Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
на 2013-2014 учебный год⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 37
1. Зарождение философии: где 2. Веды – это: 3. 4 составные части Вед: самхиты, брахманы, араньяки, упанишады. 4. Самая главная и ранняя из самхит (сборников) Вед - Ригведа 5. Проблема начала бытия в древнеиндийской философии: брахман и атман 6. Брахман как начало бытия обозначает: 7. Атман как начало бытия обозначает: 8. Сущность ортодоксальных учений в древнеиндийской философии 9. Сущность неортодоксальных учений в древнеиндийской философии 10. Астика в философии Древней Индии. 11. Какие учения относятся к Астике? 12. Настика в философии Древней Индии 13. Какие учения относятся к Астике? 14. Понятие сансары в древнеиндийской философии 15. Понятие кармы в древнеиндийской философии 16. Локаята – основное материалистическое учение Древней Индии: основные идеи: о 4-х первоэлементах; гедонизм в трактовке смысла жизни 17. Философия джайнизма. «Три драгоценности» джайнизма – правильная вера, правильное познание, правильное поведение. 18. Философия буддизма. «Типитака». 4 благородные истины буддизма. Суть человеческой жизни по буддизму - страдание. «Средний путь» - главная идея буддизма. 19. Конечная цель человеческих усилий, освобождение по буддийскому учению. 20. Два направления в буддизме – хинаяна и махаяна 21. В чем состоит отличие буддизма от других мировых религий? 22. Философия конфуцианства - управление на традициях, ритуале и добродетели. «Лунь юй» («Беседы и суждения»). 23. Основные понятия конфуцианства: жэнь, «шу», «ли», «чжунюн», «сяо». 24. «Благородный муж» – социальный идеал Конфуция 25. Какие древнекитайские учения считаются оппонентами конфуцианства? 26. Главная идея даосизма. Основоположник – Лао цзы 27. Что означают понятия «дао», «у-вэй» в даосизме? 28. Суть моизма и принципа «всеобщей любви и взаимной выгоды». 29. Легизм – философия сильной государственной власти. Основной принцип данного учения? 30. Характерные черты античной философии: космоцентризм, онтологизм, стихийная диалектика. 31. Представление о сущности человека характерное для античной философии. 32. Милетская школа – первая материалистическая философская школа античной Греции. Основные представители. Фалес – основоположник Милетской школы. 33. Основная философская проблематика Милетской школы – вопрос о первоосновах всего сущего. «Архэ» у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. 34. Учение Гераклита о всеобщем изменении и противоречивости всего сущего. Принцип «пантареи» («все течет»). 35. Проблема первоначала по Гераклиту. 36. Философия Пифагора – автора термина «философия». Первый принцип и первооснова мира по Пифагору. «Все есть число» 37. Элейская школа – родоначальники рационализма: Ксенофан, Парменид, Зенон. 38. Понятие бытия как главная проблема философии Парменида. «Бытие есть, а небытия нет». 39. Антропоморфизм Ксенофана – представителя элейской школы. «Каков человек – таков его Бог». 40. Апории Зенона. 41. Древнегреческий атомизм – вершина античного материализма, ее представители. 42. «Архэ» у Анаксагора 43. «Архэ» у Эмпедокла 44. Первые платные учителя философии, риторики, эристики в античной Греции, повернувшие философию от изучения физиса и космоса к проблеме человека? 45. Агностицизм софистов. «У каждого человека своя истина, своя правда». 46. Философия Протагора – видного представителя старших софистов. «Человек – есть мера всех вещей». 47. Этический рационализм Сократа (единство мудрости и нравственности) – «Добродетель есть знание». «Познай самого себя», «Если хочешь делать добрые поступки, нужно знать, что такое добро вообще». 48. Философский девиз Сократа – «Знаю, что ничего не знаю». 49. Философский метод Сократа – «майевтика». В чем состоит его суть? 50. Назовите малые сократические школы, продолжившие дело своего учителя Сократа 51. Философия Платона – создателя системы объективного идеализма. Учение об идеях – «мир идей» - подлинное бытие и «мир чувственных вещей» - кажущееся бытие. 52. 3 части души по Платону: какие и в зависимости от чего происходит данное разделение 53. Учение Платона об идеальном государстве, главная цель которого достижение благой жизни. Социальная структура идеального государства по Платону. Правители – философы. 54. Название философской школы Платона? 55. Философия Аристотеля – первого учителя человечества, энциклопедиста, систематизатора философских и научных знаний в античной Греции, основателя формальной логики (силлогистики), считавший, что «Логика есть орудие научного познания». 56. Название философской школы Аристотеля. 57. Человек по определению Аристотеля. «Человек – политическое животное». 58. Философия асоциальной свободы (вне общества) киников 59. Философские идеи Диогена – представителя кинизма. «Ищу человека». 