Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Международная торговля товарами и услугами. Внешнеторговая политика и ее инструменты
Международная торговля – это товарно-денежный обмен между странами. В регулировании международной торговли товарами и услугами определяющую роль играет Всемирная торговая организация (ВТО). Товары, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок товаров; услуги – мировой рынок услуг. Треть всей мировой торговли приходится на торговлю услугами. Международная торговля услугами имеет свою специфику: неосязаемость, невидимость, неразрывность производства и потребления, неоднородность и изменчивость качества, неспособность услуг к хранению. Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществлённой формы, хотя ряд услуг материализуется в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации. Услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Услуги, в отличие от операций с товарами, не подлежат таможенному контролю. На развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-технический прогресс: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, а это открывает для них мировой рынок. Всё это подтверждает, что сфера услуг, на протяжении двух последних десятилетий, является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуга, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др. В ряде стран к услугам относят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлечены в международный обмен и с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги. Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Поскольку услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В силу этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо же присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии. Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и продолжает в большей степени влиять на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоёмкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают успех последнего на внешнем рынке. Международный обмен услугами осуществляется в основном между развитыми странами и характеризуется высокой степенью концентрации. Крупнейшими экспортерами услуг в мире являются США, Великобритания, Франция. К крупнейшим импортерам услуг относятся США, Германия, Япония. В сфере услуг объединён широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребления общества в целом. Внешнеторговая политика государства представляет комплекс мер по регулированию экспортно-импортных операций. В мировой практике сложились два направления внешнеторговой политики: свободная торговля (фритредерство) и протекционизм. Свободная торговля– политика невмешательства государства в международную торговлю, допущение свободного ввоза и вывоза товаров. Считается, что такая политика способствует наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и максимизации мирового дохода. Протекционизм – политика регулирования внешней торговли с целью защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов посредством использования разного рода ограничений. Сочетание этих двух направлений в той или иной пропорции отличает внешнеторговую политику государств в разные периоды их развития. Так, большая открытость национальных экономик, либерализация торговли характерна для экономически развитых стран, обладающих сильным экспортным потенциалом. Государства же с недостаточно развитой экономикой и с невысоким экспортным потенциалом, как правило, склоняются к использованию мер протекционизма. Обусловлено это необходимостью защиты собственных производителей от конкуренции со стороны иностранных производителей на внутреннем рынке, ослабления зависимости экономики страны от других стран. Политика протекционизма предполагает использование таких инструментов, как таможенные тарифы, нетарифные ограничения и различные меры по стимулированию экспорта. Таможенные тарифы– это специальные налоги, устанавливаемые государством за провоз через границу страны товаров и иных материальных ценностей. Различают импортные и экспортные таможенные пошлины. Наиболее распространены импортные таможенные пошлины, которые, с точки зрения целевой направленности, могут выполнять фискальную и протекционистскую функции. Фискальная функция состоит в обеспечении налоговых поступлений в бюджет. Протекционистская функция заключается в защите отечественных производителей. Обязательность уплаты импортных пошлин ведет к удорожанию импортных товаров на внутреннем рынке, в силу чего отечественные товары становятся более конкурентоспособными по целевому параметру. Экспортные пошлины используются реже. Цель их – не допустить чрезмерного экспорта определенных продуктов, а также увеличить поступления в бюджет. В России, например, экспортная пошлина применяется в отношении сырой нефти. Таможенные пошлины устанавливаются двумя методами: 1) в виде процента к цене товара. Это так называемые адвалорные пошлины; 2) в виде определенной денежной суммы, взимаемой с единицы объема, веса или штуки товара. Такая пошлина называется специфической. Как правило, уровни таможенных пошлин не остаются неизменными, а меняются в зависимости от уровня развития экономики, интеграционных процессов, степени международного разделения труда и т.д. В целом же в мировой практике наблюдается тенденция снижения уровня таможенных пошлин. Однако уровень таможенного обложения импорта в развивающихся странах в настоящее время значительно выше, чем в промышленно развитых. Дело в том, что эти страны испытывают острую потребность в защите своей развивающейся экономики от иностранной конкуренции. Наряду с таможенными пошлинами широко используются нетарифные инструменты внешнеторговой политики, влияние которых на структуру и объем импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов. К числу нетарифных ограничений относятся: 1. Меры, применение которых направлено на прямое ограничение объемов внешней торговли. Это: · экспортно-импортные квоты, т.е. максимальные объемы продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны; · «добровольные» экспортные ограничения – это «добровольное» согласие страны-экспортера ограничить экспорт в конкретную страну в надежде избежать по отношению к себе более жестких и серьезных протекционистских ограничений; · лицензирование, т.е. получение специального разрешения на ввоз и вывоз товаров; · антидемпинговые пошлины, которые вводятся при установлении факта демпинга (продажи товаров по цене, ниже цены на мировом, или внутреннем рынке) с целью компенсации «значительного ущерба» нанесенного национальной промышленности. 2. Меры административного характера, действие которых ограничивает внешнюю торговлю. Это технические нормы и стандарты, санитарные и ветеринарные нормы, сертификаты качества импортной продукции, требования к упаковке, маркировке, таможенные формальности и т.д. Система протекционистских мер по защите внутреннего рынка широко практикуется во всем мире. Но она имеет определенные негативные последствия. Так, находясь под защитой государства, национальные производители теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремление к инновациям, повышению качества продукции и снижению затрат на ее производство уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии. Генеральной тенденцией развития международной торговли и внешнеторговой политики государства является их либерализация.
Date: 2015-07-27; view: 1838; Нарушение авторских прав |