Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынки факторов производства. Особенности спроса на ресурсы. Оптимальное соотношение ресурсов





Рынок факторов производства отличается тем, что на нем производители, которые раньше были продавцами товаров, выступают как покупатели, обеспечивая производственный процесс необходимыми ресурсами. Расходы производителей становятся доходами для продавцов ресурсов. Поэтому уровень доходов в обществе зависит от уровня развития производства, от их рационального распределения между отдельными производителями.

Предложение факторов производства зависит прежде всего от специфики каждого рынка. Дело в том, что рынок факторов производства складывается из трех видов рынка: рынка труда, рынка земли, рынка капиталов. В зависимости от факторов развития рынка формируется предложение. Однако общим для всех рынков является то, что количество ресурсов, предлагаемых к продаже, ограничено по сравнению с потребностями в их производстве.

Для фирмы-производителя большое значение имеют цены на ресурсы, так как именно от них зависит уровень издержек производства. При имеющемся техническом базисе цены будут определять количество ресурсов, которое можно использовать.

Спрос на факторы производства. Особенностью, специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.

Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели. Предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т.д. Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот.

Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы.

Спрос на ресурсы – понятие, производное от величины спроса на товары, изготовляемые с помощью данного ресур­са. Если производимый продукт пользуется спросом, будет высоким и спрос на ресурсы (факторы производства) и, на­оборот, ограниченный спрос на произведенный продукт вы­зовет падение спроса на ресурс.

Именно в этом заключается специфика формирования спроса на ресурсы. Кроме сказанного следует учитывать, что ресурсы (факторы производства) подвержены общей концеп­ции соотношения спроса и предложения. Ресурсы - это спе­цифический товар, в отношении которого действуют факто­ры, свойственные спросу на любой другой товар. Вместе с тем имеется и особенность, но она в большей степени касает­ся предложения на ресурсы: они часто бывают ограничены и производству приходится действовать в условиях выбора с учетом их ограниченности.

Вовлечение ресурсов в производство зависит от их произ­водительной отдачи, которая подвержена действию закона убывающей отдачи факторов производства, вследствие чего ресурсы вовлекаются в процесс производства до тех пор, по­ка каждый дополнительный ресурс обеспечивает увеличе­ние дохода в большей степени, чем возрастают издержки.

Факторы, определяющие спрос на ресурсы.

Спрос на ре­сурсы определяется рядом факторов. Поскольку ресурсы входят в издержки производства, фирма стремится макси­мизировать прибыль с учетом оптимального их сочетания или взаимозамены. Если технология известна, величина ре­сурсов и их сочетание определяются уровнем цен. В качестве основных видов ресурсов выступают труд, капитал и пред­принимательские способности. В ряде отраслей экономики (сельское хозяйство, добывающая промышленность) очень важным ресурсом является земля.

К числу факторов, определяющих спрос на ресурсы, отно­сятся денежные доходы, характер их распределения по от­раслям, социальные и этические подходы к использованию.

Расходы на ресурсы производятся за счет доходов домохозяйств, поэтому последние выступают основным фактором формирования спроса на ресурсы. Что касается распределе­ния ресурсов, то характер этого процесса во многом опреде­ляется уровнем цен на них. И, наконец, социальные и эти­ческие подходы к использованию ресурсов предполагают ре­шение проблем долевого распределения доходов между раз­личными социальными группами населения, этических норм бизнеса, регулирования заработной платы и т.д.

С точки зрения производства важное значение имеет устойчивость спроса на тот или иной ресурс. Она зависит от его производительной силы и от величины спроса на товар, произведенный с помощью этого ресурса. Если речь идет о труде, то спрос на него будет тем выше, чем производитель­нее он функционирует в производстве. Этот показатель выво­дится на основе определения таких характеристик, как пре­дельный продукт в денежном выражении (MRP) и предель­ные издержки на ресурсы (MRC). Предельный продукт – это прирост общего дохода в результате применения каждой до­полнительной единицы переменного фактора производства (например, труд). Предельными издержками на ресурсы на­зывается прирост издержек на ресурсы за счет его каждой дополнительной единицы. Для фирмы прибыльно приме­нять дополнительные единицы ресурса до тех пор, пока пре­дельный продукт не уравняется с предельными издержками. Если число рабочих, нанимаемых фирмой, таково, что пре­дельный продукт последнего нанятого рабочего превышает ее предельные издержки, фирма получит прибыль от найма дополнительных рабочих. Если же количество нанятых ра­ботников таково, что предельный продукт последнего рабо­чего меньше предельных издержек, фирма начнет функцио­нировать убыточно и для обеспечения прибыльности надо уволить излишек нанятых рабочих. Равенство MRP и MRC – тот предел, за которым не следует вести наем дополнитель­ных работников.

