Барока ў літаратуры, архітэктуры і выяўленчым мастацтве беларускіх зямель
Литература.
В условиях Контрреформации господствующим стилем в литературе белорусско-литовских земель становится барокко. Оно сочетало традиции Средневековья и Ренессанса, письменной литературы и фольклора. Особое развитие получила латиноязычная поэзия.
Теоретиком барокко в литературе считался Матвей Казимир Сарбевский (1595—1640). Он преподавал в Полоцком иезуитском коллегиуме риторику, поэтику и теорию литературы. После учебы в Риме Сарбевский стал профессором красноречия, филологии и богословия в Виленской академии. При жизни поэта вышло пять изданий его стихотворений, составленных на латинском языке. Литературное наследие Сарбевского изучали студенты в европейских университетах. Также поэт стал известен своими текстами лекций для учащихся школ и академий — например, «О совершенной поэзии...», «Лекции по поэтике», «Боги язычников». Они использовались в качестве учебников в католических коллегиумах.
В стиле барокко были написаны произведения поэта и врача Данилы Наборовского (1573—1640). Он получил превосходное образование в Европе, владел шестью языками. Его стихотворения характеризуются образностью, «игрой слов». В них поэт высмеивал шляхту, иезуитов, духовенство.
Примером гражданской патриотической лирики является стихотворение Яна Пашкевича «Польска квитнет латиною...» (1621). В нем поэт отмечал роль белорусского языка в общественной и культурной жизни, гордился славой своего народа.
Широкую известность приобрела поэма могилевского писателя и педагога Фомы Иевлевича «Лабиринт, или Запутанные пути Мудрости» (1625), написанная на польском языке. Главной темой, которую поднял автор, была роль науки и искусства в жизни людей. Он верил в неограниченные возможности человеческого разума, восславлял Мудрость:
...Да, Мудрость всем нужна, она всем сущим правит. Богатый самый тот, кто с Мудростью поладит. Кто из людей себе тем золотом поможет, Пока есть белый свет, он обеднеть не сможет...
Значительную часть поэмы автор посвятил критике человеческих недостатков, в особенности пьянства как «величайшего общественного зла».
Дальнейшее развитие получила историко-документальная литература. В XVII—XVIII вв. этот жанр был представлен местными летописями и мемуарами. Среди них выделяется Баркулабовская летопись, составленная в местечке Баркулабово (Быховский район Могилевской области). Она содержит ценные сведения по истории Восточной Беларуси, а также Литвы, Польши, России, даже информацию о двух Лжедмитриях. Развернуто описан Брестский церковный собор 1596 г., участником которого был сам автор. Летописец освещал события с патриотических позиций. В частности, он осуждал действия украинских казаков, которые «большой вред чинили... хуже, чем злые неприятели».
К местным летописям относится и Могилевская хроника. Она составлялась с конца XVII в. купеческим старостой Трофимом Суртой и регентом городской канцелярии Юрием Трубницким. Хроника всесторонне отражает жизнь Могилева. В центре внимания авторов — дела и заботы горожан. Записи о Северной войне 1700—1721 гг. показывают тяжелое положение мещан. Созданы интересные образы Петра I, Карла XII, Мазепы.
Мемуары на территории Беларуси были представлены в основном дневниками (диариушами). Их создавали выходцы из шляхетского сословия. Они отражали факты личной жизни, а также наиболее важные политические события.
Один из первых диариушей на белорусском языке создал новогрудский шляхтич, участник Ливонской войны Федор Евлашовский в начале XVII в.
Наибольшую известность получил «Диариуш» Самуила Маскевича, участника войны Речи Посполитой с Россией 1609—1618 гг. Автор одинаково правдиво характеризовал и своих друзей, и своих врагов. В «Диариуше» подробно раскрыт быт московских бояр, мастерство ремесленников. Автору импонировали суждения россиян насчет шляхетских вольностей как шляхетского произвола. Значительное место в произведении отведено показу некоторых черт жизни русского крестьянства и его отношения к войску Речи Посполитой. Поскольку Маскевич был кальвинистом, то все события он описал объективно, без политической и религиозной предвзятости.
