Принципы охраны окружающей среды, их отражение в праве
Экологическое право и формируемое на его основе экологическое законодательство основывается на ряде принципов:
· Право на благоприятную окружающую среду (в России — одно из конституционных экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ)
· Предотвращение вреда окружающей среде
· Охрана жизни и здоровья человека
· Демократизация экологического права
· Гуманность
· Обеспечение рационального использования природных ресурсов
· Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие
· Сохранение и защита экологического равновесия
· Свободный доступ к экологической информации (в России — одно из конституционных экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ)
· Платность природопользования (в российском экологическом законодательстве сформулирован как «Платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде», подробнее см. Принцип платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде)
· Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду
· Плата за негативное воздействие на окружающую среду
· Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию
· Ответственность за нарушение требований экологического законодательства
· и др.
Принципы экологического права – это основополагающие начала, отражающие закономерности развития экологического права как отрасли Российского права и составляющие его основу.
· Основные принципы экологического права (ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды»):
1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
3) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
4) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
5) платность природопользования и возмещение вреда, причиненного окружающейсреде; независимость контроля в области охраны окружающей среды;
6) обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
7) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
8) обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
9) сохранение биологического разнообразия;
10) ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
11) международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды.
20. Идеологический механизм охраны окружающей среды: понятие, структура.
В Концепции национальной безопасности РФ среди угроз национальной безопасности названа неготовность общества осознать глобальность и важность экологических проблем. Поэтому к приоритетным направлениям деятельности государства в экологической сфере среди прочих отнесены вопросы воспитания экологической культуры населения.
Следует отметить, что на законодательном уровне требования о необходимости формирования экологической культуры и повышения уровня экологического правосознания были сформулированы в ранее действовавшем Законе РСФСР "Об охране окружающей среды", разд. 11 которого посвящался данным вопросам. Содержательную сторону этого процесса составляли:
экологическое воспитание;
экологическое образование;
экологическое просвещение;
профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов.
В этом же законе были сформулированы основные принципы идеологического механизма природопользования и охраны окружающей среды, к числу которых относятся:
всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования;
обязательность преподавания экологических знаний.
Ныне действующий Закон об охране окружающей среды в гл. 13 "Основы формирования экологической культуры" заимствовал все лучшие положения своего предшественника и сохранил в основном целевой подход законодателя к данной проблеме.
В называвшейся ранее Экологической доктрине РФ в разделе "Пути и средства реализации государственной политики в области экологии" уделено место вопросам экологического образования и просвещения, основными целями которых является повышение:
экологической культуры населения;
образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.
Экологическое воспитание
В ст. 1 проекта Федерального закона "О государственном регулировании образования в области экологии" под экологической культурой понимается наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.
Таким образом, говоря об уровне экологической культуры того или иного субъекта либо каких-то групп людей или даже населения страны в целом, нужно связывать его со способностью в рамках, прежде всего, семьи как основной ячейки общества, а также в более многочисленных общностях людей осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, а также пагубность противоправного поведения в экологической сфере, ведущего к негативным для окружающей среды и человека последствиям, и передать его более молодому поколению, которое в свою очередь также продолжит позитивную традицию. Иными словами, речь идет о формировании экологического мировоззрения, которое от поколения к поколению может передаваться только на примере должного поведения старших.
Несмотря на более чем десятилетний опыт закрепления положений о необходимости осуществления экологического воспитания, едва ли можно говорить о коренном улучшении ситуации в этом вопросе. Дело в том, что вхождение Российской Федерации в "цивилизованный" рынок скорее дало обратный импульс эколого-воспитательному процессу, когда у молодого поколения формируется несколько иной тип мировоззрения, отрицание авторитета старшего поколения. А значит, семья как первооснова нашего общества не выполняет в полной мере своей воспитательной миссии.
Кроме того, нет пока реального механизма ответственности родителей за качество экологического воспитания, что также влечет за собой тяжелые последствия для природы.
Date: 2015-07-27; view: 1124; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|