Изменения в спросе на ресурс.

Для того чтобы ответить на вопрос о том, как изменяется спрос на ресурс, необходимо учитывать факторы, воздействующие на него. К этим факторам относятся: производительность ресурса, рыночная цена про­дукта, производимого с помощью этого ресурса, и изменение цены на другие ресурсы.

Действие названных факторов различно для условий чис­той и несовершенной конкуренции. Как уже отмечалось, спрос на ресурсы является спросом, производным от спроса на гото­вые товары и услуги, производимые с помощью этих ресурсов. Дело в том, что ресурсы удовлетворяют потребности не прямо, а косвенно, через посредничество производимых товаров.

Рис. 1.9.1 Кривые спроса на ресурс

Цена на продукт и предельный доход на рынке чистой конкуренции равны, поэтому равны цена на ресурсы и пре­дельные издержки на них. В условиях чистой конкуренции цена продукта постоянна, следовательно, из-за убывающей предельной производительности кривая спроса на ресурс плавно понижается (рис. 1.9.1, а).

На чисто конкурентном рынке труда ставка заработной платы определяется совокупным, или рыночным, предложе­нием труда (или рыночным спросом на труд). Отдельно взя­тая фирма не может оказывать воздействие на величину ставки заработной платы, ибо она привлекает относительно небольшую долю совокупного труда. Таким образом, сово­купные издержки на ресурсы возрастают точно на величину ставки заработной платы каждого последовательно нанима­емого работника. Ставка заработной платы и предельные из­держки на ресурсы равны. В результате фирма будет нани­мать рабочих до точки, в которой предельные издержки на ресурсы (MRC) равны их предельному продукту (MRP).

При несовершенной конкуренции (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) фирма вы­нуждена устанавливать более низкую цену на продукт, что­бы увеличить ее производство и реализацию. Кривая спроса на ресурсы падает, так как предельный продукт уменьшает­ся и его цена снижается по мере роста выпуска продукции. Поскольку в условиях несовершенной конкуренции произ­водитель меньше реагирует на снижение заработной платы при найме рабочих, чем в условиях чистой конкуренции, па­дение кривой на определенном этапе становится ступенча­тым (рис. 1.9.1, б).

Рассмотрим, как действуют факторы изменения спроса на ресурс. Спрос на ресурс (в нашем примере – на труд) зави­сит от изменений в спросе на продукт. Поскольку спрос на ресурс является производным, любое изменение спроса на продукт будет влиять на его цену и, следовательно, на пре­дельный продукт данного ресурса. Следовательно, при про­чих равных условиях изменение спроса на продукт, который производится определенным видом труда, приведет к сдвигу спроса на труд в том же направлении.

Кривая спроса на труд изменяется также в зависимости от производительной силы труда. В свою очередь, произво­дительность труда зависит от количества связанных с ним ресурсов. В данном случае воздействие оказывается на пре­дельную производительность труда. Зависимость здесь та­кая: чем больше величина связанных с трудом ресурсов (капитал, земля), тем выше предельная производительность и спрос на труд. Производительность труда также тесно связана с технологическими усовершенствованиями: чем выше качество технологии, тем выше производительность труда, этим объясняется тот факт, что заработная плата в одних странах значительно выше, чем в других: используются бо­лее совершенные ресурсы.

Спрос на определенный ресурс зависит от уровня цен на другие ресурсы. При этом степень воздействия зависит от ха­рактера взаимоотношения ресурсов. Они могут быть взаимо­заменяемыми или взаимодополняемыми. В случае взаимоза­меняемости, например труда и капитала, происходит следу­ющее. Так, если снижаются цены на машинное оборудова­ние, то на спросе на труд это отразится двояко: будет действовать эффект замещения и эффект объема продукции. Эффект замещения проявляется в том, что труд начинает за­мещаться более дешевым ресурсом – машинным оборудова­нием. Эффект замещения снизит спрос на труд. В свою оче­редь, при падении цен на машинное оборудование снижают­ся издержки производства, а в этих условиях становится вы­годным больше производить и реализовывать продукции, в результате чего возрастает спрос на труд. Таким образом, снижение цен на машинное оборудование вызовет действие эффекта объема продукции и повлечет за собой рост спроса на труд. Следует также отметить, что эффект замещения и эффект объема продукции действуют в противоположных направлениях: эффект замещения снижает, а эффект объема продукции увеличивает спрос на труд. При этом если эффект замещения перевешивает эффект объема продукции, то сни­жение цен на капитал приведет к снижению спроса на труд, а если произойдет обратное, то спрос на труд увеличится.

Ресурсы выступают как взаимодополняемые, если они «идут вместе» или спрос на них предъявляется одновремен­но. В таком случае количественное увеличение или умень­шение одного ресурса влечет за собой увеличение или умень­шение другого. Спрос на труд повышается, если:

а) увеличивается спрос на продукт, производимый этим трудом;

б) увеличивается производительность труда;

в) уменьшается цена на ресурсозаменитель при условии, что эффект объема продукции сильнее эффекта замещения;

г) увеличивается цена на ресурсозаменитель при усло­вии, что эффект замещения превышает эффект объема про­дукции;

д) снижается цена на взаимодополняемый ресурс.

Оптимальное соотношение ресурсов.

В данном случае действуют два правила: правило наименьших издержек и правило максимизации прибыли. В случае использования только двух ресурсов - труда и капитала - минимизация из­держек будет происходить, если

производительность производительность

труда = капитала

цена труда цена капитала

Логику данного равенства можно объяснить следующим образом. Допустим, что цена труда и цена капитала равны и составляют 10 единиц, однако эти ресурсы применяются в разных количествах и предельный продукт капитала со­ставляет 50 единиц, а предельный продукт труда - 90 еди­ниц. Если эти данные ввести в приведенное равенство, по­лучится, что такое сочетание не обеспечит производство с наименьшими издержками (90: 10 > 50: 10). Необходимо, чтобы и предельный продукт труда, и предельный продукт капитала составляли число 70, тогда равенство будет обес­печено (70: 10 = 70: 10).

Правило максимизации прибыли гласит, что выпуск про­дукции осуществляется с максимальной прибылью, если предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС). Такое правило обеспечивается при условии, что количество нанимаемого труда, приносящего максимальную прибыль, будет таким, чтобы ставка заработной платы (цена труда) бы­ла равна предельному продукту труда в денежном выраже­нии (P 1 = MRP 1 ). Такое логическое обоснование применимо к любому ресурсу, например капиталу.

Фирма применяет соотношение ресурсов, обеспечивающее максимальную прибыль, если цена на каждый ресурс равна его предельному продукту в денежном выражении, т.е.

MRP труда / цена труда = MRP капитала / цена капитала = 1

 

8. Частно - государственное партнерство: состояние, проблемы, перспективы развития.

Частно-государственное партнерство представляет собой соглашение между государством и бизнесом. Предметом такого соглашения является предоставление частной компании прав пользования государственным или муниципальным имуществом либо прав на осуществление деятельности, составляющей прерогативу государства в целях реализации общественно значимых проектов. При этом передача полномочий органов власти и управления не ограничивается лишь правами собственности, сюда также следует включить и делегирование некоторых функций принятия решений в ходе экспертиз, консультаций и совместной разработки нормативно-правовых актов и целевых программ.Сам термин "частно-государственное партнерство" является дословным переводом английского термина "public-private partnership" (PPP) и давно применяется в зарубежных государствах: Франции, Великобритании, США, Канаде, Австрии, Бельгии, Дании, Австралии, Израиле, Ирландии, Финляндии, Испании, Португалии, Греции, Южной Корее, Сингапуре, Чехии [3]. Он означает конструктивное взаимодействие государства и частного сектора, целью которого является решение общественно значимых задач на национальном, региональном и местном уровнях, реализуемых в различных формах, обеспечивая конкурентоспособность страны и соблюдение интересов бизнеса.Для государства частно-государственное партнерство - это способ привлечения частного капитала к финансированию и управлению той собственностью, которую государство оставляет за собой. Для бизнеса - это способ получения надежной прибыли на объектах государственной собственности или при оказании услуг, которые закреплены за государством. При разумной организации дела и соответствующем правовом оформлении частно-государственное партнерство будет выгодно и для государства, и для бизнеса, и для граждан.В числе базовых принципов частно-государственного партнерства можно выделить следующие:· Сторонами партнерства являются государство и частный бизнес;· Взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;· Сравнительно длительные сроки действия: от 10-15 до 20 лет и более;· Взаимодействие сторон имеет равноправный характер и ответственность участников друг перед другом и перед законом;· Частно-государственное партнерство имеет четко выраженную публичную, общественную направленность;· В процессе реализации проектов на основе частно-государственного партнерства консолидируются ресурсы сторон;· Обмен части полномочий государственного управления теми или иными объектами на инвестиции и другие формы помощи от частных компаний;· Финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее оговоренных пропорциях [7].Одна из важных черт партнерств - добровольный порядок участия партнеров в совместных проектах и акциях, гарантирующий соблюдение интересов каждого из них; отсутствие любого административного, экономического и другого давления или принуждения с той или иной стороны.Государство заинтересовано в росте объемов и улучшении качества предоставляемых услуг населению инфраструктурными и социально ориентированными отраслями. Частный сектор стремится стабильно получать и увеличивать прибыль. Причем стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты в первую очередь не просто под размер прибылей, а в интересах устойчивости получения доходов от проектов. При этом обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом [2].Для бизнеса в партнерских отношениях открываются дополнительные возможности рыночной экспансии: он получает доступ в целый ряд весьма перспективных рыночных сфер, ранее для него либо закрытых, или не привлекательных вследствие высоких регулятивных барьеров. Для него важна и сравнительная стабильность рынков на период действия партнерства, а это в остро конкурентной и динамично меняющейся хозяйственной среде немаловажный фактор конкурентоспособности. К тому же перед частным бизнесом открываются возможности увеличения величины дохода за счет внедрения технологических инноваций, эффективных организационно-управленческих решений и других способов экономии ресурсов и повышения качества обслуживания. Интерес некоммерческих организаций к сотрудничеству заключается в расширении источников финансирования и других поступлений для реализации их миссии - предоставления разнообразных услуг, востребованных обществом, производство которых в большинстве случаев невыгодно бизнесу и не финансируется государством вообще или в должных размерах. Участие государства мотивируется необходимостью смягчения или ликвидации растущего дисбаланса между потребностями общества в услугах социальной и производственной инфраструктуры и уровнем их развития в условиях нарастающих финансовых ограничений.Каждая из сторон частно-государственного партнерства вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству, создание новых предприятий, в том числе с иностранным капиталом, налаживание эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии [4].На стороне государства в проектах частно-государственного партнерства - правомочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение некоторых объемов финансовых ресурсов. Государство как главенствующий субъект и основной регулятор вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг страны, но и прямо сказывается на партнерских проектах [4]. Более того, в частно-государственном партнерстве государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития частно-государственного партнерства в сфере инфраструктуры государство может сместить акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. И немаловажно в связи с этим то, что неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость частно-государственного партнерства заключается в том, что в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг.Современная модель партнерства отличается расширением числа его потенциальных участников: их состав особенно весомо пополняется за счет разного рода негосударственных структур - некоммерческих фондов и учреждений самого разного профиля - социальных, финансовых, консультационных, образовательных, медицинских, религиозных, этнических, выражающих широкий спектр интересов гражданского общества. Совместный проект может осуществляться усилиями десятков или даже сотен участников.

 

1.2 Формы частно-государственного партнерства

Главной особенностью частно-государственного партнерства, по общему мнению ученых, экспертов и специалистов, является обилие самых различных его форм, в которых оно находит свое проявление.

В первую очередь, это разнообразные контракты, которые государство предоставляет частным компаниям, например, на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи и т.д. В контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах.

Другой формой партнерства государства и бизнеса являются арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору своей собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования. В качестве платы за пользование государственным имуществом частные компании вносят в казну арендную плату. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества [9].

Соглашения о разделе продукции - форма частно-государственного партнерства, которая была принята в 1995 году, после принятия федерального закона "О соглашениях о разделе продукции". Соглашение о разделе продукции является таким договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору - субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела. В мировой практике соглашения о разделе продукции как форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом активно используются в сфере нефтяного бизнеса.

Еще одной широко распространенной формой частно-государственного партнерства являются государственно-частные предприятия. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия может предполагать акционирование (корпоратизацию) и создание совместных предприятий. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется при этом его долей в акционерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения.

Наконец, наиболее распространенной формой партнерства при осуществлении крупных, капиталоемких проектов являются концессии. Концессия - это система отношений между, государством (концедентом) и частным юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства.

Термин "концессия" (с лат. "уступка”) - это смешанный тип контракта, в котором сосуществуют разного вида договоры и элементы гражданского и административного права. В частности, в Федеральном законе от 21.07.05 №115-ФЗ "О концессионных соглашениях" прямо указывается на эту особенность концессионного законодательства: "Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами”, т.е. оно покрывает все возможные виды договоров, которые заключаются государством или муниципальным образованием с частным инвестором.В российской практике используются все формы государственно-частных партнерств, кроме концессий. В то же время концессии - это наиболее развитая, перспективная и комплексная форма партнерства. Во-первых, они, в отличие от контрактных, арендных и иных отношений, носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий. В-третьих, у государства в рамках как концессионного договора, так и законодательных норм остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов [3]. Государство может расторгнуть договор при сохранении всех вложенных на тот момент инвестиций, т.е. своими деньгами рискует концессионер. В-четвертых, государство передает концессионеру только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя за собой право распоряжения ею.

Концессионный механизм позволяет подробно прописать взаимные обязательства частного инвестора и государства, и с одной стороны, снизить нагрузку на бюджет за счет привлечения частных средств в соответствующие проекты, а с другой - обеспечить полноценную защиту частных инвестиций. Концессионное соглашение - это не просто контракт госпредприятия и частника типа договора аренды. Особенность концессионного соглашения состоит в том, что государство выступает сразу в двух ипостасях - как договаривающаяся сторона и как гарант соблюдения всех пунктов соглашения, включая предоставление гарантий неухудшения правовой среды при реализации соглашений. Поэтому концессионные соглашения - это совсем не аренда, хотя в некоторых случаях имеются общие черты.

Различные типы концессий в системе договоров занимают промежуточное положение между приватизацией и функционированием государственного предприятия [3].

В последние годы, области применения различных форм партнерства государства и частного бизнеса стремительно расширяются, бурно развиваются сами формы партнерств и их модификации. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта и др. В ряде стран частный бизнес проектирует, строит, а затем управляет больницами, школами и другими общественными объектами.

1.3 Механизмы частно-государственного партнерства

Механизмы сотрудничества государственных структур и предприятий частного бизнеса дифференцируются в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ, в т. ч. строительство, эксплуатация, управление и т.д. Наиболее распространенными являются следующие механизмы партнерств.

Механизм BOT (Build, Operate, Transfer - строительство - эксплуатация/управление - передача) предполагает, что инфраструктурный объект создается за счет концессионера, после чего последний получает право эксплуатации данного объекта в течение срока, достаточного для того, чтобы окупить произведенные инвестиции. По истечении данного срока концессионер безвозмездно передает объект в собственность концедента. BOT используется при строительстве автострад, мостов, тоннелей, трубопроводов, аэропортов, электростанций, портов, стадионов, гидротехнических сооружений и других значимых объектов инфраструктуры, создание которых требует значительных средств. С использованием механизмов ВОТ были построены несколько электростанций в Турции, Индии, Таиланде и Вьетнаме, системы водоснабжения в Аргентине и Чили, автострады в Южной Корее и Малайзии, аэропорты в Египте, Греции, Канаде и США и это далеко не полный список стран, широко использовавших данный инструмент для создания систем инфраструктуры.

Существует несколько разновидностей ВОТ. Так, чтобы подчеркнуть, что концессионер обладает правами собственности на построенный объект до истечения срока концессионного соглашения, используется аббревиатура ВООТ (Build, Own, Operate, Transfer - строительство - владение - эксплуатация/управление - передача). Такое уточнение необходимо, для того чтобы отличить ВООТ от ситуации ВТО (Build, Transfer, Operate - строительство - передача - эксплуатация/управление), когда собственность передается публичной власти в момент завершения строительства, но обременяется при этом правом концессионера использовать ее для предоставления инфраструктурных услуг.

В отличие от ВООТ при ВОО (Build, Own, Operate - строительство - владение - эксплуатация/управление) созданные активы по истечении срока соглашения не передаются концеденту, а остаются в распоряжении инвестора. Кроме того, выделяют еще и так называемый обратный ВООТ, когда власти финансируют и возводят объект инфраструктуры, а затем доверяют управление им частному предприятию, которое постепенно его выкупает (приобретает в собственность).

Еще один вариант ВОТ - ВОМТ (Build, Operate, Maintain, Transfer - строительство - эксплуатация/управление - обслуживание - передача): особо подчеркивается ответственность частной компании за содержание и текущий ремонт построенных ею инфраструктурных объектов. Наконец, выделяют еще DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer - проектирование - строительство - владение - эксплуатация/управление - передача): концессионер несет ответственность не только за строительство, но и за проектирование инфраструктурных объектов. Особенность соглашений типа DBFO (Design, Build, Finance, Operate - проектирование - строительство - финансирование - эксплуатация/управление) состоит в том, что помимо ответственности концессионера за проектирование особо оговаривается его ответственность за финансирование строительства инфраструктурных объектов.

В случае BTL (Build, Transfer, Lease - строительство - передача - аренда) права пользования построенными инфраструктурными объектами передаются концессионеру в соответствии с договором аренды, а не путем, например, установления законодательных обременений имущества, находящегося в публичной собственности, правом концессионера на его эксплуатацию. В отличие от BTL, при RTL (Rehabilitate, Transfer, Lease - восстановление/реконструкция - передача - аренда) речь идет не о вновь построенных, а об уже существовавших, но модернизированных инвестором инфраструктурных объектах.

Механизм ROT (Rehabilitate, Operate, Transfer - восстановление/ реконструкция - эксплуатация/управление - передача) предполагает передачу существующего объекта инфраструктуры, находящегося в государственной собственности, в частные руки на условиях осуществления модернизации данного объекта с последующей его эксплуатацией при принятии концессионером определенных обязанностей и ограничений его некоторых прав по отношению к объекту с последующей передачей объекта государству и без таковой.

Классическая концессия (Build/Rehabilitate and Lease, Operate, Transfer - строительство/реконструкция и аренда - эксплуатация/управление - передача) предполагает, что частная компания строит и/или модернизирует инфраструктурные объекты, а также арендует уже имеющиеся инфраструктурные объекты на несколько лет и затем возвращает все инфраструктурные объекты правительству. Внедрение инфраструктурных и транспортных концессионных соглашений позволило бы снять значительную часть проблем с плеч нефтяных и газовых компаний при реализации ими многих крупных проектов в новых, неосвоенных регионах путем выделения таких объектов, как строительство дорог, терминалов и портов, в самостоятельные концессионные проекты. Кроме того, такие концессионные и транспортные проекты могут быть рентабельны, когда есть что перевозить или обслуживать, т.е. если активно ведется разработка новых месторождений [10].

Механизмы государственно-частного партнерства довольно многочисленны и предполагают широкое и разнообразное использование частного капитала в интересах государства для создания или модернизации, управления, финансирования и т.д. его имущества.

Date: 2015-07-27; view: 929; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию