Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Согласование сказуемого с подлежащим





1. При подлежащем, выраженном сочетанием соби- рательного существительного (ряд, большинство, меньшинство, часть и т. п.) и существительного в форме родительного падежа множественного чис- ла, сказуемое обычно ставится в форме множествен- ного числа, если речь идет о предметах одушевлен- ных или если подчеркивается активность действия: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены, и в форме единственного числа, если подлежащее обозначает предметы неодушевлен- ные: Ряд новых домов стоял в конце деревни. Это общее правило может нарушаться в условиях кон- текста. 2. Если подлежащее выражено так называемым с ч е т н ы м о б о р о т о м, т. е. сочетанием количе- ственного числительного или другого счетного слова (например, несколько) с существительным в форме родительного падежа множественного числа, то ска- зуемое обычно согласуется так же, как с подлежа- щим — собирательным существительным (см. п. 1): Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке (Л.); Десять бойцов бросились в атаку; Засеяно сто двадцать гектаров. 3. При числительных два, три, четыре сказуе- мое обычно ставится в форме множественного числа: Позади их щёлкнули два выстрела; Три книги лежат на столе; Четыре ученика вошли в класс. 4. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа: Школу окончил сорок один ученик. 5. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуе- мое обычно ставится в форме единственного числа и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки; Отпущен миллион рублей на благоустройство посёлка. 6. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. сказуемое обычно ставится в форме единст- венного числа: Прошло две недели; Пробило десять часов; Пятнадцать лет прошло. 7. Если при счетном обороте (колич. числ. + род. п. мн. ч. сущ.) имеются слова все, эти, то сказуемое ставится в форме множественного числа: Все три всадника ехали молча (Г.); а если имеются слова всего, только, лишь, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Гостей приходило только трое (П.). 8. Если подлежащее выражено сложным существи- тельным, первой частью которого является пол-, тосказуемое обычно ставится в форме единственного числа: На блюдце лежит пол-яблока, а в прошед- шем времени — в форме среднего рода: полдома сго- рело; полжизни прожито. Но если при этих словах имеется определение в форме именительного падежа множественного числа, то сказуемое ставится в фор- ме множественного числа: Полгода, проведён- ные в деревне, восстановили здоровье боль- ного. 9. Если в состав подлежащего входит существитель- ное со значением количества — определенного (па- ра, тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или неопределенного (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.)» то сказуемое ставится в форме единст- венного числа: За моею тележкою четвёрка быков тащила другую (Л.); Публики сегодня приходила целая бездна (Д.); Поток машин, орудий и пово- зок с грохотом катился по узкому мосту (Буб.). 10. При подлежащем, включающем слова много, мало, немного, немало, сколько, сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: Сколько раз- ных чувств проходит во мне, сколько мыслей ту- маном проносится (Пришв.); Много птиц сидело на ветвях. 11. При существительном мужского рода, обозна- чающем профессию, должность, звание и т. д., ска- зуемое ставится в форме мужского рода независимо от пола того лица, о котором идет речь: Агроном сделал доклад; Директор вызвал секретаря. В разговорной речи встречается в этих случаях постановка сказуемого в форме женского рода, ког- да известно, что речь идет о женщине: Наш, профессор (дама ещё молодая) написала книгу. При наличии имени собственного лица, при кото- ром название профессии и т. п. выступает в роли приложения, сказуемое согласуется с собственным именем: Агроном Сергеева прочла лекцию. 12. При подлежащем, выраженном словосочетанием (названия литературных произведений, кинофиль- мов, журналов, предприятий и т. д.), в котором есть ведущее слово или слово в форме именительного па- дежа, сказуемое согласуется с этим словом (или сло- вами): «Герой нашего времени» написан М. Ю. Лер- монтовым; «Волки и овцы» поставлены на сцене местного театра. Однако нельзя сказать: «„Рус- лан и Людмила" написаны А. С. Пушкиным», по- скольку речь идет об одном произведении, хотя в на- звании имеются два имени; в подобных случаях следует добавить родовое наименование (поэма, про- изведение и т. д.), с которым и согласовать ска- зуемое. 13. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое (а также определение) согласуется с тем из них, которое выра- жает более широкое понятие или является конкрет- ным обозначением предмета: автомат-закусочная открыта; концерт-обозрение показано; песня-ро- манс стала весьма популярной; витрина-стенд по- мещена в вестибюле; внимание привлекала маши- на-фургон; плащ-палатка лежала; концерт-парад прошёл с большим успехом; книга-справочник по- лезна; таблица-плакат висела; раскладное крес- ло-кровать стояло. 14. Наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т. д. на форму согласования со сказуемым не влияет: Никто, даже лучшие спе- циалисты, не мог наладить компьютер. 15. Бели подлежащее — сложносокращенное слово, которое имеет грамматическую форму (склоняется), то оно согласуется со сказуемым по правилам: Вуз объявил набор студентов; Алданзолото выпол- нило план. При отсутствии у сложносокращенного слова грамматической формы сказуемое согласуется с ве- дущим словом сочетания, т. е. ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГУ (университет) объявил конкурс; НЛО (объект) исчез за горизонтом. 16. Если сказуемое относится к нескольким подле- жащим, соединенным только интонацией или свя- занным посредством соединительного союза, то: 1) сказуемое, стоящее после однородных подлежа- щих, обычно ставится в форме множественного чис- ла: Промышленность и сельское хозяйство нуж- даются в инвестициях; 2) сказуемое, предшествующее однородным подле- жащим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики (Л. Т.). Если между однородными подлежащими стоит разделительный или противительный союз, то ска- зуемое ставится в форме единственного числа: Пере- житый страх или мгновенный испуг уже через ми- нуту кажется и смешным, и странным (Фурм.); Не ты, но судьба виновата (Л.). 17. При сочетании в подлежащем существительных в формах именительного падежа и творительного падежа (с предлогом с) типа брат с сестрой сказуе- мое ставится в форме множественного числа, если оба предмета/лица выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащи- ми): Серёжа с Петей долго ждали возвращения матери, и в форме единственного числа, если вто- рой предмет/лицо лишь сопутствует основному про- изводителю действия (является дополнением): Мать с ребёнком пошла в поликлинику. При наличии слов вместе, совместно сказузе- мое при таком подлежащем обычно ставится в фор- ме единственного числа: Брат вместе с сестрой уехал в деревню; Бригадир совместно с инжене- ром взялся отремонтировать станок.