60. Философские идеи эпикуреизма: атомизм, этика, гедонизм. Название философской школы Эпикура - «Сад». 61. Философия стоицизма. Идеал человека в понимании стоиков. 62. Воздержание от суждений («эпохе») о чем-либо - основная идея философии скептицизма. 63. Основные принципы (основания) философии христианского средневековья: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, их суть. 64. Статус философии в западноевропейской философии средневековья - «Философия – служанка теологии, богословия». 65. Бытийное отношение бога и человека в средневековой западноевропейской философии (бог – человек). Рассмотрение человека в средневековой философии (человек есть образ и подобие Бога). 66. Проблема соотношения веры и разума по Тертуллиану – «Верую, ибо нелепо». 67. Два основных этапа (формы) христианской философии – патристика и схоластика 68. Как называется учение христианских «отцов церкви»? 69. Термин «схоластика» означает: 70. Учение Аврелия Августина – христианского теолога, развивающего идею христианского платонизма. Основные идеи трактата «О граде Божьем». 71. Основные проблемы средневековой схоластической философии 72. Между какими направлениями происходит полемика об универсалиях (природе общих понятий) в схоластической средневековой философии? 73. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики, создателя томизма. «Сумма теологии», «Сумма против язычников». 5 доказательств существования Бога. 74. Монотеистическая религиозность как основа арабоязычной философии средневековья. 75. Монотеистическая религиозность – основа арабо-мусульманской философии. Мировоззренческая направленность арабо-мусульманской философии – теоцентризм, пантеизм. 76. Аль-Кинди – первый философ арабов и восточного аристотелизма. 77. Основные течения арабо-мусульманской философии – калам, фальсафа, суфизм. 78. Калам – мусульманская теология 79. Идеи школы мутакалимов в обсуждении догматов Корана 80. Идеи школы мутазилитов в обсуждении догматов Корана 81. Аль-Кинди, аль-Фараби, ибн-Сина, ибн-Рушд – представители восточного перипатетизма (аристотелизма). Энциклопедическая образованность как черта представителей восточного перипатетизма. 82. Философия аль-Фараби – «Второго Учителя». Идеал общественного устройства в этико-социальном трактате «О взглядах жителей добродетельного города». Какой город в философии аль-Фараби является идеалом общественного устройства? Правители добродетельного города по аль-Фараби. 83. Фальсафа (принцип рационализма) – основа философии восточного перипатетизма. 84. Ибн Рушд (Аверроэс) - автор теории о «двойственной истине». 85. Суфизм – это: (определение). Аскетический образ как практическая реализация этических норм в суфизме. 86. Аль-Газали – представитель суфизма в арабо-мусульманской философии средневековья. Критика восточного аристотелизма и аристотелевских воззрений в целом в трактате «Опровержение философов». 87. Характерные черты мировоззрения и философии эпохи Возрождения: эстетизм, антропоцентризм, гуманизм, поиск индивидуальности. 88. Понимание человека, характерное для философии Ренессанса («человек – творец, художник») 89. Человек как основная проблема философии гуманистов Ренессанса. Сущность гуманизма Ренессанса – величие и могущество человека 90. Основные представители итальянского гуманизма. 91. Ф. Петрарка – первый гуманист, отец «гуманизма». 92. Идеи Эпикура в воззрениях итальянского гуманиста Лоренцо Валлы. «О наслаждении как истинном благе». 93. Натурфилософия эпохи Возрождения, ее представители. 94. Что такое пантеизм в трактовке натурфилософии Возрождения? 95. Новая картина бытия - идеи гелиоцентризма Н. Коперника. 96. Социально-политическая философия Н. Макиавелли. Цель оправдывает средства – основной тезис учения Н. Макиавелли. 97. Социально-утопическая философия Т. Мора. «Утопия». 98. Идеи утопизма в философии Т. Кампанеллы. «Город Солнца». 99. Основатель немецкого реформационного движения – Мартин Лютер, его основные идеи 100. Наукоцентризм как основная черта философии Нового времени. 101. Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма Нового времени. «Знание – сила». 102. Новая теория индукции в основании новой науки по Ф. Бэкону. 103. Что такое «идолы» по Ф. Бэкону? 104. Какие «идолы» - врожденные, какие приобретенные? 105. Р. Декарт – основоположник методологии рационализма в философии Нового времени». «Мыслю, следовательно, существую». 106. Суть «картезианского сомнения». 107. Метод познания по Р. Декарту – рационалистическая дедукция, его суть. 108. Кто в философии Нового времени развил идею о дуализме субстанций: протяженной (материальной) и мыслящей (духовной)? 109. Социально-политическая философия Т. Гоббса. «Левиафан». «Война всех против всех». 110. Сенсуализм Д. Локка. «Нет ничего в уме, чего раньше до этого не было в чувствах». Идея «tabula rasa» («чистая доска»). 111. Монадология Лейбница. Монада (духовная единица бытия) – ключевое понятие философской системы Лейбница 112. Учение об единой субстанции (природе) Б. Спинозы. 113. Культ науки и прогресс человечества как исходная идея философии Просвещения XVIIIв. 114. Как называется историческая форма материализма XVIII в? Представители механистического материализма и натурфилософии XVIII в.: 115. Идеи деизма в философии Просвещения XVIII в. 116. Географический детерминизм Монтескье 117. Немецкая классическая философия. Представители идеалистического направления в немецкой классической философии. Представитель материализма в немецкой классической философии. 118. Философия И. Канта – основоположника немецкой классической философии: основные понятия – «вещь в себе», «ноумен», «феномен», «априоризм» 119. Агностицизм и априоризм о наличии границ познавательной способности человека. Учение об антиномиях (неразрешимых противоречиях) И. Канта 120. Два вида знаний по И. Канту: априорное (доопытное) и апостериорное (полученное в результате опыта). 121. Этический закон И. Канта – «категорический императив». «Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом». 122. Творчество Г. Гегеля – вершина немецкой классической философии. К какому направлению в философии относится система Гегеля? 123. Предмет философии по Гегелю – «Философия есть современная эпоха, постигнутая в мышлении» 124. Абсолютная идея – основное философское понятие теории объективного идеализма Гегеля. «Мир есть развивающаяся абсолютная идея». 125. 3 части философской системы Гегеля (логика, философия природы, философия духа). 126. Диалектика Гегеля – вклад в развитие философии: в установлении в философии понятий процесса, развития, истории. Разработка основных законов и категорий диалектики с позиции объективного идеализма. «Триада»: тезис – антитезис – синтез. 127. Антропологический материализм Л. Фейербаха. «Философия будущего» есть учение о человеке. Позиция оптимистического гностицизма Л. Фейербаха. 128. Атеистически-антропологическая теория Л. Фейербаха – проблема бога связанная с антропологией. Корни религии. Религия «любви». «Человек человеку – Бог. 129. Философия марксизма. Основные направления марксистской философии – диалектический и исторический материализм. Диалектический материализм – историческая форма материализма. 130. Материалистическое понимание истории. Общественное бытие определяет общественное сознание - одно из основных положений исторического материализма. 131. Теоретические источники марксизма. 132. Формационная теория исторического развития К. Маркса. Понятие «общественно-экономическая формация». Уничтожение эксплуатации, пролетарская революция и установление диктатуры пролетариата – условия перехода от капиталистической формации к коммунистической. 133. Марксистское понимание сущности человека. «Человек – есть совокупность общественных отношений». 134. Суть позитивизма 135. Три исторические формы позитивизма 136. О. Конт – основоположник позитивной философии. 137. Главная идея неопозитивизма. Верификация – основной принцип неопозитивизма, его суть. 138. Постпозитивизм как философское направление, настаивающее на развитии знания, посредством коренных преобразований, научных революций. 139. Сущность иррациональной философии (иррационализма). 140. Волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра. 141. «Философия жизни». Определение жизни как потока, изменения, творчества. 142. Основные положения философии Ф. Ницше: «воля к власти», идея «Сверхчеловека», нигилизм – «Бог умер», религия и рабская мораль. 143. Понимание бытия в философских концепциях XX в. 144. Экзистенциализм – философия существования. Бытие человека в центре философии экзистенциализма 145. Кто ввел понятие «пограничная ситуация» в философии экзистенциализма, в чем ее суть? 146. Экзистенциальные идеи А. Камю. Категория «абсурда» и «бунта» в философии А. Камю 147. Философия психоанализа – исследование природы бессознательного. З. Фрейд – основатель психоанализа. Теория либидо, сублимация 148. Понятие «архетип» (коллективное бессознательное) в «аналитической психологии» К.Г. Юнга 149. «Индивидуальная психология» А. Адлера. Понятие «комплекса неполноценности» 150. Социопсихологизм Э. Фромма – взаимодействие психоаналитических и социально-экономических факторов в процессе общественного развития; соединение марксизма и психоанализа 151. Герменевтика как учение и метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов 152. Космоцентризм как главная особенность традиционной философии казахов 153. Философия казахского Просвещения. Ч. Валиханов – основоположник казахского Просвещения. Проблема шаманства. 154. Философия политики и права Ч. Валиханова 155. Абай Кунанбаев – казахский просветитель, основоположник казахской письменной литературы. Требование о критическом подходе и преобразованиях современного казахского общества. «Слова назидания» 156. Нравственно-этические проблемы как центральный вопрос философии Абая Кунанбаева. Главный принцип – «Будь человеком» («Адам бол»). Человек – хозяин и создатель своей судьбы. 157. И. Алтынсарин с идеей о роли знания, просвещения в прогрессе общественной жизни и жизни человека 158. Проблема человека и его бытия в философии Ш. Кудайбердиева. Наука о совести. Три истины: вера, наука, совесть 159. Этимология термина «философия» 160. Определение философии как науки 161. Что такое функции философии. Основные функции философии. Мировоззренческая функция – главная функция философии 162. Понятие мировоззрения 163. Исторические типы мировоззрения. Истоки философии. 164. Понятие религии 165. Мифология как тип мировоззрения – это: 166. Что их объединяет мифологию, религию, философию как типов мировоззрения? 167. Отличие философии от мифологии и религии 168. Понятие теоцентризма 169. Понятие деизма 170. Понятие пантеизма 171. Понятие монотеизма и политеизма 172. Основные разделы философии 173. Онтология как учение. Бытие как исходная категория философии, определение 174. Два вида понимания бытия: линия Парменида и линия Гераклита 175. Основной вопрос философии, его две стороны: онтологическая и гносеологическая 176. Материализм как философское направление 177. Идеализм как философское направление 178. Основные формы материализма с точки зрения исторического развития 179. Две главные разновидности идеализма: объективный и субъективный, их суть (определение) 180. Монизм, дуализм, плюрализм как философские точки зрения 181. Материалистический монизм в трактовке проблемы субстанции – это 182. Идеалистический монизм в трактовке проблемы субстанции – это 183. Философское определение материи. 184. Атрибуты и формы бытия материи – движение, пространство, время 185. «Время» как философская категория (определение) 186. Диалектика, ее изначальная форма 187. Диалектика как философская теория и метод 188. Альтернативы диалектики как метода философии: метафизика, эклектика, догматизм, софистика 189. Три основных закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики, раскрывающий источник развития 190. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений указывающий механизм развития, переход от старого к новому. 191. Закон отрицания отрицания о направленности развития, характеризующийся необходимостью, цикличностью и преемственностью 192. Натурфилософия как умозрительная философия природы 193. Гносеология как философское учение 194. Гностицизм и агностицизм в решении проблемы познаваемости мира 195. Рационализм как гносеологическая концепция 196. Эмпиризм как гносеологическая концепция 197. Сенсуализм как гносеологическая концепция 198. Основные формы познания: чувственное и рациональное 199. Формы чувственного познания 200. Формы рационального познания 201. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический 202. Социальная философия как философское учение. Социальный мир во всем многообразии и единстве есть объект социальной философии 203. Определение понятия «общество» 204. Философская антропология как учение о человеке. Вопросы изучения философской антропологии 205. Логика как учение 206. Этика как учение. Исходные категории нравственности – добро и зло. 207. Эстетика как учение 208. Аксиология как учение 209. Детерминизм как учение о всеобщей причинной обусловленности явлений 210. Понятие гедонизма 211. Эвдемонизм – это? 212. Понятие «архэ» 213. Сущность биологизаторского (натуралистического) подхода к определению сущности человека 214. Сущность социологизаторского подхода к определению сущности человека 215. Сущность теологического подхода к определению сущности человека 216. Человек, индивид, личность. Понятие личности 217. Процесс социализации личности 218. Понятие антропогенеза 219. Понятие антропосоциогенеза 220. Понятие антропоцентризма 221. Основные концепции смысла жизни: гедонизм, утилитаризм, эвдемонизм, прагматизм, суть каждой из этих концепций 222. Эсхатология как религиозное учение о конце света 223. Классификация исторических типов философии
Список рекомендуемой литературы при подготовке к итоговому экзамену по дисциплине «Философия» 1. Спиркин А.Г. Философия.учебник – М.: Гардарики, 2006. 2. Философия. Часть первая: История философии. Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф. В.И. Кириллова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2006. 3. Философия. Часть вторая: Основные проблемы философии. Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф. В.И. Кириллова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2006. 4. УМКД по дисциплине «Философия » (глоссарий, тезисы лекций, материал при подготовке к семинарским занятиям, СРСП)
Date: 2015-07-27; view: 353; Нарушение авторских прав |