Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Консолидация бюджета в холдинге
Группа компаний Тавр состоит из нескольких самостоятельных предприятий: - предприятие, включающее в себя две производственные площадки - мясокомбинат и колбасный завод. На мясокомбинате производится мясо, которое является сырьем для колбасного завода. Колбасный завод производит колбасу. Мясокомбинат производит также самостоятельную ГП – мясные полуфабрикаты, ливерную колбасу, консервы, медпрепараты. - Мясокомбинат, который производит мясо и продает колбасному заводу, также производит колбасу. - Колбасный завод, который производит колбасу и полуфабрикаты. Реализует всю продукцию через сбытовое подразделение предприятия - Свиноводческий комплекс, основной продукцией которого является производство свиней. - Торговый дом, который включает в себя несколько фирменных магазинов. Структура организации производственного предприятия в холдинге является определяющей для эффективного построения взаимодействия руководителей всех служб управленческого персонала среднего звена в соответствии с регламентом, прописанным в специальном Положении о бюджетировании. Функции службы маркетинга, служб производства и экономического отдела определяют построение алгоритма формирования бюджета доходов (рис. 2.16). Порядок взаимодействия между отделами маркетинга и отделом продаж является определяющим в успехе результатов внедрения системы бюджетирования.
Рис.2.16. Построение алгоритма формирования бюджета доходов
В этом взаимодействии определяются основные статьи бюджета расходов и бюджета коммерческих расходов (рис. 2.17).
Рис.2.17. Схема построения алгоритма формирования бюджета: расходы Бюджет коммерческих расходов
Направления планирования расходов формируется в процессе внедрения по направлениям: - содержание торговой инфраструктуры; - торговый маркетинг; - потребительский маркетинг (бренды); - прочие затраты на потребительский маркетинг (исследования и т.п.); - затраты по спецпроектам. Затраты по продвижению экспорта продукции также могут быть выделены в отдельный бюджет Алгоритм формирования бюджета различных видов производства дополняется параметрами бизнес-процессов, зависящих от плана продаж, плана производства, которые на входе имеет нормативы производственных мощностей, остатков готовой продукции, спецификации, нормы расходов, цены на материалы (рис. 2.18).
Рис.2.18. Построение алгоритма формирования бюджета: расходы, бюджет производства (сырье и материалы) Бюджет производства представляет собой бюджет прямых переменных затрат компании, т.е. позволяет определить прогноз производственной себестоимости по видам выпускаемой в бюджетный период продукции. Бюджет производства рассчитывается на основании данных о спецификациях и нормах расхода сырья и материалов, планируемого объема выпуска и контрактных цен на закупаемые сырье и материалы. Бюджет производства планирует прямые переменные затраты, переносимые на себестоимость продукции, и входит в состав бюджета доходов и расходов. На практике могут использоваться различные подходы к расчету бюджета производства: 1. С учетом запасов предыдущего периода. Используется, если объем запасов значительный, если технологический цикл производства продукции больше минимального отчетного периода. 2. Без учета запасов (план продаж = плану производства). Используется, если технологический цикл производства продукции невелик и запасы готовой продукции невелики. Участниками формирования бюджета энергорасходов и расходов на персонал являются структурные подразделения предприятия: -служба производства; - экономический отдел; - отдел труда и заработной платы (ОТи З). Служба производства использует установленные нормативы расхода энергоресурсов как в переменной, так и в постоянной части затрат. Экономический отдел производит расчет текущих расходов на энергоресурсы, который лежит в основе бюджета энергоресурсов, составляет график изменения тарифов на энергоресурсы для корректировки бюджета. Данные расходов на персонал и бюджета расходов на персонал формируют-ся на основании расчетов отдела труда и заработной платы на основании данных: - о прогнозе численности; - графика и размера индексации заработной платы; - начисленных резервах по ФОТ; - сметы расходов на обучение; - прогноза на компенсацию личного транспорта. Все элементы бюджетов входят в бюджет производства и составляются с учетом макроэкономических показателей рынка. Формирование бюджетов по подразделениям в холдинге производится на основании данных всех служб, которые обрабатываются в экономическом отделе, где формируются корпоративные формы отчетности, утвержденные в Положении о бюджетировании предприятия. План производства определяется по сметам подразделений, которые являются центрами финансовой ответственности (ЦФО). В экономическом отделе составляется бюджет расходов подразделений. Эти бюджеты составляются с учетом показателей макроэкономики, инвестиционных программ в долгосрочной перспективе, графика ввода новых основных средств в соответствии с бюджетом инвестиций (рис. 2.19, 2.20).
Рис.2.19. Построение алгоритма формирования бюджета: Расходы. Бюджет энергорасходов. Бюджет расходов на персонал
Рис.2.20. Построение алгоритма формирования бюджета: расходы, бюджет расходов подразделений
Создание справочников центров затрат приведено в пособии на примере агропромышленного холдинга «Тавр» Ростовской области (рис. 2.21 – 2.26). Коды справочников должны быть едиными для любой бизнес-единицы холдинга, в противном случае не может быть составлен консолидированный бюджет как инструмент управленческого учета для принятия согласованных и эффективных управленческих решений. Рис.2.21. Примеры классификаторов затрат и ЦЗ
Рис.2.22. Примеры классификаторов затрат и ЦЗ
Рис.2.23. Примеры классификаторов затрат и ЦЗ
Рис.2.24. Примеры классификаторов затрат и ЦЗ (продолжение)
Рис.2.25. Примеры данных, учтенных по ЦЗ и ЦФО
Рис.2.26. Примеры данных, учтенных по ЦЗ и ЦФО Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности — определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы. Одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства. Его еще называют анализом соотношения “затраты-объем-прибыль” (Cost -Volume -Profit; СVР — анализ). Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия. Ключевыми элементами анализа безубыточности производства выступают маржинальный доход, порог рентабельности, точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности. Использование величины и нормы маржинального дохода при проведении анализа соотношения “затраты — объем — прибыль”. Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия на постоянные и переменные. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как маржинальный доход, его средняя величина и норма. Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара. Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска. Зачем считать разные виды прибылей? Маржинальный доход (валовая прибыль / контрибуция) (рис. 2.27): 1. Прибыльность выпуска и реализации дополнительной единицы продукции; 2. Оценка способности компании финансировать свои постоянные затраты. - EBIT (операционная прибыль) 1. Прибыльность операционной деятельности компании; 2. Что происходит с повседневной деятельностью предприятия? - EBITDA (операционная прибыль без учета амортизации) 1. Прибыльность операционной деятельности, «очищенная» от влияния списания части стоимости основных средств (у разных компаний они могут быть разными).
Рис.2.27. Виды затрат и прибылей
2. В первом приближении – поток денежных средств от операционной деятельности. - Чистая прибыль (операционная прибыль минус финансовые статьи, налоги, дивиденды и т.д.) 1. Прибыль, которая остается в компании после распределения причитающихся долей участникам. Руководство любого предприятия анализирует информацию по данным отчетности для этих целей используются традиционные виды анализа: I. Вертикальный анализ: - структура прибыли - как распорядились прибылью? II. Горизонтальный анализ: - анализ по отклонениям (сравнение с аналогичными показателями по бюджету, прогнозу, прошлому году…); - факторный анализ (если причин отклонения несколько – какой вклад внесла каждая из них?) III. Трендовый анализ: - выявление тенденций изменения. IV. Анализ по коэффициентам: - руб./кг, % от продаж. Все виды анализа в конечном итоге направлены на формирование инвестиционного бюджета, в разработке которого участвуют все структуры и их руководство холдинга от подразделений до бюджетного инвестиционного комитета (рис. 2.28). Весомую часть расчетов осуществляет экономический отдел, где формируется единая Инвестиционная программа, производится разделение проектов по группам: - увеличение продаж; - построение логистики и дистрибъюции; - замена устаревшего оборудования; - развитие технологии; - качество продукции; - развитие инфраструктуры; - социальные программы.
Рис.2.28. Построение алгоритма формирования бюджета. Инвестиционный бюджет
Принятие решения о проекте в холдинге производится в последовательности: - из двух проектов, имеющих одинаковый риск, лучше выбирать тот проект, который принесет максимальную прибыль; - из двух проектов, имеющих примерно одинаковую прибыль, лучше выбирать тот, который несет наименьший риск. Бюджет закупок формируется в холдинге службами: экономический отдел, службы закупок, производства, маркетинга (рис. 2.29).
Рис. 2.29. Построение алгоритма формирования бюджета. Расходы. Бюджет закупок
Этапы формирования, защиты и утверждения бюджета осуществляются в соответствии с регламентом Положения о бюджетировании холдинга (рис. 2.30).
Рис.2.30. Этапы формирования, защиты и утверждения бюджетов В соответствии с Положением о бюджетировании разрабатывается схема документооборота, обеспечивающая получение в учете нужных аналитик и сравнимость с бюджетом (рис. 2.31).
Рис. 2.31. Схема документооборота
Консолидация бюджета в холдинге на примере бюджета доходов и расходов группы компаний «Тавр» производится в сводном бюджете холдинга «Тавр», включающего в себя все ранее рассмотренные бюджеты (рис. 2.32).
Рис.2.32. Консолидация бюджета в холдинге «Тавр»
Основные выводы, которые сформировались при разработке системы бюджетирования в производственном холдинге «Тавр»: 1. У предприятия должна быть цель. Система бюджетов направлена на движение к цели, помогает её достичь. 2. Система бюджетирования не только способ получить показатели в прогнозе, но инструмент управления, поэтому участвовать в процессе бюджетирования должны все службы предприятия. 3. Без поддержки высшего руководства система бюджетирования теряет смысл и скорее всего не сможет существовать. 4. Система бюджетирования не будет работать без системы мотивации. 5. Информацию нужно брать у тех менеджеров, которые управляют ею. 6. Планируемая информация должна быть сопоставима, сравнима с фактической. 7. Должна существовать система показателей, индикаторов движения к цели. 8. Система бюджетирования неотделима от системы контролинга, сбора и обработки информации, мониторинга показателей, анализа отклонений плана от факта. 9. Анализ отклонений плана от факта должен выявлять причины отклонений, позволять принимать управленческие решения. Требования к персоналу должны быть четко определены в Положении о бюджетировании: - желание развиваться; - квалификация и её повышение; - умение работать в команде; - лояльность по отношению к компании; - понимание задач, стоящих пред компанией. Недопустима позиция: «Мое дело маленькое, вы умные, вы и думайте». Требования компании по отношению к персоналу должны быть известны каждому участнику системы: - разработка и внедрение справедливой системы мотивации; - обучение персонала; - делегирование полномочий в соответствии с ответственностью; - доступность информации о стратегии компании, постановка четких задач; - социальные факторы. Гигиена труда; - корпоративная культура. Финансовая культура важна не менее, чем предыдущие факторы. Следует отметить, что внедрение финансовой культуры – критический фактор успеха при управлении компанией (рис. 2.33).
Рис.2.33. Элементы финансовой культуры
Date: 2015-07-27; view: 1295; Нарушение авторских прав |