Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






на 2013-2014 учебный год





1. Зарождение философии: где

2. Веды – это:

3. 4 составные части Вед: самхиты, брахманы, араньяки, упанишады.

4. Самая главная и ранняя из самхит (сборников) Вед - Ригведа

5. Проблема начала бытия в древнеиндийской философии: брахман и атман

6. Брахман как начало бытия обозначает:

7. Атман как начало бытия обозначает:

8. Сущность ортодоксальных учений в древнеиндийской философии

9. Сущность неортодоксальных учений в древнеиндийской философии

10. Астика в философии Древней Индии.

11. Какие учения относятся к Астике?

12. Настика в философии Древней Индии

13. Какие учения относятся к Астике?

14. Понятие сансары в древнеиндийской философии

15. Понятие кармы в древнеиндийской философии

16. Локаята – основное материалистическое учение Древней Индии: основные идеи: о 4-х первоэлементах; гедонизм в трактовке смысла жизни

17. Философия джайнизма. «Три драгоценности» джайнизма – правильная вера, правильное познание, правильное поведение.

18. Философия буддизма. «Типитака». 4 благородные истины буддизма. Суть человеческой жизни по буддизму - страдание. «Средний путь» - главная идея буддизма.

19. Конечная цель человеческих усилий, освобождение по буддийскому учению.

20. Два направления в буддизме – хинаяна и махаяна

21. В чем состоит отличие буддизма от других мировых религий?

22. Философия конфуцианства - управление на традициях, ритуале и добродетели. «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

23. Основные понятия конфуцианства: жэнь, «шу», «ли», «чжунюн», «сяо».

24. «Благородный муж» – социальный идеал Конфуция

25. Какие древнекитайские учения считаются оппонентами конфуцианства?

26. Главная идея даосизма. Основоположник – Лао цзы

27. Что означают понятия «дао», «у-вэй» в даосизме?

28. Суть моизма и принципа «всеобщей любви и взаимной выгоды».

29. Легизм – философия сильной государственной власти. Основной принцип данного учения?

30. Характерные черты античной философии: космоцентризм, онтологизм, стихийная диалектика.

31. Представление о сущности человека характерное для античной философии.

32. Милетская школа – первая материалистическая философская школа античной Греции. Основные представители. Фалес – основоположник Милетской школы.

33. Основная философская проблематика Милетской школы – вопрос о первоосновах всего сущего. «Архэ» у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.

34. Учение Гераклита о всеобщем изменении и противоречивости всего сущего. Принцип «пантареи» («все течет»).

35. Проблема первоначала по Гераклиту.

36. Философия Пифагора – автора термина «философия». Первый принцип и первооснова мира по Пифагору. «Все есть число»

37. Элейская школа – родоначальники рационализма: Ксенофан, Парменид, Зенон.

38. Понятие бытия как главная проблема философии Парменида. «Бытие есть, а небытия нет».

39. Антропоморфизм Ксенофана – представителя элейской школы. «Каков человек – таков его Бог».

40. Апории Зенона.

41. Древнегреческий атомизм – вершина античного материализма, ее представители.

42. «Архэ» у Анаксагора

43. «Архэ» у Эмпедокла

44. Первые платные учителя философии, риторики, эристики в античной Греции, повернувшие философию от изучения физиса и космоса к проблеме человека?

45. Агностицизм софистов. «У каждого человека своя истина, своя правда».

46. Философия Протагора – видного представителя старших софистов. «Человек – есть мера всех вещей».

47. Этический рационализм Сократа (единство мудрости и нравственности) – «Добродетель есть знание». «Познай самого себя», «Если хочешь делать добрые поступки, нужно знать, что такое добро вообще».

48. Философский девиз Сократа – «Знаю, что ничего не знаю».

49. Философский метод Сократа – «майевтика». В чем состоит его суть?

50. Назовите малые сократические школы, продолжившие дело своего учителя Сократа

51. Философия Платона – создателя системы объективного идеализма. Учение об идеях – «мир идей» - подлинное бытие и «мир чувственных вещей» - кажущееся бытие.

52. 3 части души по Платону: какие и в зависимости от чего происходит данное разделение

53. Учение Платона об идеальном государстве, главная цель которого достижение благой жизни. Социальная структура идеального государства по Платону. Правители – философы.

54. Название философской школы Платона?

55. Философия Аристотеля – первого учителя человечества, энциклопедиста, систематизатора философских и научных знаний в античной Греции, основателя формальной логики (силлогистики), считавший, что «Логика есть орудие научного познания».


56. Название философской школы Аристотеля.

57. Человек по определению Аристотеля. «Человек – политическое животное».

58. Философия асоциальной свободы (вне общества) киников

59. Философские идеи Диогена – представителя кинизма. «Ищу человека».

60. Философские идеи эпикуреизма: атомизм, этика, гедонизм. Название философской школы Эпикура - «Сад».

61. Философия стоицизма. Идеал человека в понимании стоиков.

62. Воздержание от суждений («эпохе») о чем-либо - основная идея философии скептицизма.

63. Основные принципы (основания) философии христианского средневековья: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, их суть.

64. Статус философии в западноевропейской философии средневековья - «Философия – служанка теологии, богословия».

65. Бытийное отношение бога и человека в средневековой западноевропейской философии (бог – человек). Рассмотрение человека в средневековой философии (человек есть образ и подобие Бога).

66. Проблема соотношения веры и разума по Тертуллиану – «Верую, ибо нелепо».

67. Два основных этапа (формы) христианской философии – патристика и схоластика

68. Как называется учение христианских «отцов церкви»?

69. Термин «схоластика» означает:

70. Учение Аврелия Августина – христианского теолога, развивающего идею христианского платонизма. Основные идеи трактата «О граде Божьем».

71. Основные проблемы средневековой схоластической философии

72. Между какими направлениями происходит полемика об универсалиях (природе общих понятий) в схоластической средневековой философии?

73. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики, создателя томизма. «Сумма теологии», «Сумма против язычников». 5 доказательств существования Бога.

74. Монотеистическая религиозность как основа арабоязычной философии средневековья.

75. Монотеистическая религиозность – основа арабо-мусульманской философии. Мировоззренческая направленность арабо-мусульманской философии – теоцентризм, пантеизм.

76. Аль-Кинди – первый философ арабов и восточного аристотелизма.

77. Основные течения арабо-мусульманской философии – калам, фальсафа, суфизм.

78. Калам – мусульманская теология

79. Идеи школы мутакалимов в обсуждении догматов Корана

80. Идеи школы мутазилитов в обсуждении догматов Корана

81. Аль-Кинди, аль-Фараби, ибн-Сина, ибн-Рушд – представители восточного перипатетизма (аристотелизма). Энциклопедическая образованность как черта представителей восточного перипатетизма.

82. Философия аль-Фараби – «Второго Учителя». Идеал общественного устройства в этико-социальном трактате «О взглядах жителей добродетельного города». Какой город в философии аль-Фараби является идеалом общественного устройства? Правители добродетельного города по аль-Фараби.

83. Фальсафа (принцип рационализма) – основа философии восточного перипатетизма.

84. Ибн Рушд (Аверроэс) - автор теории о «двойственной истине».

85. Суфизм – это: (определение). Аскетический образ как практическая реализация этических норм в суфизме.

86. Аль-Газали – представитель суфизма в арабо-мусульманской философии средневековья. Критика восточного аристотелизма и аристотелевских воззрений в целом в трактате «Опровержение философов».


87. Характерные черты мировоззрения и философии эпохи Возрождения: эстетизм, антропоцентризм, гуманизм, поиск индивидуальности.

88. Понимание человека, характерное для философии Ренессанса («человек – творец, художник»)

89. Человек как основная проблема философии гуманистов Ренессанса. Сущность гуманизма Ренессанса – величие и могущество человека

90. Основные представители итальянского гуманизма.

91. Ф. Петрарка – первый гуманист, отец «гуманизма».

92. Идеи Эпикура в воззрениях итальянского гуманиста Лоренцо Валлы. «О наслаждении как истинном благе».

93. Натурфилософия эпохи Возрождения, ее представители.

94. Что такое пантеизм в трактовке натурфилософии Возрождения?

95. Новая картина бытия - идеи гелиоцентризма Н. Коперника.

96. Социально-политическая философия Н. Макиавелли. Цель оправдывает средства – основной тезис учения Н. Макиавелли.

97. Социально-утопическая философия Т. Мора. «Утопия».

98. Идеи утопизма в философии Т. Кампанеллы. «Город Солнца».

99. Основатель немецкого реформационного движения – Мартин Лютер, его основные идеи

100. Наукоцентризм как основная черта философии Нового времени.

101. Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма Нового времени. «Знание – сила».

102. Новая теория индукции в основании новой науки по Ф. Бэкону.

103. Что такое «идолы» по Ф. Бэкону?

104. Какие «идолы» - врожденные, какие приобретенные?

105. Р. Декарт – основоположник методологии рационализма в философии Нового времени». «Мыслю, следовательно, существую».

106. Суть «картезианского сомнения».

107. Метод познания по Р. Декарту – рационалистическая дедукция, его суть.

108. Кто в философии Нового времени развил идею о дуализме субстанций: протяженной (материальной) и мыслящей (духовной)?

109. Социально-политическая философия Т. Гоббса. «Левиафан». «Война всех против всех».

110. Сенсуализм Д. Локка. «Нет ничего в уме, чего раньше до этого не было в чувствах». Идея «tabula rasa» («чистая доска»).

111. Монадология Лейбница. Монада (духовная единица бытия) – ключевое понятие философской системы Лейбница

112. Учение об единой субстанции (природе) Б. Спинозы.

113. Культ науки и прогресс человечества как исходная идея философии Просвещения XVIIIв.

114. Как называется историческая форма материализма XVIII в? Представители механистического материализма и натурфилософии XVIII в.:

115. Идеи деизма в философии Просвещения XVIII в.

116. Географический детерминизм Монтескье

117. Немецкая классическая философия. Представители идеалистического направления в немецкой классической философии. Представитель материализма в немецкой классической философии.

118. Философия И. Канта – основоположника немецкой классической философии: основные понятия – «вещь в себе», «ноумен», «феномен», «априоризм»

119. Агностицизм и априоризм о наличии границ познавательной способности человека. Учение об антиномиях (неразрешимых противоречиях) И. Канта


120. Два вида знаний по И. Канту: априорное (доопытное) и апостериорное (полученное в результате опыта).

121. Этический закон И. Канта – «категорический императив». «Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом».

122. Творчество Г. Гегеля – вершина немецкой классической философии. К какому направлению в философии относится система Гегеля?

123. Предмет философии по Гегелю – «Философия есть современная эпоха, постигнутая в мышлении»

124. Абсолютная идея – основное философское понятие теории объективного идеализма Гегеля. «Мир есть развивающаяся абсолютная идея».

125. 3 части философской системы Гегеля (логика, философия природы, философия духа).

126. Диалектика Гегеля – вклад в развитие философии: в установлении в философии понятий процесса, развития, истории. Разработка основных законов и категорий диалектики с позиции объективного идеализма. «Триада»: тезис – антитезис – синтез.

127. Антропологический материализм Л. Фейербаха. «Философия будущего» есть учение о человеке. Позиция оптимистического гностицизма Л. Фейербаха.

128. Атеистически-антропологическая теория Л. Фейербаха – проблема бога связанная с антропологией. Корни религии. Религия «любви». «Человек человеку – Бог.

129. Философия марксизма. Основные направления марксистской философии – диалектический и исторический материализм. Диалектический материализм – историческая форма материализма.

130. Материалистическое понимание истории. Общественное бытие определяет общественное сознание - одно из основных положений исторического материализма.

131. Теоретические источники марксизма.

132. Формационная теория исторического развития К. Маркса. Понятие «общественно-экономическая формация». Уничтожение эксплуатации, пролетарская революция и установление диктатуры пролетариата – условия перехода от капиталистической формации к коммунистической.

133. Марксистское понимание сущности человека. «Человек – есть совокупность общественных отношений».

134. Суть позитивизма

135. Три исторические формы позитивизма

136. О. Конт – основоположник позитивной философии.

137. Главная идея неопозитивизма. Верификация – основной принцип неопозитивизма, его суть.

138. Постпозитивизм как философское направление, настаивающее на развитии знания, посредством коренных преобразований, научных революций.

139. Сущность иррациональной философии (иррационализма).

140. Волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра.

141. «Философия жизни». Определение жизни как потока, изменения, творчества.

142. Основные положения философии Ф. Ницше: «воля к власти», идея «Сверхчеловека», нигилизм – «Бог умер», религия и рабская мораль.

143. Понимание бытия в философских концепциях XX в.

144. Экзистенциализм – философия существования. Бытие человека в центре философии экзистенциализма

145. Кто ввел понятие «пограничная ситуация» в философии экзистенциализма, в чем ее суть?

146. Экзистенциальные идеи А. Камю. Категория «абсурда» и «бунта» в философии А. Камю

147. Философия психоанализа – исследование природы бессознательного. З. Фрейд – основатель психоанализа. Теория либидо, сублимация

148. Понятие «архетип» (коллективное бессознательное) в «аналитической психологии» К.Г. Юнга

149. «Индивидуальная психология» А. Адлера. Понятие «комплекса неполноценности»

150. Социопсихологизм Э. Фромма – взаимодействие психоаналитических и социально-экономических факторов в процессе общественного развития; соединение марксизма и психоанализа

151. Герменевтика как учение и метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов

152. Космоцентризм как главная особенность традиционной философии казахов

153. Философия казахского Просвещения. Ч. Валиханов – основоположник казахского Просвещения. Проблема шаманства.

154. Философия политики и права Ч. Валиханова

155. Абай Кунанбаев – казахский просветитель, основоположник казахской письменной литературы. Требование о критическом подходе и преобразованиях современного казахского общества. «Слова назидания»

156. Нравственно-этические проблемы как центральный вопрос философии Абая Кунанбаева. Главный принцип – «Будь человеком» («Адам бол»). Человек – хозяин и создатель своей судьбы.

157. И. Алтынсарин с идеей о роли знания, просвещения в прогрессе общественной жизни и жизни человека

158. Проблема человека и его бытия в философии Ш. Кудайбердиева. Наука о совести. Три истины: вера, наука, совесть

159. Этимология термина «философия»

160. Определение философии как науки

161. Что такое функции философии. Основные функции философии. Мировоззренческая функция – главная функция философии

162. Понятие мировоззрения

163. Исторические типы мировоззрения. Истоки философии.

164. Понятие религии

165. Мифология как тип мировоззрения – это:

166. Что их объединяет мифологию, религию, философию как типов мировоззрения?

167. Отличие философии от мифологии и религии

168. Понятие теоцентризма

169. Понятие деизма

170. Понятие пантеизма

171. Понятие монотеизма и политеизма

172. Основные разделы философии

173. Онтология как учение. Бытие как исходная категория философии, определение

174. Два вида понимания бытия: линия Парменида и линия Гераклита

175. Основной вопрос философии, его две стороны: онтологическая и гносеологическая

176. Материализм как философское направление

177. Идеализм как философское направление

178. Основные формы материализма с точки зрения исторического развития

179. Две главные разновидности идеализма: объективный и субъективный, их суть (определение)

180. Монизм, дуализм, плюрализм как философские точки зрения

181. Материалистический монизм в трактовке проблемы субстанции – это

182. Идеалистический монизм в трактовке проблемы субстанции – это

183. Философское определение материи.

184. Атрибуты и формы бытия материи – движение, пространство, время

185. «Время» как философская категория (определение)

186. Диалектика, ее изначальная форма

187. Диалектика как философская теория и метод

188. Альтернативы диалектики как метода философии: метафизика, эклектика, догматизм, софистика

189. Три основных закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики, раскрывающий источник развития

190. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений указывающий механизм развития, переход от старого к новому.

191. Закон отрицания отрицания о направленности развития, характеризующийся необходимостью, цикличностью и преемственностью

192. Натурфилософия как умозрительная философия природы

193. Гносеология как философское учение

194. Гностицизм и агностицизм в решении проблемы познаваемости мира

195. Рационализм как гносеологическая концепция

196. Эмпиризм как гносеологическая концепция

197. Сенсуализм как гносеологическая концепция

198. Основные формы познания: чувственное и рациональное

199. Формы чувственного познания

200. Формы рационального познания

201. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический

202. Социальная философия как философское учение. Социальный мир во всем многообразии и единстве есть объект социальной философии

203. Определение понятия «общество»

204. Философская антропология как учение о человеке. Вопросы изучения философской антропологии

205. Логика как учение

206. Этика как учение. Исходные категории нравственности – добро и зло.

207. Эстетика как учение

208. Аксиология как учение

209. Детерминизм как учение о всеобщей причинной обусловленности явлений

210. Понятие гедонизма

211. Эвдемонизм – это?

212. Понятие «архэ»

213. Сущность биологизаторского (натуралистического) подхода к определению сущности человека

214. Сущность социологизаторского подхода к определению сущности человека

215. Сущность теологического подхода к определению сущности человека

216. Человек, индивид, личность. Понятие личности

217. Процесс социализации личности

218. Понятие антропогенеза

219. Понятие антропосоциогенеза

220. Понятие антропоцентризма

221. Основные концепции смысла жизни: гедонизм, утилитаризм, эвдемонизм, прагматизм, суть каждой из этих концепций

222. Эсхатология как религиозное учение о конце света

223. Классификация исторических типов философии

 

 

Список рекомендуемой литературы при подготовке к итоговому экзамену по дисциплине «Философия»

1. Спиркин А.Г. Философия.учебник – М.: Гардарики, 2006.

2. Философия. Часть первая: История философии. Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф. В.И. Кириллова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2006.

3. Философия. Часть вторая: Основные проблемы философии. Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф. В.И. Кириллова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2006.

4. УМКД по дисциплине «Философия » (глоссарий, тезисы лекций, материал при подготовке к семинарским занятиям, СРСП)

 

 


 







Date: 2015-07-27; view: 353; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.04 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию