Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Законы и подзаконные акты, как нормативно-правовые акты
По юридической силе нормативно- правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. На протяжении столетий и даже тысячелетий закон, как форма (источник) права привлекал к себе повышенное внимание многих исследователей. Пытаясь проникнуть в суть явлений, именуемого законом, авторы бесчисленных книг и статей, аналитических отчетов и докладов предприняли огромные усилия для изучения его природы, характера, признаков социальной роли и назначения. И весь преуспели в этом. Разумеется, это вовсе не означает, что о законе известно все. За многие столетия изучения закона накопилось немалая сумма знаний о нем, выработалось определенное представление о данном явлении, сложился стереотип. Вместе с тем осталось огромное поле деятельности для современных и будущих исследователей. Закон, как и право в целом, не является застывшем в своем развитии институтом, он постоянно изменяется и развивается вместе с изменением и развитием общества. В силу этого меняются в известной степени и взгляды, а него, его признаки и черты. Вырабатываются и предлагаются порой весьма противоречивые определения закона и создаются неоднозначные о нем представления. Иногда закон рассматривается в самом широком смысле – как синоним понятия права, а точнее законодательство. Законами называются все нормативно правовые акты их совокупность),исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под законами понимается, писал Г.ф. Шершеневич, «норма права исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке». Прежде всего, пояснял автор, «закон есть норма права, то есть общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Неизбежность этого признака вытекает из того, что закон есть норма права, а следовательно, вид не может быть лишен того свойства, какое присуще роду»[24]. Из этого следует, что первостепенное по значимости отличительная черта закона – его нормативный характер. Однако нормы права содержатся и в любом ином нормативно правовом акте. Если следовать такой логике, то любой акт должен рассматриваться, как закон. Отождествление закона с другими нормативно-правовыми актами вносит путаницу в формы (источники), права, снижает эффективность их применения. По этой и по ряду других причин, а научной и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в узком, собственном его смысле. Довольно типичные, отражающие сложившиеся представления о законе на современном этапе его дефиниции следующие: Закон – это «принятый в особом порядке первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой»[25]. Или: закон – это нормативно-правовой акт, «принимаемым высшим представительным органом государства в особом законодательным порядком, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны»[26]. Или: «в юридическом смысле закон это нормативный акт, принимаемый в особом порядке обладающий после конституции наибольшей юридической силой и направленной на регулирование наиболее важных, общественных отношений»[27]. Закон имеет следующие специфические черты: 1) Закон – это нормативно правовой акт, принимаемый только высшими представительными и законодательными органами государственной власти. Например, в РФ Федеральным Собранием, в Италии, Франции, Японии и др. – Парламентом, представляющими весь народ. Некоторые наиболее важные законы принимаются путем референдума, то есть непосредственно самим народом. 2) Закон обладает высшей юридической силой и имеет верховенство относительно других источников права, занимает главенствующее положение в иерархии нормативно правовых актах. 3) Закон должен быть выразителем общей воли: отражать волю и интересы всего общества, народа в целом. 4) Законы издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Они регулируют основные социальные сферы, закрепляют наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования. В этом смысле законы имеют первичный характер. 5) Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом более сложном, чем другие нормативно-правовые акты, процедурном порядке. 6) Закон исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличии от других нормативно-правовых актом может иметь «вкрапления» индивидуально-властных. С учетом сказанного можно сделать вывод о том, что закон – это нормативно-правовой акт, имеющий определенные характеристики и принимаемый в особом процедурном порядке высшим представительным органом государства или непосредственно народом путем референдума, обладающий высшей юридической силой и призванный регулировать в интересах народы наиболее важные сферы общественной жизни. Законы подразделяются на: А) конституции, как основные политико-правовые акты страны Б) конституционные законы (органические) В) обыкновенные. Конституция, как основополагающий учредительный юридический акт страны – это основной главный закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму государственного правления, форму государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои общества. В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993. В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные законы, тоже посвященные правовым основам государства, основам государственного строя. К числу конституционных законов относятся: А) Законы, которые вносят изменения и дополнения в текс конституции; Б) Законы, необходимость издания которых предусмотрена самой конституцией. Например, в Конституции РФ 1993 года предусмотрено издание четырнадцати конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном суде РФ и др.). Конституционные законы имеют особую, более сложную, чем обыкновенные законы, процедуру принятия. Так, в Российской Федерации на принятый конституционный закон не может быть наложении вето Президента. Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства принимаемый в обычном законодательном порядке и регулирующие различные стороны экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать конституции, конституционным (органическим) законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающих политических и правовых начал, которые выражены в конституции, конституционных законах. Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (Основы, Кодексы) и текущие. В Федеративном государстве законы разделяют на: федеральные (общефедеральные) и законы субъектов федерации. Date: 2015-07-27; view: 478; Нарушение авторских прав |