Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конституционные основы экологического праваКак источник экологического права Конституция РФ содержит нормы, являющиеся важными началами экологического права. Это нормы об основах конституционного строя, правах и свободах человека, если они, во-первых, применимы к отношениям в сфере взаимодействия общества и человека с окружающей средой, во-вторых, выступают в качестве специальных предписаний и регулируют отдельные экологические отношения, статус и режим их объектов. Наличие таких норм предопределяет экологическую политику государства, поскольку именно в этом источнике права высшей юридической силы формулируется функция охраны окружающей среды. Здесь же устанавливается общеправовой принцип охраны природы и ответственности нынешнего поколения перед будущими, закрепляются суверенитет страны, обязанности его защиты государством, т.е. экологический конституционный правопорядок. Так, важную роль играет конституционная норма ст. 42 о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право на благоприятную окружающую среду, как и вообще права и свободы гражданина, которые признаются и гарантируются Конституцией РФ (ст. 17), рассматривается в качестве естественного и неотъемлемого права человека, принадлежащего ему от рождения Большое значение для охраны окружающей среды имеет конституционное определение пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Наряду с правом на благоприятную окружающую среду в Конституции РФ закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Особую роль имеет ст. 36 Конституции РФ, закрепившая право частной собственности на землю. Ст. 72 Конституции РФ имеет значение для развития законодательства об охране окружающей среды, т.к. касается вопросов совместного ведения объектов природы Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов федерации. В Конституции РФ в общей форме определены полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию экологических отношений. В ст. 114 Конституции РФ предусмотрено, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии. Конституция РФ определяет также сферу действия законодательства об охране окружающей среды – это территория Российской Федерации, включающая территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море (ст. 67). 23. Организационно-правовой механизм охраны окружающей среды: понятие, структура. Государственное и муниципальное правовое регулирование экологических отношений. Органы государственной власти, осуществляющие правовое регулирование экологических отношений на федеральном уровне. Органы общей компетенции. Функциональные органы. Специальные органы. Органы государственной власти, осуществляющие правовое регулирование экологических отношений на региональном уровне (субъектах Федерации). Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере природоохранных и природоресурсных отношений. Полномочия органов местного самоуправления в сфере природоохранных и природоресурсных отношений. Понятие организационно-правового механизма охраны окружающей среды. Элементы организационно-правового механизма охраны окружающей среды: экологическое нормирование; юридический механизм регулирования социально-технических отношений в экологической сфере; экологическое лицензирование; оценка воздействия на окружающую среду; экологическая экспертиза; экологический мониторинг; экологический контроль; экологический аудит; информационное обеспечение охраны окружающей среды. Экологическое нормирование. Понятие нормативов в области охраны окружающей среды. Правовое значение нормативов охраны окружающей среды. Понятие экологического нормирования. Требования, предъявляемые к разработке нормативов в области охраны окружающей среды. Виды экологических нормативов. Нормативы качества окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях охраны окружающей среды. Нормативы санитарно-защитных зон, строительные нормативы и правила, рыбохозяйственные нормативы качества воды. Техническое регулирование экологических отношений. Понятие технических регламентов. Цели принятия технических регламентов. Виды технических регламентов. Общие и специальные технические регламенты. Понятие экологических стандартов. Отличие стандартов от нормативов. Отличие стандартов от технических регламентов. Классификация экологических стандартов. Государственные стандарты (ГОСТы). Международные (региональные) стандарты. Отраслевые стандарты (ОСТы). Стандарты предприятий. Подтверждение соответствия и охрана окружающей среды. Добровольное подтверждение соответствия (добровольная сертификация). Обязательное подтверждение соответствия. Декларация о соответствии. Обязательная сертификация. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Понятие ОВОС. Цель ОВОС. Этапы проведения ОВОС. Первый этап. Второй этап. Третий этап. Общественные слушания. Экологическая экспертиза. Понятие экологической экспертизы. Нормативно-правовые акты, осуществляющие правовое регулирование отношений в области проведения экологической экспертизы. Виды экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза. Объекты государственной экологической экспертизы. Органы государственной власти, осуществляющие проведение экологической экспертизы. Положительное и отрицательное заключение государственной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза. Объекты общественной экологической экспертизы. Соотношение ОВОС и экологической экспертизы. Экологический мониторинг. Понятие экологического мониторинга. Цели осуществления экологического мониторинга. Виды мониторинга. Глобальный, государственный, региональный, местный и локальный мониторинг. Фоновый и импактный мониторинг. Мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, исключительной экономической зоны РФ, внутренних морских вод и территориального моря РФ. Социально-гигиенический мониторинг. Экологический контроль. Понятие экологического контроля. Формы и методы экологического контроля. Виды экологического контроля. Государственный экологический контроль. Виды государственного экологического контроля. Объекты государственного экологического контроля. Порядок осуществления государственного экологического контроля. Общественный экологический контроль. Субъекты общественного экологического контроля. Участие общественных объединений в осуществлении общественного экологического контроля. Производственный экологический контроль. Понятие производственного экологического контроля. Организация производственного экологического контроля на предприятиях. Экологический аудит. Понятие экологического аудита. Виды экологического аудита. Обязательный и добровольный экологический аудит. Заключение экологической аудиторской проверки. Экологическое лицензирование. Понятие экологического лицензирования, лицензии. Виды деятельности, подлежащие лицензированию. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере экологического лицензирования. Информационное обеспечение охраны окружающей среды. Понятие экологической информации. Элементы экологической информации. Содержание права на экологическую информацию. Полнота и достоверность экологической информации. Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию в Российской Федерации. Механизм доступа к экологической информации. 24. Информация о состоянии окружающей среды и иная экологическая информация: понятие, источники. Экологическая информация [1] — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан и так далее, независимо от формы их предоставления, освещение экологической ситуации [2] в населенном пункте. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение экологической информации лицами, обязанными сообщать такую информацию, — влечет наложение административного штрафа · на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; · на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда Экологическую информацию формируют многочисленные и разнообразные организации. Это законодательные, исполнительные органы власти РФ и аналогичные органы в субъектах федерации, которые издают различные нормативные акты, принимают планы и программы, службы соответствующих министерств и ведомств, которые ведут те или иные наблюдения за состоянием окружающей среды, здоровьем людей, а также за факторами воздействия на окружающую среду. Это многочисленные научно-исследовательские организации — институты, станции и пр. Кроме того, сбором и анализом экологической информации занимаются и проектировщики, поскольку, например, без знания характеристик геологической среды невозможно спроектировать прочное сооружение. Эта же информация оказывается и в распоряжении заказчиков проектной документации — государственных организаций или коммерческих компаний. Также сбором экологической информации и ее распространением занимаются международные организации, координирующие деятельность по охране окружающей среды и общественные экологические организации. Одним из важнейших понятий, связанных с экологической информацией, ее получением, является экологический мониторинг [3]. В функции различных российских ведомств, определенные нормативными документами, входит целый ряд видов мониторинга: от мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды до социально-гигиенического мониторинга. Источники экологической информации могут быть классифицированы на [4]: · имеющие государственное значение (государственные кадастры природных ресурсов); · формально не относящиеся к ресурсам, имеющим государственное значение, но представляющие большую общественную и государственную значимость с точки зрения определения экологической информации (информация Национальной системы мониторинга окружающей среды); · информационные ресурсы, содержащие экологическую информацию и имеющие значение для юридических и физических лиц (данные, полученные в результате контроля в области охраны окружающей среды). Такое деление позволяет сориентировать пользователя экологической информации в поиске информационных ресурсов и субъекта, ответственного за формирование и использование данного ресурса. Предоставление экологической информации осуществляется на основании заявления (запроса) заинтересованных субъектов. В ряде случаев на лиц, обладающих экологической информацией, законодательством возлагается обязанность по ее доведению до сведения граждан и юридических лиц через средства массовой информации, печатные издания, глобальные информационные сети или иными общедоступными способами. В этом случае речь идет о распространении экологической информации. 25. Экологическое нормирование: понятие, правовое регулирование, основные нормативы и их правовой режим. Нормирование представляет собой процесс установления предельно допустимых масштабов воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в целом или отдельные природные объекты, гарантирующий сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Законом устанавливаются следующие виды нормативов: нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; Экологические нормативы устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ, другими специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. Проекты нормативов разрабатываются самими предприятиями, учреждениями и организациями - природопользователями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения. Предприятиям, учреждениям и организациям - природопользователям устанавливаются нормативные объемы предельно допустимых и временно согласованных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду с указанием этапов и сроков достижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов. Лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов) для складирования, способы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения. Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов. 27. Природоохранные требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности: понятие, виды. При осуществлении хозяйственной и иной деятельности необходимо соблюдать основные принципы, определенные Законом об охране окружающей среды: - научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов; - охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; - ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; - платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; - независимость контроля в области охраны окружающей среды; - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; - обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; - допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя изтребований в области охраны окружающей среды; - обеспечение снижения негативного воздействия до допустимых пределов за счет использования наилучших существующих технологий; - обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических ифизических лиц; - соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; - ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, должны разрабатывать и выполнятьтехнические, технологические и организационные мероприятия, обеспечивающие соблюдение нормативов качества окружающей среды, применять технические средства и технологии для обезвреживания и безопасного размещения отходов, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды предусмотрена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Ответственность за выполнение требований законодательства при осуществлениихозяйственной или иной деятельности несет руководитель предприятия и лица, им назначенные. Наложение административных штрафов на виновных в экологических правонарушениях не освобождает их от возмещения вреда,причиненного окружающей природной среде. Компенсация причиненного вреда осуществляется добровольно, либо по решению суда.Иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение двадцати лет. Нарушение требований в области охраны окружающей среды также влечет за собой приостановление или прекращение деятельностипо решению суда. Действующее предприятие может оказывать негативное воздействие на все компоненты окружающей среды – на атмосферный воздух,поверхностные и подземные воды, почву. Конкретные требования к эксплуатации предприятий в части охраны атмосферного воздуха, охраны поверхностных вод и охраны окружающей среды от негативного воздействия отходов производства и потребления определяютсясоответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. 28. Особо охраняемые природные территории: понятие, классификация, общий правовой режим. ФЗ "Об охране окружающей среды" в ст. 4 перечисляет следующие объекты охраны окружающей среды, подлежащие особой охране: объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия; гос-ые природные заповедники, в том числе биосферные; гос-ые природные заказники; памятники природы; национальные, природные и дендрологические парки; ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты; исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ; объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение; континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ; редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. Ст. 62 ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает учреждение Красной книги почв РФ и Красной книги почв ее субъектов, однако таковых на сегодняшний день пока не имеется. А вот редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения, животные занесены в Красную книгу РФ, существуют также Красные книги субъектов РФ. Категории особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ): ООПТ федерального значения - государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; ООПТ федерального либо регионального значения - государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки; ботанические сады; ООПТ федерального, регионального либо местного значения - лечебно-оздоровительные местности и курорты. ООПТ - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Согласно статье 7 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: 29. Государственные природные заповедники и национальные парки: правовой режим. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории(акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. 30. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады: правовой режим. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Они учреждаются двумя способами – с изъятием земель или без такового, могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль, т.е. быть:
|