Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Места возникновения, центры ответственности и носители затрат
Одним из принципов планирования, учёта и анализа затрат, образующих себестоимость продукции, является необходимость их группировки по месту возникновения. Места возникновения затрат (МВЗ) – это структурные единицы предприятия, являющиеся причиной возникновения затрат, включая протекающие внутри них хозяйственные процессы. Принято выделять следующие МВЗ: 1) организационные – в соответствии с внутренней организационной иерархией (цех, участок, бригада, отдел и т. д.); 2) региональные – в соответствии с территориальной обособленностью; 3) функциональные – в соответствии с участием в бизнес-процессе (сфера снабжения, основного производства и т. д.); 4) технологические – в соответствии с технологическими особенностями производства; 5) направления бизнеса – в соответствии с категорией производимых продуктов; 6) последовательности группировки расходов – начальные, промежуточные и конечные МВЗ. Каждое МВЗ состоит из нескольких центров затрат. Центры затрат – первичные производственные и обслуживающие единицы, которые характеризуются единоообразием функций и производственных операций, сходным уровнем технической оснащённости и организации труда, направленностью затрат. Основой выделения центров затрат является единство используемого оборудования, выполняемых операций или функций. В качестве центра затрат могут выступать передел, группа машин, рабочее место. Важнейшую роль в системе бюджетирования играет также понятие "бюджетного управления" – оперативной системы управления предприятием по центрам финансовой ответственности через бюджеты, позволяющей достигать поставленных целей при наиболее эффективном использовании ресурсов. В качестве центров финансовой ответственности (ЦФО) при этом выступают структурные подразделения, осуществляющие определённый набор хозяйственных операций и способные оказывать непосредственное воздействие на расходы и доходы от этих операций, а также отвечающие за величину данных расходов и доходов. Концепцию учёта по центрам ответственности впервые выдвинул американский учёный Джон Хиггинс. Вся деятельность подразделений в качестве ЦФО отражается в бюджетах, которые консолидируются сначала на уровне подразделений, а затем на уровне предприятия в целом. Некоторые авторы приравнивают понятия ЦФО и центра затрат друг к другу, хотя понятие ЦФО гораздо шире. Система бюджетов по ЦФО должна давать возможность получать и анализировать информацию для учёта и калькуляции затрат, контроля и стимулирования деятельности руководителей и самих подразделений, а их структура должна зависеть от структуры самой организации и в общем случае совпадать с ней. Это означает, что каждому подразделению в организационной структуре соответствует свой ЦФО. Существует много подходов к формированию и классификации центров ответственности; самыми популярными ЦФО на сегодняшний день являются: 1) центры затрат - самые распространённые типы центров ответственности; их выделяют там, где руководство структурного подразделения (сегмента) несёт ответственность за использование ресурсов, преобразование их в затраты и учёт этих затрат, при этом в рамках сегмента невозможно напрямую определить доход или финансовый результат; таким центром ответственности может быть производственное подразделение; 2) центры прибыли - структурные подразделения (сегменты), где можно явно сопоставить доходы с расходами и руководители которых несут ответственность за финансовую результативность всей деятельности подразделения, могут заключать по выданной доверенности договоры на реализацию продукции, самостоятельно поощрять сотрудников из прибыли, остающейся в распоряжении подразделения и т. д.; 3) центры доходов – структурные подразделения, руководители которых отвечают за выпуск продукции в денежном выражении и несут ответственность за формирование доходов, не неся ответственности за использование ресурсов; обычно центрами доходов становятся коммерческие (сбытовые) отделы компаний; 4) центры инвестиций – структурные подразделения (сегменты) организаций, руководители которых несут ответственность за рациональное и целевое использование выделенных им активов и получение соответствующей отдачи от вложенных материальных и денежных средств; в центры инвестиций целесообразно выделять новые виды бизнеса или проекты, требующие капитальных вложений. 5) центры маржинального дохода (ЦМД) – создаются на тех предприятиях, где есть сложные по своей структуре и деятельности подразделения, являющиеся, по сути, бизнес-направлениями; такие подразделения осуществляют не одно производство (как центры затрат) и не одну торговлю (как центры дохода), а полный цикл производства и реализации продукции определённой номенклатуры, контролируя доходы и расходы своего направления; мерой эффективности работы таких подразделений служит разница между доходами и затратами; 6) центры финансового учёта (ЦФУ) – это структурные подразделения, которые ведут учёт установленных для него показателей доходов и расходов, но не отвечают за их величину; в данных центрах ответственность за выполнение показателей считается перешедшей к вышестоящему ЦФО; возможен вариант создания "виртуального" ЦФУ, когда необходимо вести учёт каких-либо показателей деятельности, но нет единого подразделения, где бы эти показатели достигались; в таком случае создаются виртуальные центры, которые также называют центрами учёта доходов (ЦУД); 7) венчурный центр – это центр с целевым финансированием, основная задача которого -вывести проект на коммерческую основу в определённые сроки с уровнем отдачи не ниже установленного; до вывода на коммерческий уровень такой центр является, по сути, центром затрат, а после – центром прибыли или инвестиций. Выделяют также центры рентабельности – это разновидность ЦФО, которые имеют собственную прибыль. То есть рассматривается подразделение, которое может приносить доход предприятию само по себе. По центрам рентабельности можно определить наиболее эффективный ассортимент выпускаемой продукции, подобрать оптимальный портфель заказов. Для системы управления организацией учёт по ЦФО выполняет две важнейшие функции: 1) информационную - позволяет оперативно отслеживать процесс достижения центрами ответственности целевых показателей, удовлетворяя информационные потребности высшего руководства; 2) контрольную – позволяет оценивать результативность управленческой деятельности руководителей подразделений (сегментов) (оценка должна производиться только на основании контролируемых на уровне центров ответственности показателей). По отношению к процессу производства центры ответственности подразделяют на основные и функциональные: 1) основные – это центры ответственности, которые организуют контроль по месту возникновения затрат; 2) функциональные – это центры ответственности, которые организуют контроль по затратам, возникшим в нескольких местах. При формировании ЦФО за каждым центром закрепляют соответствующие МВЗ с помощью регистров матричной формы – шахматных ведомостей. Организация центров ответственности, определяющая их подчинённость, полномочия и ответственность и предназначенная для управления стоимостью деятельности предприятия, называется его финансовой структурой. Подчинённость центров определяется по принципу "от сложного к простому": - первый уровень – центр инвестиций (отдельное предприятие либо головная компания многоуровневой корпорации); - второй уровень – центры прибыли (отдельное предприятие либо предприятия в составе холдинга); - третий уровень: а) простой тип центров прибыли – включает в себя центры доходов и центры затрат; б) сложный тип центров прибыли – включает в себя центры маржинального дохода и центры затрат; - четвёртый (дополнительный) уровень – центры маржинального дохода с третьего уровня делятся на центры доходов и центры затрат. Центры доходов и затрат также могут иметь внутреннюю иерархию: например, Центр дохода "Коммерция" может иметь два подчинённых ЦФО дохода: ЦФО продаж региона "А" и "ЦФО продаж региона "Б". Кроме того, центры затрат могут быть или принадлежать какому либо центру маржинального дохода (например, Центр затрат "Маркетинг" в Центре маржинального дохода "Регион А") либо являться общефирменными (например, общефирменный Центр затрат "Административный").
Date: 2015-07-27; view: 1537; Нарушение авторских прав |