Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социологические индексы как инструмент анализа данных
Анализируя данные социс, часто пользуются процедурой построения социологических индексов. index – «перечень, показатель, указатель» - количественный показатель, обобщающий первичную информацию, полученную в ходе измерения с помощью одной или нескольких шкал. Социологический индекс – способ обобщения информации, представление её в форме удобной для описания и интерпретации; способ перехода от теоретического к эмпирическому уровню исследования, способ конструирования эмпирического индикатора некоторого теоретического понятия. Можно изучать удовлетворённость работой/учёбой; отношение к проявлениям девиации; уровень культурного развития населения; ценностные ориентации; потребительское/социальное поведение. Как правило, изучаемое социальное явление в исходном опросе выявляется с помощью набора косвенных вопросов. Могут быть представлены как в виде оценочных шкал, так и в виде номинальных или порядковых шкал. Индексы могут быть: 1) одномерными (построенные для одной переменной) – например, среднее арифметическое (простое одномерное). Принцип его расчёта лежит в основе построения и сложных многомерных индексов 2) многомерными (на основе нескольких исходных переменных). Основное преимущество социологических индексов: можем использовать в сравнительном аспекте при изучении сложных социальных явлений для различных групп респондентов с учётом динамики во времени. В общем виде вычисление основано на суммированных индикаторах
xi – используемые индикаторы ai – весовые коэффициенты, отражающие относительную важность индикаторов, их вклад в значение индекса. Если все ai = 1, то индекс – арифметическая сумма индикаторов. Если ai = 1/k, то индекс вычисляется как среднее арифметическое индикаторов. Индекс может конструироваться как до начала исследования (на этапе программирования), так и непосредственно в ходе анализа данных. Процедура построения индекса на примере социального явления удовлетворенность работой. 1. Изучаемое явление представить в виде набора исходных переменных: удовлетворённость з/п; отношениями в коллективе; руководством; графиком работы. Каждый такой вопрос может строиться по традиционной пятибалльной шкале оценок (от 1 до 5), по семибалльной, по шкале от -2 до 2, где 0 – нейтральный ответ. 2. На этапе обработки баллы каждого респондента в отдельности суммируются и оформляются как новая переменная. Считается, что значение вычисленной переменной можно интерпретировать как результат удовлетворённости работой каждого респондента в отдельности. 3. Рассчитать СА всех суммарных ответов респондентов. При формулировании исходных вопросов могут встречаться противоположные по смыслу вопросы: 1) «Часто ли вам выплачивают премию» и 2) «Часто ли вам задерживают заплату». Если нужно сложить ответы каждого респондента по нескольким переменным, необходимо использовать команду Compute. Если нужно получить СА для каждого респондента, нужно сложить их ответы и знать, сколько раз респондент ответил на данные вопросы (команда Count). Другие способы построения индексов: 1) Индексы на основе стандартной пятибалльной оценочной шкалы. Пример построения индекса потребительских настроений в России. Рассчитываются на основе 10-балльных оценок, где 1 – «точно не улучшится», а 10 – «точно улучшится». Перевод в 100-балльные, что повышает чувствительность моделей к изменениям. Согласно общеевропейским стандартам: от 0 до 30 – низкая степень уверенности, от 31 до 50 – средняя; свыше 50 – сильная уверенность в завтрашнем дне. Умножить – Recode. На основе индекса потребительских настроений предлагается построить индексы социальных настроений. Индекс положения семьи: вычисляется как арифметическое среднее разности положительных и отрицательных ответов по ряду выделенных анкетных опросов. «Как бы вы оценили в настоящее время материальное положение семьи» 1) очень хорошее 2) скорее хорошее 3) скорее не очень хорошее 4) плохое. ИС = (А + Б)/2; А = (1+2) – (3+4) + 100. 1, 2, 3, 4 – относительная частота ответа 1, 2, 3, 4 соответственно. Б – ответы на вопрос «Как вы считаете, какое из приведённых высказывании более соответствует реальности». 1 и 2 – положительные высказывания, 3 и 4 – отрицательные. Б = 1 + 2 – 3 + 100.
Date: 2015-07-27; view: 2527; Нарушение авторских прав |