 

332. Выберите одну из заключенных в скобки числовых форм глагола.

1. Ряд столов (стоял — стояли) посередине комна- ты1. 2. Пять учеников (подошло — подошли) к экзаме- национному столу2. 3. Двадцать две тетради, проверен- ные учителем, (лежало — лежали) в шкафу3.4. На кон- ференцию (прибыл — прибыли) двадцать один делегат4. 5. Тысяча солдат (бросилось — бросилась — бросились) в атаку5. 6. (Прошло — прошли) два месяца6. 7. На экс- курсию (пошло — пошли) всего десять человек7. 8. Пол- часа, проведённые в обществе такого интересного рас- сказчика, (прошло — прошли) незаметно8. 9. Пятерка истребителей (сопровождала — сопровождали) эскад- ру9. 10. Много выпускников нашей школы (пошло — по- шли) работать на автозавод10. 333. Выберите одну из заключенных в скобки родовых форм глагола. 1. Секретарь (выдал — выдала) нам нужные справ- ки11. [Речь идёт о лице женского пола.] 2. «Война и мир» (написана — написано — написаны) Л. Н. Толс- тым12. 3. Недавно в институте (открыта — открыто) кафе-столовая13. 4. Никто, даже самые сильные учени- ки, не (мог — могли) решить эту трудную задачу14. 5. Правление спортивного клуба, в том числе председа- тель и его заместитель, отлично (справляется — справ- ляются) со своими обязанностями14. 6. Администрация школы, особенно директор и завуч, много (сделала — сделали) для организации летнего отдыха детей14. 7. НИИ (получил — получило) заказ на разработку но- вых строительных материалов15. 8. В продаже (имеет- ся — имеются) в большом выборе цветы, семена, са- женцы16. 9. Брат или сестра (поможет — помогут) мне сделать уроки16. 10. Мать с детьми (уехала — уеха- ли) в деревню. 334. Перепишите предложения, согласуя сказуемое с подлежащим. 1. Большинство студентов института, занимающихся в спортивных секциях, уже сдал., нормы по лыжам. 2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины сре- ди учащихся, принимается администрацией школы. 3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал., на экзаменах глубокие знания. 4. Уста- новлен., три новых мировых рекорда. 5. Сорок два станка неумолчно гудел., и равномерно вздрагивал... 6. Много детей был., больн.. гриппом. 7. Мы вошли в кабинет ди- ректора, после того как девушка-секретарь доложил.. о нашем приходе. 8. Такси стоял., у ворот дома. 9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был., отложен., для них. 10. Ты и твои друзья окаж..т нам помощь и на этот раз.

Date: 2015-07-25; view: 1855; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию