![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Учёт и контроль издержек производства и продаж продукции по видам расходов
Учёт затрат на материалы
Учётная информация по каждому виду материалов собирается в складской карточке. Когда запасы тех или иных материалов достигают уровня заказа, заведующий складом заполняет требование для отдела закупок, где составляется заказ на поставку. При приёмке материалов на склад их осматривают и сверяют с данными накладной на груз, заполненной поставщиком, и копией заказа на поставку. При позаказном калькулировании стоимость каждого отпущенного материала сразу относится к соответствующему номеру заказа или к накладным расходам центра ответственности. При попроцессом калькулировании отпуск материалов фиксируется по периодам и относится на выпуск в целом. В практике управленческого учёта используются следующие системы оценок материальных затрат: 1) метод ФИФО – материалы, полученные первыми, будут отпущены первыми; 2) система средневзвешенных цен – средневзвешенная цена за единицу при выдаче материальных ценностей рассчитывается путём деления общей суммы стоимости запаса на его количество после каждой партии закупки; 3) цена замещения – расходы на материалы, предстоящие в будущем, принято считать дифференцированными, а цену на отпускаемое сырье, определяемую таким способом – ценой замещения; 4) по нормативным затратам; 5) трансфертные цены.
При этом относительно продукта нормы материальных затрат делятся на пять групп: 1) поопрерационная норма – регламентирует расход материалов на отдельную операцию (используются для разработки нормативно-технологических карт, смет материальных затрат и нормативных калькуляций); 2) подетальная норма - величина, которую получают в результате обобщения пооперационных норм, относящихся к отдельным наименованиям деталей; 3) поузловая норма - регламентирует расход материалов на отдельный узел; 4) поиздельная норма - рассчитывается на основе подетальных и поузловых норм расхода; 5) функциональная норма – характеризует процесс функционирования материалов в производстве; рассчитывается при усовершенствовании технологии производства и его организации. На предприятии обычно используют различные методы учета материальных затрат, среди которых выделяют следующие: 1) метод документирования; 2) метод партионного раскроя; 3) инвентарный метод. Метод документирования предполагает, что материальные затраты в текущем учете списываются по нормам (например, используются лимитно – заборные карты). Сверхнормативное расходование материалов оформляется специальными дополнительными документами и служит одновременно основанием для вмешательства управления и основанием для бухгалтерии на списание дополнительных материальных затрат (2.5):
Мз = Q · Н ± О, (2.5)
где Мз – материальные затраты; Q – объем произведенной продукции; Н – норма расхода материала на единицу продукции; О – отклонение от нормы. Метод партионного раскроя может использоваться в машиностроении, швейной, обувной промышленности, на последних переделах металлургических производств, где возникает раскрой из имеющегося материала. При этом на каждый раскройный лист или партию листов заводится учетная карта (раскройная карта), в которой указывается общее количество материала, количество заготовок, которое из него можно произвести, количество возникающих отходов. После осуществления раскроя в этой учетной карте отражаются фактические данные. При отклонении от нормативных указываются причины отклонений, а также виновные лица. Инвентарный метод может использоваться в пищевой промышленности, мясной, молочной и т.д. и предусматривает расчет материальных затрат по следующей формуле (2.6):
Мз = Онп + П - Окп, (2.6)
где Онп и Окп – остатки материалов на складе на начало и на конец периода; П – поступление материалов на склад в течение периода.
При этом методе текущий контроль за расходованием материальных запасов не осуществляется, но, в обязательном порядке, составляются по окончании определенного периода аналитические таблицы сравнения фактических и плановых или нормативных данных о расходе материальных затрат. Часть материальных затрат относится к прямым расходам, к разным видам продукции, работ, услуг. Часть материальных затрат относится к косвенным расходам, поэтому целью управленческого учета является организация шифров или кодов затрат, которые используются в первичной документации и дают возможность распределить материальные затраты по вышеуказанным направлениям. В связи с этим в управленческом учете формируют ведомость распределения материальных затрат по направлениям.
Учёт затрат на рабочую силу
Специальные карточки применяются для учёта затрат, связанных с использованием труда рабочих. Затраты на рабочую силу исчисляются по каждому виду деятельности, поэтому табели и карточки простоев являются источником информации, на основании которой затраты на оплату труда распределяются на различные заказы или статьи накладных расходов. Цель учёта затрат на рабочую силу – зафиксировать время, потраченное всеми рабочими на каждый вид деятельности в отдельной карточке заказов или табеле и применить соответствующую ставку почасовой оплаты. Для учёта затрат, связанных с использованием труда рабочих, применяются следующие виды нормативов: 1) прямые нормативные трудозатраты на единицу конечной (готовой) продукции – нормативное количество трудового времени в часах, которое должно быть затрачено на производство продукции, умножается на нормативную ставку за единицу времени (нормативную часовую заработную плату); 2) величина общих нормативных издержек по трудозатратам – произведение нормативных трудозатрат на единицу продукции и количества единиц продукции, выпущенных в этот отчётный период.
Учёт незавершённого производства и полуфабрикатов
Незавершённое производство – затраты производственных ресурсов, которые в силу технологических особенностей на определённый момент ещё не превратились в готовые изделия. Учёт незавершённого производства непосредственно связан с учётом движения деталей, узлов и полуфабрикатов. Наибольшее распространение получил межцеховый учёт движения полуфабрикатов по деталям в сопоставлении со сроками их изготовления согласно межкалендарным графикам межцеховых подач. При этом различают: 1) документальную систему учёта по накладным, сопроводительным ярлыкам, спецификациям, карточкам складского учёта и другим аналогичным документам; 2 ) бездокументальную систему учёта: а) расчёты по актам сверок на товарный выпуск продукции по предприятию: – первичная документация в течение месяца не оформляется; - количество поступивших в сборочный цех деталей определяется по выпуску готовой продукции и количеству деталей каждого наименования, входящих в изделие, показанных в комплектовочных ведомостях или сборочных спецификациях, плюс количество деталей и узлов, сданных по накладным складу отдела сбыта или цеху запасных частей; - изменение остатков незавершённого производства цехам в состав товарной продукции не засчитывается; - не учитывается брак и потери при межцеховой транспортировке; б) расчёты по актам сверок на товарный выпуск продукции по цеху: – товарный выпуск цехов при использовании этого варианта совпадает с выработкой продукции бригад и её оплатой; - изменение остатков незавершённого производства учитывается в составе выпуска продукции; учёт брака оформляется двойными актами: А. если по вине цеха-поставщика, то из товарного выпуска исключается; Б. если по вине цеха-получателя, то включается в товарный выпуск цеха-поставщика.
Т. о., нормативная система управления затратами представляет собой совокупность процедур но планированию, нормированию, отпуску материалов в производство, составлению внутренней отчётности, калькулированию себестоимости продукции, осуществлению экономического анализа и контроля на основе норм затрат. Сущность системы нормативного управления затратами: 1) планирование затрат на основе норм; 2) документирование затрат путём выдачи разрешений на использование различных ресурсов для производственных целей, обоснованных нормами и нормативами; 3) отражение затрат на счетах бухгалтерского учёта по нормам и отклонениям от них; 4) выявление отклонений производится линейным персоналом управления в целях оперативного вмешательства в процесс формирования себестоимости на каждом уровне управления. Нормативный учёт принято рассматривать как систему нормативного планирования и учёта затрат на производство, которая включает в себя следующие элементы: 1) нормирование сроков производства продукции, её состава и качества; 2) нормативное обоснование потребности, расходования и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также средств производства; 3) планирование, учёт и оценка экономической эффективности на основе норм и нормативов. Выделяют три варианта организации нормативного учёта затрат: 1) учёт по нормативным затратам (2.7):
Нормативные +/- Отклонения от = Фактические. (2.7) затраты нормативных затрат затраты
Всё движение материальных ценностей на счетах бухгалтерского учёта в этом варианте оценивают по нормам, выявленные отклонения накапливают и в конце отчётного периода присоединяют к нормативным затратам. 2) параллельный учёт фактических и нормативных затрат (2.8):
Фактические затраты +/- Нормативные затраты = +/- Отклонения. (2.8)
На счетах движение информации о затратах на производство происходит в двух оценках: по фактически сложившимся затратам и по нормативной величине затрат фактического объёма выполненных работ (услуг). 3) учёт смешанным способом – существует в двух варианта: а) нормативная себестоимость незавершённого производства на конец месяца исчисляется как разность между нормативной суммой затрат на производство и нормативной себестоимость товарного выпуск; б) предполагается повседневный контроль за соблюдением норм основных затрат (данные об отклонениях не отражаются на счетах бухгалтерского учёта и в бухгалтерских регистрах); незавершённое производство оценивается по нормативной себестоимости исходя из натуральных показателей балансов движения полуфабрикатов в производстве или описей незавершённого производства производственных подразделений.
Date: 2015-07-27; view: 947; Нарушение авторских прав |