Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние рынка ценных бумаг в Республике Беларусь






Появлением фондового рынка в Республике Беларусь следует считать 1992 год, когда был принят Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах». За последний период данный сегмент финансового рынка стал достаточно развитым в плане инфраструктуры, выпускаемых инструментов, прозрачным и контролируемым со стороны государства.
Инфраструктура фондового рынка включает в себя эффективную систему государственного регулирования, депозитарную систему, расчётно-клиринговую систему, систему биржевой торговли, а также правовое обеспечение деятельности рынка. Основными институтами фондового рынка Республики Беларусь являются: Комитет по ценным бумагам при Совете Министров, Национальный банк, Фонд государственного имущества при Министерстве экономики, Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг, Белорусская валютно-фондовая биржа, Белорусская ассоциация участников рынка ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь включает первичный и вторичный рынки ценных бумаг.
Первичный рынок ценных бумаг начинается с создания его субъектов и только после этого юридические лица (эмитенты) получают право на выпуск ценных бумаг в обращение. Субъектами выпуска акций в Республике Беларусь являются акционерные общества, а субъектами выпуска облигаций являются любые юридические лица республики Беларусь. Любое юридическое лицо в нашей стране вправе осуществлять свою хозяйственную деятельность только с момента его государственной регистрации. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещена. Эмитентами облигаций могут быть юридические лица любой формы собственности. Облигации выпускаются под залог имущества с согласия собственника или уполномоченного им органа, либо по решению общего собрания участников общества. При этом акционерное общество может принять решение о выпуске облигаций только после полной оплаты акционерами стоимости всех акций. На этом заканчивается выпуск ценных бумаг юридическими лицами Республики Беларусь.
Вторичный рынок ценных бумаг определяется как реализация акционерами своих прав по владению, пользованию и распоряжению собственными ценными бумагами. Вторичный рынок ценных бумаг в Республике Беларусь объединяет биржевой и внебиржевой рынки. Биржевой рынок функционирует посредством деятельности фондовой биржи, через которую государство размещает свои ценные бумаги. Биржевой рынок негосударственных ценных бумаг представлен корпоративными ценными бумагами (акции субъектов хозяйствования), муниципальными облигациями (целевые жилищные облигационные займы местных исполнительных и распорядительных органов) и векселями. На сегодняшний момент для данного сегмента рынка характерна низкая ликвидность, обусловленная медленными темпами разгосударствления и приватизации, а так же существующим запретом на отчуждение акций, приобретенных в процессе льготной приватизации. Несмотря на это, биржа идет навстречу пожеланиям профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов, совершенствуя свои торговые и расчетные механизмы. На внебиржевом рынке возникают торгово-информационные системы учреждений, созданные для организованной продажи ценных бумаг.
На современном этапе участниками фондового рынка являются более 5000 эмитентов (предприятия, выпускающие ценные бумаги, включая 1795 открытых акционерных обществ; государство; административно-территориальные образования), свыше 1 миллиона инвесторов – владельцев ценных бумаг, а также 126 профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе 27 банков.
В 1998 году, во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 366 «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг», на основании договора о совместной деятельности между Национальным банком Республики Беларусь и Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь создано и функционирует ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». На данной бирже торгуются акции, государственные облигации, облигации Национального банка и иные ценные бумаги. На сегодняшний день ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» – единственная в республике целостная структура, на основе которой создана общенациональная система биржевых торгов на всех основных сегментах финансового рынка – валютном, фондовом и срочном. Основными задачами, которые решает Белорусская валютно-фондовая биржа на рынке ценных бумаг в части организации и обеспечения торговли являются следующие: а) проведение торгов государственными ценными бумагами различных видов, краткосрочными облигациями Национального банка Республики Беларусь; б) проведение аукционов по государственным ценным бумагам; в) проведение торгов и аукционов по негосударственным ценным бумагам; г) учет и контроль полномочий участников, трейдеров, клиентов и депонентов; д) ведение договорной работы с участниками торгов; е) регистрация финансовых операций, подлежащих особому контролю; ж) ведение и распространение отчетности по торгам и аукционам; з) информационная и консультационная поддержка участников биржевого рынка.


Для учёта прав на ценные бумаги, которые выпущены в бездокументарной форме, в республике действует депозитарная система, состоящая из двух центральных депозитариев (центральный депозитарий Национального банка – по государственным ценным бумагам и ценным бумагам Национального банка и РУП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» - по акциям, облигациям юридических лиц и муниципальным облигациям) и депозитариев второго уровня. Данная система является передовой, как в организационном, так и в технологическом плане.
Спектр выпускаемых инструментов фондового рынка достаточно широк. Так, в республике выпускаются акции акционерных обществ, облигации юридических лиц, государственные ценные бумаги, ценные бумаги Национального банка, муниципальные ценные бумаги, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты.
Объём выпускаемых ценных бумаг к объёму ВВП за последнее время возрос с 14 % в 1998 году до 36% в 2003 году.
Основная доля выпускаемых ценных бумаг приходится на акции, государственные облигации и банковские векселя, что подтверждается нижеприведёнными данными.
Рынок ценных бумаг Республики Беларусь в первом полугодии 2004 года был представлен следующими основными сегментами:
- корпоративные ценные бумаги с объёмом эмиссии 1192,5 млрд. BYR (по состоянию на 01.07.2004 – 8447,3 млрд. BYR);
- государственные ценные бумаги (ГКО, ГДО) с объёмом эмиссии 659,6 млрд. BYR;
- краткосрочные облигации Национального банка Республики Беларусь с объёмом эмиссии 70 млрд. BYR;
- векселя банков с объёмом 896,5 млрд. BYR;
- векселя юридических лиц (кроме банков) с объёмом 29,6 млрд. BYR.
Наиболее развитым и ликвидным сегментом рынка ценных бумаг в Республике Беларусь является рынок государственных ценных бумаг. На данный момент в Республике Беларусь уделяется особое внимание созданию эффективной системы государственного регулирования рынка ценных бумаг. Основные положения, касающиеся регулирования фондового рынка, изложены в Законе «О ценных бумагах и фондовых биржах». Статья 12 данного закона гласит: «Сделки по обращению ценных бумаг осуществляются только с участием профессионального участника рынка ценных бумаг в порядке, определяемом центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг осуществляют сделки между собой только через фондовую биржу». Таким образом, государство стремится урегулировать обращение ценных бумаг, сделать его более прозрачным.
В настоящее время усилилась роль Национального банка на рынке ценных бумаг в РБ. Это объясняется тем, что Национальный банк при осуществлении денежно-кредитного регулирования выпускает ценные бумаги, определяет технические требования к их изготовлению, а также совершает операции с ценными бумагами, кроме того, Национальный банк выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь на рынке государственных ценных бумаг, организует их первичное размещение и обращение
.
Одним из определяющих элементов инфраструктуры РЦБ в республике, как уже было сказано, является ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», которая работает с ценными бумагами всех видов за исключением именных приватизационных чеков «Имущество». К обращению на бирже допускаются ценные бумаги, прошедшие предусмотренную законодательством Республики Беларусь процедуру эмиссии, соблюдающие требования, установленные законодательством Республики Беларусь. К торгам на бирже могут быть допущены следующие виды ценных бумаг:
• акции и облигации юридических лиц Республики Беларусь;
• облигации местных исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь;
• векселя открытого акционерного общества «Белтрансгаз».
Кроме того, допускаются к обращению и размещению на бирже ценные бумаги нерезидентов Республики Беларусь, если они получили разрешение центрального органа, осуществляющего контроль и надзор за рынком ценных бумаг Республики Беларусь, на обращение на территории Республики Беларусь. Совокупность ценных бумаг, допущенных к торгам на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», состоит в настоящее время из ценных бумаг, прошедших листинг, то есть включенные в котировальные листы и соответствующие определенным условиям и требованиям Правил, и включенных в перечень внесписочных ценных бумаг (ВЦБ).
Основу фондового рынка в последние года составляют акции открытых акционерных обществ, которых по состоянию на 01.08.2004 в Республике Беларусь насчитывается 1795, из них создано в процессе приватизации госсобственности 1492, или 83,1 процента. Иными словами, за 12 лет существования фондового рынка только около трёхсот открытых акционерных обществ были созданы «с нуля».


О Программе развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы

Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь 12 апреля 2011 г. N482/10

"О Программе развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы"

Зарегистрировано в НРПА РБ 15.04.2011 N 5/33654.

Утверждена Программа, определяющая приоритетные направления развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (2011 - 2015 годы), главной целью которой является создание условий для повышения уровня ликвидности, прозрачности, надежности и эффективности рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь.

Установлены факторы, негативно влияющие на рынок государственных ценных бумаг, и факторы, препятствующие развитию рынка корпоративных ценных бумаг.


Закреплены основные направления развития рынка ценных бумаг, в частности, это формирование ликвидного и прозрачного рынка ценных бумаг, равномерное развитие его сегментов, включая использование различных финансовых инструментов, совершенствование системы налогообложения доходов от операций с ценными бумагами и др.

Определены мероприятия по реализации указанной Программы, в которых оговорен ожидаемый результат, сроки исполнения и ответственные исполнители.

Вступает в силу со дня официального опубликования.

Заключение

Проведенный анализ состояния рынка ценных бумаг, его правовых основ и их практического применения в Республике Беларусь позволяет сделать вывод, что он в течение довольно длительного времени находился в стадии формирования.
Однако, напряженная работа над совершенствованием законодательства, формированием структуры и инфраструктуры рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, особенно в последние годы, приводит к ощутимым результатам.

Таким образом, за последние годы показатели развития рынка ценных бумаг значительно улучшились, сформирована довольно четкая инфраструктура, что позволяет говорить о его довольно высокой степени развитости
Приоритетным направлением на современном этапе специалисты видят создание условий для активизации фондового рынка республики как механизма привлечения инвестиций и перераспределения свободных финансовых ресурсов предприятий, банков, коммерческих структур, сбережений населения для поступательного экономического роста республики.
Для решения вышеуказанной задачи ими планируется осуществить:
1. Продолжить совершенствование законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг;
2. Внести изменения в налоговое законодательство в части налогообложения операций с ценными бумагами;
3. Ускорить процесс реализации акций акционерных обществ, принадлежащих государству;
4. Далее совершенствовать инфраструктуру рынка ценных бумаг;
5. Расширить спектр инструментов рынка ценных бумаг;
6. Обеспечить информационную открытость на рынке ценных бумаг
.


Заключение.

Проведенный анализ состояния рынка ценных бумаг, его правовых основ и их практического применения в Республике Беларусь позволяет сделать вывод, что он в течение довольно длительного времени находился в стадии формирования.
Однако, напряженная работа над совершенствованием законодательства, формированием структуры и инфраструктуры рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, особенно в последние годы, приводит к ощутимым результатам.
В подтверждение тому существуют определенные статистические данные, напримр:
- капитализация рынка ценных бумаг в Беларуси составляла в 1998 году по официальному курсу Национального банка чуть больше 950 млн. USD. Для сравнения: этот показатель в Венгрии составляет свыше 13 млрд. USD, в Польше - 22 млрд. USD, в Чехии - 12,5 млрд. USD, в России - 26 млрд. USD. А уже по состоянию на 1 января 2004 г. общий объем эмиссии составил 11,0 трлн бел. руб., или 30,6 % ВВП (около 5млрд. USD).
- совокупный оборот на вторичном рынке за 2003 г. составил 9,5 трлн бел. руб., или 26,5 % ВВП (около 4,3 млрд. долларов США).
- в динамике, начиная с 1996 года, количество профессиональных участников составляло соответственно: в 1996 г. - 293 профучастника, в 1997 г. - 285, в 1998 г. - 255, в 1999 г. - 186. На 31 декабря 2002 г. – 117, а на 31 декабря 2003 г. составило 126 (из них банки - 27, СИФы - 5, прочие – 94).
Как видно из представленных данных, в республике долгое время идет сокращение количества профессиональных участников рынка ценных бумаг, что может свидетельствовать как о снижении операций с ценными бумагами на фондовом рынке, так и о повышении требований к его участникам. И наоборот, - рост их числа за 2003 год об увеличении таких операций.
Таким образом, за последние годы показатели развития рынка ценных бумаг значительно улучшились, сформирована довольно четкая инфраструктура, что позволяет говорить о его довольно высокой степени развитости
Приоритетным направлением на современном этапе специалисты видят создание условий для активизации фондового рынка республики как механизма привлечения инвестиций и перераспределения свободных финансовых ресурсов предприятий, банков, коммерческих структур, сбережений населения для поступательного экономического роста республики.
Для решения вышеуказанной задачи ими планируется осуществить:
1. Продолжить совершенствование законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг;
2. Внести изменения в налоговое законодательство в части налогообложения операций с ценными бумагами;
3. Ускорить процесс реализации акций акционерных обществ, принадлежащих государству;
4. Далее совершенствовать инфраструктуру рынка ценных бумаг;
5. Расширить спектр инструментов рынка ценных бумаг;
6. Обеспечить информационную открытость на рынке ценных бумаг.

«Понятия основы и перспективы инновационного развития промышленности РБ»

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы

Государственная программа направлена на перевод национальной экономики в режим интенсивного развития и должна обеспечить решение важнейших для Республики Беларусь задач по сбалансированности экономики, значительному росту экспорта (в 2,2 раза), не менее чем трехкратному росту доли экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта, обеспечению положительного торгового баланса, а также решение вопросов импортозамещения, повышение позиции страны в международных рейтингах в части рейтинга глобальной конкурентоспособности по показателям «Оснащенность новыми технологиями» и «Инновационный потенциал», индекса экономической свободы по показателю «Права интеллектуальной собственности».

Основная цель: создание конкурентоспособной, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики.

Основные задачи:

· создание принципиально новых высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики (биотехнологии, нанотехнологии, микроэлектроника, технологии тонкой химии, информационные технологии, производство новых материалов, лазерно-оптические технологии, коммуникационные технологии, атомная и возобновляемая энергетика, генная инженерия)

· достижение максимального роста добавленной стоимости в производстве на основе его технологического обновления, образования многопрофильных холдингов, кластерных структур

· снижение материало-, энерго- и импортоемкости производства, повышение его экологобезопасности

· формирование благоприятных правовых, экономических и социальных условий для технологического развития национальной экономики и привлечения инвестиций (в том числе прямых иностранных инвестиций и венчурного капитала)

· развитие рынка научно-технической и инновационной продукции, повышение эффективности охраны интеллектуальной собственности, совершенствование механизмов коммерциализации результатов инновационной деятельности

· ускорение инновационного развития регионов

· формирование инновационного общества, создание эффективной системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, специалистов и руководителей для инновационной экономики

Основные мероприятия:

· создание новых высокотехнологичных наукоемких предприятий и производств

· модернизация действующих предприятий и производств на основе внедрения инновационных технологий, технологического переоснащения производств для освоения и выпуска новой продукции

· реализация инновационных проектов, включенных:
в перечень важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь;
в планы (программы) развития видов экономической деятельности, закрепленных за республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси, планы (программы) развития областей и г. Минска;
в государственные комплексные целевые научно-технические программы и государственные научно-технические программы

Ожидаемые результаты от реализации:

· модернизация национальной экономики в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической деятельности, включая:
формирование нового сегмента национальной экономики – высокотехнологичных наукоемких предприятий и производств, соответствующих V и VI технологическим укладам;
повышение конкурентоспособности белорусских товаров (работ, услуг) на внутреннем и внешних рынках и увеличение количества инновационно активных организаций, доли экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта

· обеспечение выполнения прогнозных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, включая:
увеличение удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20–21 процента;
увеличение доли инновационно активных организаций в общем количестве организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, – не менее 40 процентов;
рост внутренних затрат на научные исследования и разработки до 2,5–2,9 процента от ВВП;
рост объема экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) – не менее 7950 млн. долларов США

· совершенствование системы управления и повышение эффективности национальной инновационной системы Республики Беларусь (ее субъектов, условий их взаимодействия и функционирования)

Целью инновационного развития национальной экономики Республики Беларусь в 2011–2015 годах является формирование новой технологической базы, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь на внешних рынках.

К 2015 году в стране получат развитие следующие высокотехнологичные направления, базирующиеся на технологиях V и VI технологических укладов:

· индустрия информационных технологий;

· авиакосмическая промышленность;

· фармацевтическая промышленность;

· микробиологическая промышленность и индустрия биотехнологий;

· приборостроение и электронная промышленность;

· наноиндустрия;

· ядерная энергетика.

Достижение этой цели предусматривается обеспечить за счет реализации комплекса мероприятий по следующим направлениям:

· организационно-структурное развитие новых высокотехнологичных направлений национальной экономики;

· формирование институциональной среды, благоприятной для ускоренного инновационного и технологического развития;

· привлечение инвестиций и реализация высокотехнологичных проектов;

· обучение и подготовка кадров, владеющих современными организационно-управленческими и производственными технологиями.

· Организационно-структурное развитие новых высокотехнологичных производств национальной экономики включает:

· разработку концепции формирования и развития нового направления с обязательным отражением вопросов организации управления;

· прогнозирование объема инвестиций, необходимого для развития направления в течение пятилетнего периода, а также предполагаемые источники финансирования;

· определение количества специалистов с высшим образованием по профильным специальностям, которых планируется подготовить в течение пятилетнего периода.

При формировании институциональной среды, благоприятной для инновационного и технологического развития, предусматривается:

· изменение модели государственного управления промышленностью и переход к формированию государственной структурной и промышленной политики на основе кластерного подхода;

· формирование в Республике Беларусь нового кластера в области нано-, биотехнологий и фармацевтической промышленности посредством создания научно-технологического парка, имеющего статус и правовой режим, аналогичный Парку высоких технологий (далее – ПВТ). В составе научно-технологического парка будут сконцентрированы научные организации НАН Беларуси и исследовательские подразделения учреждений высшей школы, осуществляющие исследования и разработки в сфере нано- и биотехнологий, организации фармацевтической и микробиологической промышленности. Предусматривается создание Республиканского центра генно-инженерных исследований, Республиканского центра трансфера и коммерциализации нано- и биотехнологий, учебного центра по переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере биотехнологий, инкубатора малого и среднего бизнеса в сфере биотехнологий. Развитие научно-технологического парка предполагает организацию стратегического альянса с рядом крупных международных (транснациональных) компаний России, Индии, КНР, Кубы в целях последующей организации совместных предприятий по производству фармацевтической, нано- и биотехнологической продукции на территории Республики Беларусь, а также приглашение на постоянное место жительства перспективных исследователей из государств – участников Содружества Независимых Государств и стран Европейского союза, формирование на этой основе новых научных школ и направлений в сфере нано- и биотехнологий;

«Cоздание и регистрация малого бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы»

 







Date: 2015-07-27; view: 653; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию