Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема. Словообразовательные нормы русского языка





 

Цель: познакомить студентов с лексическими и лексико-стилистическими нормами языка; научить грамотно и целесообразно использовать лексические ресурсы русского языка.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: собеседование.

Вопросы для обсуждения:

1. Словообразовательные нормы.

2. Способы словообразования.

3. Виды нарушений словообразовательной нормы.

 

Методические рекомендации

Студент должен при подготовке к первому вопросу раскрыть основные понятия словообразования, обратить внимание на основные способы словообразования в современном русском языке (морфологический, морфолого-синтаксический,лексико-синнтаксический,лексико- семантический).

При подготовке ко второму вопросу студент должен должен отметить основные художественные приемы, основанные на изобразительных возможностях русского словообразования (прием семантизации морфем, морфемный повтор, паронимическое противопоставление, обыгрывание внутренней формы слова, этимологизация, использование слов с суффиксами оценки, использование окказионализмов,)привести примеры.

При подготовке к третьему вопросу студент должен указать виды нарушений словообразовательной нормы.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / И.Б. Голуб. – М.: Унив. кн., 2007. – 430 с.; Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов, для бакалавров и магистров / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Изд. 31-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Сделайте словообразовательный разбор слов.

Безусловный, заземление, светлячок, искриться, подправить, выветривала, громкоговоритель, полет, булочная (сущ.), тепло (наречие), болеутоляющий, вышеизложенный.

Задание 2. Образуйте новые слова с помощью приставок и суфффиксов.

Говор -, место -, щит -, спор -, суд –

Задание 3. Приведите примеры книжных слов, образованных при помощи приставок а-, анти-, архи-, вне-, гипер-, де-, интер-, квази-, пост-, псевдо-, сверх-, со-, транс-, экстра-; суффиксов -аж, -иад(а), -иан(а), -изирова-(ть), -изм, -ин, -ирова-(ть), -ит, -ол, -ом(а).

Задание 4. С помощью различных аффиксов образуйте формы экспрессивных глаголов.

Образец. Бегать - добегаться (разг.), избегаться (разг.), забегаться (разг.), выбегаться (прост.), убегаться (разг.), отбегать (разг.).

Болтать, верить, говорить, гулять, ездить, звать, искать, курить, лежать, работать, смеяться, стоять, хохотать, шутить.

Задание 5. Укажите окказионализмы, выделив слова, построенные по моделям книжного словообразования, и такие, которые включают разговорные и просторные аффиксы.

1.Глаза у него были светлые, улыбчивые, с прищуринкой (Кон.). 2. Старик невыезжабельный, круглый год живет на даче. (Из газ.). 3. Левизна и правизна во всех возможных оттенках (Ант.). 4. Позже я не раз испытывал опустошительность гнева, обездушивание яростью (Ворон.). 5. Едва раздался слабый треньк, дверь распахнулась (Наг.). 6. Небо вокруг раздвинулось, нежно просветлело и проливалось теперь на лес, на поляну, на белую кипень цветов трепетно-дымным, голубым светопадом (Нос.). 7. Рассветно и холодно клубилась туманом Десна (Нос.). 8. Онега, предзимне темнея, валко ходила меж островами (Нос.) 9. Прокурор после молчания, длившегося секунды две, во время коих он грознел лицом и как-то напыживался, объявил… (Триф.) 10. Мать не то чтобы обиделась, а посушела во взгляде (Хар.). 11. Весь каменный громозд вокруг и внизу был непрочным, зыбким, в скрытом внутреннем напряжении, стремящемся к пределу (Наг.). 12. «Мое! Мое! Мое!» И так все замоекали - хоть караул кричи (Перм.). 13. Идиотизм… тупость вселенская! Пнизм и только! (Бон.) 14. Про Амфитеатрова говорили, что из-за огромного количества материала, который он печатал в газете, газета заболела «перефельетонитом» (Андр.). 15. Есть у вас такое лекарство-антивлюблин? (Из газ.) 16. Пишкино око постоянно хранило какую-то загадочную веселинку и все время подмигивало (Ал.). 17. Это уже не просто деликатность, а нечто сверх, супер, экстра («ЛГ»).

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://slovari.yandex.ru/ - Словари.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

6. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

Date: 2015-07-27; view: 1086; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию