Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)





Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Лекции по истории философии» и др.

Гегель полагал, что в основе мира лежит не единичное, а целое. И мир не является собранием единичного, атомов или душ, подобное собрание единичного – иллюзия. В мире нет ничего реального, кроме целого. Но это у Гегеля отличалось от бытия у Парменида и Спинозы тем, что оно не было простой субстанцией, а было в свою очередь сложной системой (организмом). Пространство и время (как и единичные предметы) не являются реальными, это лишь стороны целого.

Известная формула Гегеля гласит: «Все действительное разумно, все разумное действительно». Однако под действительным понимается не то, что у эмпирика. Напротив, по Гегелю, факты обманчивы и то, что кажется эмпирику разумным и очевидным, не является таковым. Только после того, как явления (действительное) будут рассмотрены в качестве сторон целого, они могут оцениваться как разумные.

Что такое целое, по Гегелю? Философ называет его абсолютом. Абсолют духовен (вспомним, что, например, у Спинозы абсолют имеет свойства материи – протяженности и мышления; у Гегеля же эти свойства абсолюта отрицаются).

Философское учение Гегеля – объективный идеализм, сам он его называл абсолютным идеализмом.

Мышление – это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего сущего. Мышление отчуждает свое бытие в виде материи, природы, которое есть «инобытие» этого объективно существующего мышления, которое Гегель именует абсолютной идеей.

Система Гегеля включает 3 части: логику, философию природы и философию духа. Логика, по Гегелю, - наука о чистом мышлении, абстрактной идее, природа – внешняя реальность идеи, дух – возвращение идеи к самой себе.

Философский метод Гегеля. Он называет свой метод диалектическим. Диалектика (понятие впервые четко сформулировано Гегелем) – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.

Это признание взаимосвязи, движения, развития явлений; противоречия как источника движения, развития; превращение количественных изменений в качественные; признание зависимости метода от самого исследуемого предмета; рассмотрение истины как процесса; признание преемственности в развитии. Однако эта диалектика была разработана на идеалистической основе.

Диалектика составляет то рациональное зерно в философии Гегеля, которое послужило исходным пунктом разработки философии марксизма.

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872)

Основные сочинения: «Основы философии будущего», «Сущность христианства» и др.

Л.Фейербах был первым философом, подвергшим развернутой критике систему Гегеля. Свою философскую систему он называет «новой философией» и «философией будущего». Он доказывает необходимость обновления философии, придания ей антропологического характера. Единственно существующими реальностями являются природа и человек; человек является частью природы; единством материального и духовного. Человек должен стать главным интересом философии, а сама философия – учением о человеке, или антропологией.

Материалистически решая основной вопрос философии, мыслитель убежден в познаваемости мира, противник агностицизма. Границы познания постоянно расширяются, человеческий разум в своем развитии, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса способен открывать глубочайшие тайны природы. Он последовательный сторонник сенсуализма, основу познания составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Органы чувств человека в этом смысле Фейербах называет органами философии. Тех органов чувств, которые имеет человек, вполне достаточно для адекватного познания вещей, полагал философ.

Бога как самостоятельной реальности нет, он есть порождение сознания человека.

Религия – глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью. Корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности. Мысль о Боге – сверхсильном, разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты.

Бог в действительности не является творцом, он – творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творение) – человек.

Полнокровная реализация человеком своего «Я» возможна только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может жить только в обществе. Основой связи между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия. Необходимо отбросить традиционную религию и заменить ее религией любви, которая должна на место любви к богу поставить любовь людей друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека, на место веры в Бога – веру человека в самого себя. Человек добьется на земле того, что религия обещает на небе. Смыслом жизни человека, причиной общественного развития должно стать стремление к счастью.

Ключевые понятия: трансцендентный, антиномия, априорный, абсолют, абсолютная идея, тезис, антитезис, категорический императив, «вещь в себе», ноумен, феномен, триада

 

 


Date: 2015-07-27; view: 328; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию