Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений. Кривая безразличия и бюджетная линия





Теорию потребительского поведения рассматривают две теории:

1.кардиналистская теория;

2.ординалистская теория.

Рассмотрим ординалистскую теорию поведения. В ординалистском подходе понимается такой вариант измерения величины полезности блага, при котором при котором уровень соизмеримости полезности двух разных благ для данного потребителя — это четко фиксируемое отношение предпочтения одного из них другому либо столь же четко определяемое отношение равноценности (безразличия) данных благ.

1. Аксиома упорядоченности предпочтении.Она основывается на том,чтопотребитель может сравнивать свои потребности, т.е., либо он предпочитает товар А товару В, либо товар В— товару А, либо товары А и В для потребителя равноценны.

2. Аксиома транзитивности предпочтений.Транзитивность означает,что если товар А предпочтительнее товара В, а товар В предпочтительнее товара С, то всегда товар А будет предпочтительнее товара С.

3. Аксиома ненасыщенности потребностей.Она означает,что потребительникогда не откажется от дополнительного количества любого потребляемого им блага, поскольку оно всегда оценивается им как повышающее уровень его благосостояния.

4. Аксиома убывающей предельной полезности.Она означает,что предельная полезность любого блага уменьшается по мере увеличения потребляемого количества данного вида благ.

 

 

 

На рис. 6.3 по оси абсцисс отложено количество блага X, а по оси ординат — количество блага К Различные комбинации данных экономических благ, имеющих

одинаковую полезность для потребителя, представлены кривой безразличия U. Допустим, благо X— суп, а благо Y— жаркое. При этом потребителю все равно, съесть ли одну тарелку супа и две порции жаркого (точка R1) или две тарелки супа и одну порцию жаркого (точка R2).

Кривая безразличияпредставляет все множество комбинаций двухпродуктов, имеющих одинаковую полезность для потребителя.Она имеетотрицательный наклон, который отражает тот факт, что покупатель получает удовлетворение от обоих товаров при соблюдении следующего условия: если он уве-личивает потребление блага X, то должен отказаться от известного количества блага Y, чтобы сохранить общий уровень полезности. Участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим, называется зоной замещения или субституции (рис. 6.4).



Анализ кривой безразличия позволяет вывести предельную норму замещения одного блага другим. Под ней понимается количество,на которое потребление одногоиз двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенси-ровать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу. Если на оси абсцисс мы отложим количество единиц блага X, а на оси о рдинат —количество единиц блага Y, то отношение ∆X/∆Y будет характеризовать предельную норму замещения MRSxy или субституции для благ Х и У (рис. 6.5).

 

Предельная норма замещения является положительной величиной. В ординалистской теории полезности она выполняет те же функции, что и предельная полезность в кардиналистской. Поэтому предельную норму замещения можно представить как отношение предельных полезностей благ:

Для того чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов, необходимо изобразить семейство кривых безразличия, которое называется картойкривых безразличия.

Каждая кривая безразличия показывает набор потребительских товаров и услуг, к которым человек относится одинаково. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные комбинации двух благ. Это означает, что комбинации благ Х и Y, расположенные на кривой U3 имеют большую полезность для потребителя, чем комбинации благ, расположенные на кривых U1 и U2. Рассмотрев принципы формализации цели потребителя при помощи аппаратаординалистской функции полезности, мы можем перейти к анализу ограничений поведения потребителя. Последние вытекают из того, какими денежными средствами обладает потребитель для достижения своей цели, т.е. каким бюджетом он ограничен.

Бюджетное ограничение показывает,какое количество продукции можно приобрестиза имеющуюся сумму денег.

Чтобы понять как бюджет ограничивает выбор человека, рассмотрим следующую ситуацию (рис. 6.7). Предположим, что потребитель обладает фиксированным доходом I, который может быть потрачен на два вида благ — А и В. Пусть Х— количество купленного блага А, а Y — купленное количество блага В. При этом цена блага А составляет P1, а блага В—Р2. Тогда P1X представляет сумму денег, затраченную на приобретение блага А, а P2 Y — блага В. В результате комбинация благ А и В, которые потребитель может приобрести, будут лежать на прямой: I = Р1Х+ P2Y.

Из уравнения бюджетного ограничения мы можем определить, каким количеством блага В надо пожертвовать, чтобы получить больше блага А.

Y = I/P2 – P1X/P2.

Данное уравнение является уравнением прямой с начальной ординатой I:P2 и угловым коэффициентом —Р1:P2. Угловой коэффициент бюджетной линии является отрицательным соотношением цен двух благ. Его величина определяет норму замещения благ при условии, что общая сумма затрачиваемых денег остается неизменной










Date: 2015-07-27; view: 823; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию