оно оказывается гораздо более эффективней набора мероприятий, построенного традиционными методами. Поскольку цель — это состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация, то для того, чтобы иметь возможность реального управления объектом, необходимо уметь измерять степень достижения цели. Это необходимо по многим причинам, в частности, только имея возможность оценить степень достижения цели, можно вовремя скорректировать управленческие воздействия. Оценить степень достижения цели можно лишь с помощью соответствующего критерия. Критерий должен, с одной стороны, адекватно отражать степень достижения цели (все основные аспекты), а с другой стороны, быть измеримым. В частности, это может быть количественный показатель, характеризующий экономическую эффективность деятельности предприятия; это может быть критерий, позволяющий использовать для получения количественной оценки качественную оценку состояния объекта; это может быть информация, позволяющая проранжировать состояние объекта по предпочтительности. В то же время критерий должен позволять оценивать именно степень достижения цели, к которой стремится организация. Многие критерии, которые используются для оценки степени достижения цели и для которых существует понятная шкала и уровень значения этих критериев однозначно определяется, носят объективный характер. Однако в ряде случаев можно лишь воспользоваться субъективными критериями, которые соответствуют системам ценности управленца. Таким образом, чтобы система целей, сформированная организацией, была измеримой, необходимо, чтобы существовал набор критериев, а для каждого критерия - соответствующая ему шкала, которые позволяют определить степень достижения каждой из целей. Только при наличии такой системы критериев и шкал, а также при наличии коэффициентов, позволяющих оценить сравнительную важность различных целей, а значит и соответствующих им критериев, можно лишь эффективно осуществлять процесс управления. Действительно, устанавливать наличие значительных отклонений в ходе реализации принятых управленческих решений, осуществлять корректировку принятых ранее решений, в полной мере задействовать механизм обратной связи можно лишь, если иметь эффективный инструментарий для своевременного установления наличия отклонений в ходе реализации решений, в ходе достижения поставленных организацией целей. Если деятельность организации достаточно сложна и разнообразна и цели, к достижению которых она стремится, представлены в виде дерева целей, то в виде дерева могут быть представлены икритерии, с помощью которых оценивается степень достижения целей, входящих в состав дерева целей. Такое представление системы критериев позволяет более эффективно отслеживать ход реализации поставленных организацией целей. Формирование дерева критериев наиболее целесообразно осуществлять параллельно с формированием дерева целей организации:
Рисунок: дерево целей и критериев их отбора: А, В, С — критерии отбора целей
Одновременный процесс формирования деревьев целей и деревьев критериев способствует более точному определению целей, стоящих перед организацией. Дополнительную информацию при формировании целей дает определение способа оценки их достижения. Структура дерева критериев аналогична структуре дерева целей организации. После того как сформированы цели, стоящие перед организацией, и критерии, позволяющие оценить степень их достижения, необходимо определить задачи, решение которых позволит организации реализовать поставленные цели. Задачи в виде конкретных заданий ставятся перед непосредственными исполнителями. При этом задание должно быть ясно и четко сформулировано, чтобы, с одной стороны, у исполнителя была полная ясность, как задание должно выполняться, а с другой стороны, чтобы была возможность проконтролировать ход и результаты его выполнения. Особую роль как при определении целей, стоящих перед организацией, так и при определении задач и заданий по реализации поставленных целей играет ресурсное обеспечение. При этом при формировании стратегии и тактики организации должны учитываться не только ресурсы в обычном понимании, но и в обобщенном смысле, т. е. и материалы, и технологии, и люди, и информация, а также имеющиеся деловые связи, положение на рынке и т. д. Часто ресурсы бывают ограничены. При этом, в зависимости от конкретной ситуации, различные виды ресурсов могут быть узким местом. Так, если цели влекут большие материальные затраты, то приходится ограничиваться теми целями и средствами их достижения, которые укладываются в бюджет организации. Одним из основных умений современного управленца является умение рационально распределить и воспользоваться имеющимися в распоряжении организации ресурсами. Проблема рационального распределения ресурсов является одной из основных проблем планирования деятельности современной организации. Однако никогда не следует забывать о том, что основной смысл постановки любой цели — в ее достижении. А достигнута цель может быть только при условии эффективной реализации планов, в соответствии с которыми организация действует. Date: 2015-07-27; view: 1174; Нарушение авторских прав |