Автором полемически-публицистического «Диариуша» (1646) был писатель-публицист, православный и политический деятель Афанасий Филиппович.
Светское начало в белорусской литературе развивал Симеон Полоцкий. Фамилия этого известного белорусского поэта, переводчика и педагога до принятия монашества — Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович. Он родился в Полоцке. Сначала окончил Киево-Могилянский коллегиум, затем учился в Виленской академии. В 1656 г. стал монахом униатского ордена базилиан под именем Симеон. Симеон Полоцкий выступал с идеей объединения христиан под властью римского папы и российского царя.
Во время войны 1654—1667 гг. поэт приветствовал российского царя Алексея Михайловича при взятии Полоцка, сочинял в его честь стихи. Например:
...Витаем тя, православный царю, праведное солнце, Здавна бовем прагнули тебе души наши и сердце. Витаем тя, царю, от востока к нам пришедшаго, Белорусский же от нужды народ весь освобождшаго. Не бойся, земле Российская, и не устрашайся, Дедич с востока пришол, ему низко поклоняйся, Алексей Михайлович всех россов царь и государь И иных народов великий князь, так теж и владарь, Дабы во русийской земли оттряс ереси всюды...
Поскольку оставаться в Речи Посполитой Симеону Полоцкому было опасно, он в 1664 г. переселился в Москву. В российской столице поэт основал «латинскую» школу при Заиконоспасском монастыре, типографию. Он был первым придворным поэтом российских царей, воспитывал дете Алексея Михайловича, в том числе будущего первого императора России Петра I.
Симеон Полоцкий свои произведения писал на старобелорусском, польском и латинском языках. До потомков дошли два больших сборника стихотворений Симеона Полоцкого: «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион, или Стихослов». Первый сборник называли энциклопедией, из которой черпали знания по самым разнообразным вопросам жизни. Во второй сборник были включены драматические пьесы, которые ставились в придворных театрах Москвы. Свою библиотеку Симеон Полоцкий завещал монастырям в Полоцке, Москве, Киеве.
Ведущим архитектурным стилем в период Контрреформации являлось барокко. В своем развитии оно прошло три этапа: раннее, высокое (зрелое), позднее. На вторую половину XVII — начало XVIII в. приходится зрелое барокко. Католические храмы строили с двумя башнями. Увеличилось количество ярусов башен. Фасады приобрели большую пластику. Примером является Андреевский костел в Слониме.
В 1730-е гг. в церковном зодчестве сформировался своеобразный архитектурный стиль — виленское барокко. Его разработал архитектор Ян Глаубитц.
Историческая личность
ЯН (ИОГАНН) КРИШТОФ ГЛАУБИТЦ (1700-1767) работал в Вильне, где восстановил местные храмы после пожара 1737 г. Он построил в столице ВКЛ костелы святых Яна, Казимира, Екатерины, Рафала, визиток, а также в Беларуси костел Иоанна Крестителя в Столовичах Новогрудского повета, церковь Могилевского Спасского монастыря и др.
Виленскому барокко были свойственны изысканность пропорций, легкость и ажурность строений, пышный декор фасада, разнообразие отделки интерьеров. Все это можно увидеть на примере Полоцкого Софийского собора. В 1738— 1750 гг. храм был перестроен Глаубитцем после разрушений, вызванных взрывом пороха.
Продолжали строиться дворцово-замковые комплексы. Среди них выделялись замок в Гольшанах (Ошмянский район Гродненской области), Гродненский Новый замок, Несвижский дворец Радзивиллов (Минская область).
Гольшанский каменный замок был возведен в первой половине XVII в. и по своей композиции напоминал Мирский замок: прямоугольное здание с замкнутым двором. Однако в Гольшанах уже отсутствовали могучие оборонительные стены. Они уступили место фасаду жилого дома. Башни замка еще не утратили своего оборонительного значения, однако основа защиты переместилась на земляные валы и рвы, заполненные водой. По внешнему виду Гольшанский замок напоминал голландские здания того времени.
В 1726 г. сейм принял решение о строительстве Гродненского Нового замка — королевской резиденции и места заседания сеймов Речи Посполитой. Королевский дворец был построен к 1744 г. в стиле позднего барокко.
В стиле барокко после 1726 г. был перестроен Несвижский дворец Радзивиллов. Руководил работами архитектор К. Жданович. После него в строительстве дворца принимали участие итальянские мастера. Замок включал дворец и вспомогательные корпуса с обеих сторон въездных ворот.
На время войн середины XVII в. приходится подъем городского оборонительного строительства. Наиболее прочные укрепления в то время имел Витебск. Верхний, Нижний и Взгорский замки защищали город от врагов.
Торговые площади городов украшали ратуши. Своей оригинальностью привлекает здание городского магистрата в Могилеве, возведенное в конце XVII в. Около ратуш и при них возникали торговые ряды, гостиные дворы для купцов, корчмы, шинки, аустерии.
Историческая справка
Корчма - это комплекс строений, где останавливались, столовались и ночевали путешественники. Большие корчмы назывались аустериями. В шинках торговали водкой, вином и пивом.
Принципы барокко постепенно проникали в изобразительное искусство. Этот стиль ярко проявился во фресковой росписи костелов, деревянной скульптуре амвонов и фасадов католических храмов. Истинный расцвет во второй половине XVII в. переживала монументальная живопись, представленная в интерьерах костелов. В Княжество был приглашен итальянец М. Поллони, который расписывал католические храмы в Литве. Широкое распространение получили панорамные росписи в форме перспективы. Примером могут быть фрески костела Франциска Ксаверия в Гродно. Их, возможно, выполнил художник И. Доретти в середине XVIII в. Он написал 14 композиций из жизни этого известного католического миссионера. Придворными художниками князей Радзивиллов были Ф. К. и Ю. К. Гесские (отец и сын), которые выполнили роспись Несвижского костела Божьего Тела, украшали интерьеры дворцов, замков и храмов в радзивилловских владениях.
Частные художественные галереи магнатов впечатляли богатым подбором фамильных портретов. Их писали как иностранные художники, такиместные. В ВКЛ работали художники П. Данкерс де Рей из Голландии, Д. Шулъц из Гданьска, Б. Стробель из Вроцлава и др.
Особую популярность приобрел портрет сарматского типа. Сарматизм стал особенностью шляхетской культуры Речи Посполитой. В его основу был положен миф о происхождении польской шляхты от древних сарматских племен. «Шляхтич-сармат» — это патриот своей Родины, защитник свободы, образец гостеприимства, искренности, достоинства, защитник католической веры.
Историческая справка
Сарматский портрет пришел из Польши. Писали магнатов, государственных деятелей в полный рост с атрибутами власти и в парадной одежде. Создателями сарматского портрета были преимущественно анонимные художники (например, портреты представителей рода Веселовских, Завишей и др.).
В жанре сарматского портрета плодотворно работал в Вильне, Гродно и Несвиже немецкий мастер Иоганн Шретер. Он в 1646 г. написал портреты жен магната Януша Радзивилла — Катажины и Марии. Портрет самого Януша Радзивилла выполнил художник Д. Шульц.
На рубеже XVI—XVII вв. формировалась белорусская иконописная школа. В иконописи появилось стремление к передаче пространства, естественных пропорций, отдельные персонажи стали изображаться в светской одежде. Для икон «Святая Параскева» из-под Мостов, «Умиление», «Покров», «Успение» с Брестчины был характерен оптимизм, светлое настроение, вера в высшую справедливость.
Шедевром считается икона Петра Евсеевича из Голынца «Рождество Марии», созданная в 1649 г. Это единственная икона, автор которой известен, потому что оставил на ней свою фамилию. До наших дней дошли иконы «Троица ветхозаветная» (Брестчина), «Сошествие в ад» из Чечерска.
Date: 2015-07-27; view: 1356; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|