Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глоссарий. Абсолютная идея— основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум, безусловную и конкретную всеобщность
Абсолютная идея— основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум, безусловную и конкретную всеобщность. Анамнесис — термин платоновской философии, обозначающий состояние человеческой души. Аналогия— соответствие элементов, совпадение ряда свойств или иное отношение между предметами (явлениями и процессами) дающие основание для переноса информации полученной при исследовании одного предмета модели, на другой прототип. Антиномия — противоречивость между двумя противоположными понятиями, положениями каждое, из которых признается логически доказуемым и приемлемым; неразрешимое противоречие Антиклерикализм — движение, направленное противклерикализма, т.е. против привилегий церкви и духовенства, но непротив самой религии. Антропоцентризм— воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Архетип— прообраз, идея, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся коллективном бессознательном и априорно формирующие активность воображения. Архэ— первоматерия, праматерия, исходное состояние вещей, древнейшая форма в историческом смысле слова Апологетика — защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму Априоризм— признание возможности до опытного, врожденного знания. Атараксия — (греч. отсутствие волнений, невозмутимость) термин философии Эпикура и его школы, идеальное состояние, к которому, по Эпикуру должен стремится человек. Атман – высшее субъективное начало Бытия; высшее духовное начало человека Ахимса – единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы – непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение Благоговение —преклонение перед Высшим, чувство любви человека к тому, что превосходное его самого; нравственная основа религии. Благоразумие — состояниедуха, когда человек добивается внутренней гармонии, направляя здравый ум на упорядочивание своих поступков и духовных переживаний. Брахман — высшая объективная реальность; Безличное Абсолютное начало Бытия Вдохновение —состояниепредельного напряжения и взлета духовных сил, творческого горения человека. Верификация —доказательство, подтверждение, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Вина —нарушение морального долга, какого-либо правила вообще. Опыт вины связан с чувством нашей ответственности, придающим ей моральное значение. Воля —динамическая направленность психической активности человека в достижении поставленной цели. Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Гносеология — философское учение о познании. Гуманизм —1) мировоззрение, признающее человека, его права и свободы, в качестве высшей ценности; 2) культурное движение в Европе в период раннего Возрождения Дао —(букв, «путь»): одно из главных понятий китайской философии, означающее путь мира в целом и каждой вещи в отдельности, символ космической гармонии и энергии. Проявляет себя в неповторимости каждого. Дедукция — (лат. - deduction - выведение) - переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего. Деизм — направление в философии, сторонниками, которого признавали наличие Бога, который, по их мнению, единый раз, сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Диалектика —греч. искусство вести беседу, спор, от диалегомай –веду беседу. Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений. Дхарма — моральный закон; долг; духовное учение (существует и др. значения) Жэнь — (кит.): означает «человечность», «гуманность», «человеколюбие», «милосердие», «доброта». Одна из основополагающих категорий китайской философии и традиционной китайской культуры, совмещающая три главных смысловых аспекта: 1) морально-психологический – любовь, жалость к людям; 2) социально-этический — совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу; 3) этико-метафизический симпатически-интегративная взаимосвязь отдельной личности со всем сущим, включая неодушевленные предметы. И — (кит.): " долг-справедливость", " чувство долга ", "добропорядочность", " честность". Одно из основных категорий китайской философии, конфуцианства. Заключает в себя идею " правильного соответствия " содержания - форме, субъективных потребностей - объективным требованиям, внутреннего чувства справедливости - внешним императивам общественного долга. Идеализм — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). Инь и янь —(кит.): основополагающие категории китайской философии, рассматриваемые только в паре. Выражают идею универсальной дуализированности мира, конкретизируются в неограниченном ряду оппозиций: темное-светлое, женское-мужское, тьма-свет, покой-движение, земное-небесное и т. д. Инь-ян - космические начала, организующие жизнь во Вселенной. Индукция — ( лат. induction - наведение)- переход в познание от частного, единичного к общему, выведение общего из частного, единичного. Интуиция —способность постижения истины путем прямого ееусмотрения без обоснования с помощью доказательства. Иррационализм — неразумный, бессознательный, обозначениеидеалистических течений в философии, которые, в противоположностьрационализму, ограничивает или отрицает возможности разума впроцессе познания. Ирония —греч. философско-этическая категория, отмечающая момент диалектического выявления (самовыявления) смысла через нечто, ему противоположное, иное. Истина —адекватное отражение объекта познающим субъектом. Калокагатия — (греч. прекрасный, хороший) идеал физического и нравственного совершенства. Карма — санскрит — действие, дело, жребий, общая сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, определяющих характер его нового рождения. Категорический императив — безусловный принцип поведения, основной закон этики. Креационизм —создание мира богом за один день. Космоцентризм —философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил космоса и согласно которому все сущее зависит от космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам востока, а также Древней Греции). Космизм — направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир, человека как единое взаимосвязанное целое. Ли —(кит.): «благопристойность», «этикет», «этика», «ритуал», «церемония». Одна из центральных категорий конфуцианской философии, играет роль основного этического принципа, регулирующего отношения между людьми в разных сферах жизни. Ли - это нормы поведения, без которых нет совершенного мужа цзюнь-цзы у Конфуция, а именно: деликатность, учтивость, уравновешенность. Логос — термин др.греч. философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание») и смысл (или «понятие», «суждение»). Майевтика или мэевтика — повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнить свой метод философствования, направленного на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. Материализм — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичным является материя. Метафизика — от греч. (после физики) наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Метод — (греч. мetodоs - путь исследования или познания, теория, учение), способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности. Мировоззрение —это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которое определяет отношение к миру, являясь ориентирами в его повседневной жизни, выполняют регулятивную функцию. Миф —это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения. Мокша — освобождение, преодоление индивидом зависимости от мира вовлеченности в круг рождений и смертей; освобождение от сансары и земной кармы; избавление души от всяких мирских привязанностей Натурфилософия — философия природы, рассматриваемой в ее целостности. Номос и фюсис — (греч. закон и природа), понятия др. гр. Философии, одно из основных противопоставлении в учениях софистов наряду с родственным ему противопоставлением" тесис и фюсис" (букв, установление и природа). Пантеизм — Бог создал мир и растворился в нем. Парадигма — теория, модель постановки проблем, принятая за основу в каких-либо исследованиях Патристика — (pater - отец) догматизация учений «отцов церкви». Перипатетика — Перипат (ос) или Ликей, (по названию гимнасия, расположенного около храма Аполлона Ликейского, за восточной окраиной Афин) философская школа Аристотеля. Термин перипатетик происходит от слова перипатос — "крытая галерея", служившим лекционным залом. Позитивизм ( от.лат. положительный) философские направление, основанное на принципе, что все подлинное, положительное знание может быть получено лишь как результат в отдельных специальных науках и, что философия как особая наука, претендующая на Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Рационализм — (лат. - rationalis - разумный, ratio - разум), философское направление, признающее разум основной познания и поведения людей. Сансара — санскрит - блуждание, круговорот, одна из основных концепций индийской философии, характеризующая беспрерывное перерождение личности или души. Секуляризация — высвобождение от религиозного влияния всехсфер жизнедеятельности общества и личности. Сенсуализм — (фр. - sensualisme, лат. - sensus - восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. Силлогизм — - от греч. форма дедуктивного умозаключения, в котором из двух высказываний (посылок) субъективно - предикатной структуры следует новое высказывание (заключение) той же логической структуры. Соборность — единство людей на основе любви к Богу и друг другу. Софистика — (от греч. умения хитроумно вести прения), Философское течение в Древней Греции созданное софистами. Рассуждение (вывод, доказательство) основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемые за правильных. Субстанция — (лат-substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) -объективная реальность, материя в аспекте единства всех форм её движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Суфизм — мистико-аскетическое течение в исламе Схоластика — (schola - школа) оторванность от реальности, замкнутость, консерватизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, назидательность, учительство-соотношение веры и знания Сяо — (кит.): «сыновняя почтительность» и почитание старшего брата - одно из принципов конфуцианского учения, основа гуманности. Суть егозаключается в том, чтобы служить родителям согласно правилам ли,похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по правилам ли". Теология — (teos-бог) - учение о боге. Теоцентризм — тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой сверхъестественной силы Бога (был распространен в средневековой Европе); учение о боге, главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследовании являлся Бог. Трансцендентный — понятийное обозначение всего того, что выходить за пределы нашего опыта, допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. Фалсафа – рациональный (философский) метод познания бытия в арабской культуре, противостоявший религиозно-догматической традиции. Отличается от калама более радикальной приверженностью разуму и знанию. Метод фалсафа ориентирован на достоверное и доказательное знание. Аль-Фраби, Ибн Сина, Ибн Рушд и др. были сторонниками фалсафа. Чжи — (кит.): ум-знание, мудрость, инеллект. В узком смысле - одно из пяти качеств совершенного мужа" (цзюнь-цзы), в широком — свойство, выделяющее человека из животного мира. Как философская категория использовалось в философии Конфуция и понималось как качество, избавляющее от сомнений. Эвдемонизм — (от греч. счастье, блаженство) античный принцип жизнепонимания, позднее в этике — принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье является высшей целью человеческой жизни. Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, концепции, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Эманация — от позднелат. еmanatio - историческое распространение; греч. филос. понятие специально разработанное в неоплатонизме, процесс постоянного влияния на мир. Эмпиризм — (лат. emperia - опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания, где содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эрос — (греч. сильное желание, любовь), как персонификация — Эрот, в греч. мифологии поэзии и культе - бог любви. Эсхатология — учение о конце света
Date: 2015-07-27; view: 373; Нарушение авторских прав |