Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адукацыя і навука на беларускіх землях у другой палове ХVІІ – першай палове хvііі ст





Образование.

Под влиянием Контрреформации образование и воспитание молодежи строго контролировались католической церковью. Ее школы во второй половине XVII — первой половине XVIII в. подразделялись на иезуитские и пиарские коллегиумы. Также действовали арианские и братские (православные) школы. В школах учились только мальчики. Девочки получали домашнее образование. Постигали науку в школах преимущественно шляхетские дети. Причем шляхта считала просвещение вредным для народных низов.

Ведущее место в обучении принадлежало ордену иезуитов. На территории Беларуси иезуитские школы были организованы в Бресте, Витебске, Гродно, Жодишках, Минске, Новогрудке, Новой Мыши, Несвиже, Орше, Пинске, Полоцке, Слуцке. Принимали туда не только католиков, но и представителей других вероисповеданий (протестантов, православных). Это соответствовало задаче ордена иезуитов — расширять влияние католичества.

Учебный процесс состоял из пяти классов. Учащиеся изучали латинский язык, считавшийся языком науки, древнегреческий язык и литературу, риторику, поэтику, геометрию, астрономию, философию, музыку. Большое значение придавалось умению вести диспуты, организовывались театральные постановки. Образование в коллегиумах соответствовало западноевропейскому образцу.

Историческая справка

Основным стимулом в обучении иезуиты считали соревнование. Каждый ученик имел своего соперника, и большой честью считалось превзойти в знаниях ровесников. Победители получали награды, например почетные места в классной комнате. А вот отстающие в учебе носили специальный знак «ослиные уши». Учителя пользовались авторитетом из-за обширных знаний и эрудиции, педагогического таланта и строгости. Физические наказания использовались редко, и выполнял их не учитель, а специальный человек - корректор.

С 1720-х гг. на территории Беларуси получили распространение пиарские школы. Их также называли коллегиумами. Они появились в Щучине, Воронове, Геранёнах, Зельве, Витебске, Лиде и других местечках и городах. Пиары («отцы набожных школ») принадлежали к католическому монашескому ордену, основанному в 1597 г. испанским священником Иосифом Каласанцем. В отличие от иезуитов пиары свою главную задачу видели в обучении и воспитании молодежи, а не в миссионерской и политической деятельности.

В пиарских коллегиумах изучали те же предметы, что и в иезуитских. Но дисциплина была менее строгой. Потому эти школы пользовались большей популярностью у юношей. Причем ученики — дети обедневших родителей — содержались за счет ордена. За это они должны были работать на школьном хозяйстве.

Во второй половине XVI — начале XVII в. в Ивье, Клецке, Любче, Лоске, Несвиже, Новогрудке действовали арианские школы. Процесс обучения включал от 3 до 5 классов. Ученики кроме богословия изучали произведения древних мыслителей, греческий, латинский, польский и старобелорусский языки, риторику, этику, логику, музыку, медицину. У детей воспитывали уважение к человеку и его уму, их учили самостоятельно мыслить. Самой известной считалась школа в Ивье (Гродненская область), основанная магнатом Яном Кишкой. Ректор школы Ян Намысловский разработал специальную программу обучения для детей и написал несколько учебников. Среди них первое в Беларуси пособие по иностранным языкам, составленное в 1589 г. на латинском, польском и немецком языках.

Историческая личность

ЯН ЛИЦИНИЙ НАМЫСЛОВСКИЙ (начало 1560-х гг. - между 1633-1636) происходил из Силезии. Окончил Краковский университет. Проповедовал арианство в Новогрудке. Известен как одаренный писатель и оратор.

Также в Витебске, Глубоком, Заславле, Ивенце, Минске, Орше, Свислочи, Могилеве и других городах и местечках были открыты кальвинистские школы. Срок обучения в них составлял от 6 до 10 лет. Лучшие воспитанники получали возможность продолжить учебу в университетах Англии и Германии. Основное внимание в этих школах уделялось богословию, физическому воспитанию. Также изучались древнегреческий, латинский, старобелорусский, польский языки, риторика, история, математика, античная поэзия. Самой известной стала кальвинистская гимназия в Слуцке, основанная в 1617 г. князем Янушем Радзивиллом. Она просуществовала вплоть до 1918 г.

С 1580-х гг. создавались школы и при православных братствах. К числу первых относятся школы в Вильне, Могилеве, Бресте. После начального образования в них изучали «тривиум»: грамматику, риторику, диалектику, затем — «квадривиум»: арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Особое внимание уделялось изучению церковнославянского языка, в котором видели средство противостояния католичеству. Учеников набирали в основном из непривилегированных сословий: мещан и крестьян. Плата за обучение составляла 12 грошей.

Привилеем короля Речи Посполитой Стефана Батория иезуитский коллегиум в Вильне был преобразован в высшее учебное заведение — академию (университет). Это решение в 1579 г. утвердил римский папа. Первым ректором академии стал известный иезуит Петр Скарга. Сначала обучение велось на философском и богословском факультетах, позже — на правовом и медицинском. Количество студентов уже в скором времени достигло более тысячи человек.

Среди первых преподавателей академии был философ Мартин Смиглецкий (1563—1618). На основании лекций, прочитанных воспитанникам академии, он в 1618 г. издал книгу «Логика». Этот трактат считался самым популярным учебником в Западной Европе вплоть до середины XIX в.

Одним из первых начал знакомить студентов с гелиоцентрической системой Коперника профессор математики Освальд Крюгер (1598—1655). Широкую известность приобрели его работы по математике, астрономии, военной инженерии, оптике и метрологии. Крюгер был архитектором восстановления Несвижского замка после пожара. Позже король Речи Посполитой назначил его инженером, ответственным за сооружение военных машин в Гродно.

Славу академии принес историк Войцех Коялович (1609—1677). Ему принадлежит первый систематизированный курс истории Великого Княжества Литовского. В 1650—1669 гг. он опубликовал на латинском языке двухтомную «Историю Литвы». Изданная за границей, книга познакомила жителей Западной Европы с историей Княжества.

Академию поддерживали короли Речи Посполитой, католическое духовенство, магнаты, шляхта. Известно, что оснащение для академической типографии перевез из Бреста в Вильну Николай Криштоф Радзивилл (Сиротка). Сын Льва Сапеги — Казимир Сапега — передал академии ценную библиотеку. Он же финансировал открытие правового факультета в 1641 г. На средства Казимира Сапеги содержали четырех профессоров-юристов. С момента основания в академии действовал театр, публичная аптека, а в середине XVIII в. была открыта астрономическая обсерватория. Средства на ее организацию выделила шляхтянка с Мстиславщины Елизавета Пузына.

В середине XVII — начале XVIII в. по причине войн и разгрома реформационного движения сложились неблагоприятные условия для научной деятельности. Мыслители того времени доказывали правдивость христианской веры. Они утверждали, что мир, созданный Богом, управляется им с помощью ангелов, что вера в Бога доступна человеческому разуму и подкрепляется логическими доказательствами.

Математика и медицина не получили значительного развития. Тем не менее многие научные открытия постепенно пробивали себе дорогу, в частности в школах. Интересный обзор по истории астрономии и календарных систем опубликовал униатский писатель Ян Дубович (?—1646) в книге «Календарь правдивый церкви Христовой» (1644). Он защищал введение григорианского календаря, высоко оценивал учение Коперника, но отрицал его гелиоцентрическую теорию.

Выдающимся научным произведением стала монументальная работа Казимира Семеновича (около 1600 — после 1651) «Великое искусство артиллерии», изданная в 1650 г. В этой книге он описал множество конструкций пушек и ракет, в том числе многоступенчатой ракеты. Трактат был переведен на французский, немецкий, английский, голландский и другие языки, что свидетельствовало о его популярности в Европе.

Лучшую в Европе карту ВКЛ, напечатанную в Амстердаме в 1613 г. (первое издание около 1603 г. не сохранилось), подготовил Томаш Маковский (1562 или 1575—1630). Он был на службе у Николая Криштофа Радзивилла (Сиротки), жил в Несвиже. Дело Маковского продолжил картограф и математик Юзеф Нароньский. В середине XVII в. он также работал у Радзивиллов и написал большую книгу с чертежами «Геометрия, или Трактование и мастерство всякого измерения».

Передовым представителем своего времени являлся уроженец Беларуси Илья Копиевич (1651 — 1714), который жил в Амстердаме, Гданьске и Москве. Он был сторонником российского царя Петра I и пропагандистом светских знаний. Копиевич написал свыше 20 книг и учебников. Среди них работы по истории, арифметике, грамматике, астрономии, навигации.


Date: 2015-07-27; view: 780; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию