Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика факторного анализа. Виды факторных моделей и методы факторного моделирования
Для исследования взаимосвязи между экон.показателями используются факторные модели: 1.Аддитивные модели: У=х1+х2+х3+…+хn У- результативный фактор, Х- факторы воздействующие результативно 2.Мультипликативная модель - У=х1*х2*х3*…*хn 3.Кратные модели: У=х1/х2 Для количественной оценки влияние факторов часто используют след.методы: 1.Интегральный - задается факторная модель У=х*у, указываются значения х и у. Х0,У0 - базис, Х1,У1 - отчетный период, рассчитывается абсолютное изменение факторов ∆U=U1-U0, ∆Y=Y1-Y0, ∆X=X1-X0. Абсолютное изменени е результативного фактора U, в результате изменения фактора Х. ∆U(x)=Y0*∆x+(∆x*∆y):2, ∆U(у)=Х0*∆у+(∆x*∆y):2. Общее изменение фактора ∆U=∆U(x)+ ∆U(y). Для оценки степени влияние каждого фактора на результативный: СВх=∆U(x): ∆U*100%, СВy=∆U(y): ∆U*100%. Цепные подстановки - позволяет последовательно определить влияние каждого фактора, приведённого в правой части факторной модели на результативный фактор: у=F(A, B, C), где F - функции связи между факторами А, В, С и у: А) задаются значения факторов (А0, В0, С0 - базис) Б) определяется изменение фактора ∆U=F(A1, B1, C1) - F (A0, B0, C0) В) Влияние фактора А на результативный У: ∆У(А)=F(A1, B0, C0) - F (A0, B0, C0). Г) влияние фактора В на у: ∆У(В)=F(A1, B1, C0) - F (A1, B0, C0). Д) влияние фактора С на у: ∆У(с)=F(A1, B1, C1) - F (A1, B1, C0). Е) совокупное влияние факторов: ∆У(а)+ ∆У(в)+ ∆У(с). Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Факторный анализ в учебной литературе трактуется как раздел многомерного статистического анализа, объединяющий методы оценки размерности множества наблюдаемых переменных посредством исследования структуры ковариационных или корреляционных матриц. Свою историю факторный анализ начинает в психометрике и в настоящее время широко используется не только в психологии, но и в нейрофизиологии, социологии, политологии, в экономике, статистике и других науках. Основные идеи факторного анализа были заложены английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном. Разработкой и внедрением факторного анализа в психологии занимались такие ученые как: Ч.Спирмен, Л.Терстоун и Р.Кеттел. Математический факторный анализ разрабатывался Хотеллингом, Харманом, Кайзером, Терстоуном, Такером и другими учеными. Данный вид анализа позволяет исследователю решить две основные задачи: описать предмет измерения компактно и в то же время всесторонне. С помощью факторного анализа возможно выявление факторов, отвечающих за наличие линейных статистических связей корреляций между наблюдаемыми переменными. Таким образом, можно выделить две цели факторного анализа: определение взаимосвязей между переменными, их классификация, т. е. «объективная R-классификация»; сокращение числа переменных. Для выявления наиболее значимых факторов и, как следствие, факторной структуры, наиболее оправданно применять метод главных компонентов. Суть данного метода состоит в замене коррелированных компонентов некоррелированными факторами. Другой важной характеристикой метода является возможность ограничиться наиболее информативными главными компонентами и исключить остальные из анализа, что упрощает интерпретацию результатов. Достоинство данного метода также в том, что он – единственный математически обоснованный метод факторного анализа. Факторный анализ – методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Типы факторного анализа Существуют следующие типы факторного анализа: 1) Детерминированный (функциональный) – результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов. 2) Стохастический (корреляционный) – связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной.
3) Прямой (дедуктивный) – от общего к частному. 4) Обратный (индуктивный) – от частного к общему. 5) Одноступенчатый и многоступенчатый. 6) Статический и динамический. 7) Ретроспективный и перспективный. Также факторный анализ может быть разведочным – он осуществляется при исследовании скрытой факторной структуры без предположения о числе факторов и их нагрузках и конфирматорным, предназначенным для проверки гипотез о числе факторов и их нагрузках. Практическое выполнение факторного анализа начинается с проверки его условий Обязательные условия факторного анализа: Все признаки должны быть количественными; Число признаков должно быть в два раза больше числа переменных; Выборка должна быть однородна; Исходные переменные должны быть распределены симметрично; Факторный анализ осуществляется по коррелирующим переменным. При анализе в один фактор объединяются сильно коррелирующие между собой переменные, как следствие происходит перераспределение дисперсии между компонентами и получается максимально простая и наглядная структура факторов. После объединения коррелированность компонент внутри каждого фактора между собой будет выше, чем их коррелированность с компонентами из других факторов. Эта процедура также позволяет выделить латентные переменные, что бывает особенно важно при анализе социальных представлений и ценностей. Этапы факторного анализа Как правило, факторный анализ проводится в несколько этапов. Этапы факторного анализа: 1 этап. Отбор факторов. 2 этап. Классификация и систематизация факторов. 3 этап. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями. 4 этап. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя. 5 этап. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя). По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов. Методы детерминированного факторного анализа: Метод цепных подстановок; Метод абсолютных разниц; Метод относительных разниц; Интегральный метод; Метод логарифмирования. Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы, и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства. Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Методы стохастического факторного анализа: Способ парной корреляции; Множественный корреляционный анализ; Матричные модели; Математическое программирование; Метод исследования операций; Теория игр. Необходимо также различать статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике. И, наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе. Date: 2015-07-27; view: 900; Нарушение авторских прав |