Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шакарим Кудайбердиев (1858-1931) – «Три истины», «Каноны мусульманства»
Как и Абай, Шакарим отдавал предпочтение философской антропологии. Он продолжает просветительские идеи, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в знании и истине. Три Истины, которые провозглашает мыслитель, выстраиваются в следующей иерархии:
В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести. Об этом должны позаботиться «ученые головы». Они должны «разработать данную теорию как дисциплину, обязательную для всех». Как философ он был совершенно независимым и мыслил самостоятельно. Убедительным свидетельством тому является его замечательное философское сочинение под названием «Три истины». В «Трех истинах» он приводит пять наиболее сильных аргументов в пользу материализма. Он определяет их следующим образом: 1) путь кругообращения — аргумент, связанный с признанием циклического характера развития мироздания; 2) путь природного происхождения. Этот аргумент по существу сводится к дарвинской теории происхождения видов путем естественного отбора, хотя сам Шакарим склонен связывать ее с именем философа Митерия; 3) путь сродства. В этом аргументе воспроизводятся идеи Макена о том, что все многообразие растительного и животного мира на земле рождено морем; 4) чувственные восприятия. Шакарим не мог не считаться с мыслью материалистов о том, что всякую вещь люди прежде всего постигают чувствами. При этом он ссылался на Бюхнера, но на самом деле так и кажется, что он в точности воспроизводит идеи Абая о чувственном восприятии как единственном и надежном источнике познания; 5) многообразие. Бесконечное многообразие не похожих друг на друга вещей и тел природы свидетельствует о том, «что каждая вещь происходит сама по себе, самопроизвольно, в соответствии со своей причинной обусловленностью и условиями среды». Этот аргумент проводится со ссылкой на Демокрита.
Ключевые понятия: тенгризм, номадизм, шаманизм, деизм, «Зар-заман», синкретизм, просветительство. Date: 2015-07-27; view: 554; Нарушение авторских прав |