Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологические индексы как инструмент анализа данных





Анализируя данные социс, часто пользуются процедурой построения социологических индексов. index – «перечень, показатель, указатель» - количественный показатель, обобщающий первичную информацию, полученную в ходе измерения с помощью одной или нескольких шкал.

Социологический индекс – способ обобщения информации, представление её в форме удобной для описания и интерпретации; способ перехода от теоретического к эмпирическому уровню исследования, способ конструирования эмпирического индикатора некоторого теоретического понятия. Можно изучать удовлетворённость работой/учёбой; отношение к проявлениям девиации; уровень культурного развития населения; ценностные ориентации; потребительское/социальное поведение. Как правило, изучаемое социальное явление в исходном опросе выявляется с помощью набора косвенных вопросов. Могут быть представлены как в виде оценочных шкал, так и в виде номинальных или порядковых шкал.

Индексы могут быть:

1) одномерными (построенные для одной переменной) – например, среднее арифметическое (простое одномерное). Принцип его расчёта лежит в основе построения и сложных многомерных индексов

2) многомерными (на основе нескольких исходных переменных).

Основное преимущество социологических индексов: можем использовать в сравнительном аспекте при изучении сложных социальных явлений для различных групп респондентов с учётом динамики во времени.

В общем виде вычисление основано на суммированных индикаторах

 

xi – используемые индикаторы

ai – весовые коэффициенты, отражающие относительную важность индикаторов, их вклад в значение индекса.

Если все ai = 1, то индекс – арифметическая сумма индикаторов.

Если ai = 1/k, то индекс вычисляется как среднее арифметическое индикаторов.

Индекс может конструироваться как до начала исследования (на этапе программирования), так и непосредственно в ходе анализа данных.

Процедура построения индекса на примере социального явления удовлетворенность работой.

1. Изучаемое явление представить в виде набора исходных переменных: удовлетворённость з/п; отношениями в коллективе; руководством; графиком работы. Каждый такой вопрос может строиться по традиционной пятибалльной шкале оценок (от 1 до 5), по семибалльной, по шкале от -2 до 2, где 0 – нейтральный ответ.

2. На этапе обработки баллы каждого респондента в отдельности суммируются и оформляются как новая переменная. Считается, что значение вычисленной переменной можно интерпретировать как результат удовлетворённости работой каждого респондента в отдельности.

3. Рассчитать СА всех суммарных ответов респондентов.

При формулировании исходных вопросов могут встречаться противоположные по смыслу вопросы: 1) «Часто ли вам выплачивают премию» и 2) «Часто ли вам задерживают заплату».
Имеют варианты ответа от 1 – «крайне редко» до 5 – «очень часто». Как предварительное действие – перекодировка ответов так называемого противоположного вопроса. Для вопроса 2): 5 ---> 1, 4 ---> 2; 3 ---> 3; 2 ---> 4; 1 ---> 5.

Если нужно сложить ответы каждого респондента по нескольким переменным, необходимо использовать команду Compute. Если нужно получить СА для каждого респондента, нужно сложить их ответы и знать, сколько раз респондент ответил на данные вопросы (команда Count).

Другие способы построения индексов:

1) Индексы на основе стандартной пятибалльной оценочной шкалы.

Пример построения индекса потребительских настроений в России. Рассчитываются на основе 10-балльных оценок, где 1 – «точно не улучшится», а 10 – «точно улучшится». Перевод в 100-балльные, что повышает чувствительность моделей к изменениям. Согласно общеевропейским стандартам: от 0 до 30 – низкая степень уверенности, от 31 до 50 – средняя; свыше 50 – сильная уверенность в завтрашнем дне. Умножить – Recode.

На основе индекса потребительских настроений предлагается построить индексы социальных настроений. Индекс положения семьи: вычисляется как арифметическое среднее разности положительных и отрицательных ответов по ряду выделенных анкетных опросов. «Как бы вы оценили в настоящее время материальное положение семьи» 1) очень хорошее 2) скорее хорошее 3) скорее не очень хорошее 4) плохое.

ИС = (А + Б)/2;

А = (1+2) – (3+4) + 100.

1, 2, 3, 4 – относительная частота ответа 1, 2, 3, 4 соответственно.

Б – ответы на вопрос «Как вы считаете, какое из приведённых высказывании более соответствует реальности». 1 и 2 – положительные высказывания, 3 и 4 – отрицательные.

Б = 1 + 2 – 3 + 100.

 







Date: 2015-07-27; view: 2527; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию