Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и виды экологических прав граждан
Экологические права граждан — закрепленные за ними возможности в сфере взаимодействия общества и природы. Существует две формы такого взаимодействия: первая сводится к воздействию человека на природу, вторая выражается в том, что человек вынужден претерпевать на себе последствия собственного воздействия на нее. Из этого проистекает необходимость поддержания качества окружающей среды на определенном уровне, который обеспечил бы само существование человека как биологического вида. В общем виде закрепленные законом возможности в рамках первой формы взаимодействия можно обозначить термином "право природопользования". Также в максимально обобщенном виде все возможности во второй сфере можно обозначить термином "право на благоприятную окружающую среду". (Этот термин употребляется в ст. 42 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.) Таким образом, существует две группы субъективных экологических прав: права в сфере природопользования ("право природопользования") и права, обеспечивающие защиту от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды ("право на благоприятную окружающую среду"). В совокупности их можно обозначить термином "первичные (собственно экологические) права", в отличие от прав, реализация которых непосредственно связана с вышеназванными. Имеются в виду такие, как право на получение экологической информации, право на возмещение экологического вреда, право на участие в принятии экологически значимых решений (общественные экологические объединения, общественный экологический контроль, общественная экологическая экспертиза, референдум по экологическим вопросам). Группу вышеназванных прав можно определить как права, производные от собственно экологических. Их также можно обозначить в качестве гарантий права на благоприятную окружающую среду, поскольку цель их существования — служить средствами обеспечения его надлежащей реализации. Так, очевидно, что право на экологическую информацию обладает самостоятельным содержанием, но ведь эта информация нужна лишь постольку, поскольку подтверждает благоприятность окружающей среды для жизни человека. В противном случае реализация права на информацию порождает возможность реализации права требовать возмещения экологического вреда. Право на возмещение экологического вреда факультативно по своей сути, поскольку может быть реализовано только в случае его причинения, т. е. нарушения права на благоприятную окружающую среду. Наконец, о том, что принимаемое решение является экологически значимым, можно говорить только в тех случаях, когда его реализация способна повлиять на состояние окружающей среды. Таким образом, система экологических прав включает в себя первичные (собственно экологические) права: право природопользования и право на благоприятную окружающую среду, а также производные права, призванные обеспечить (гарантировать) надлежащую реализацию первичных. ^ Правоприродопользования Право на благоприятную окружающую среду Право на экологическую информаци Право на возмещение экологического вреда
Органы государственного управления экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общего и специального управления, или органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов в сфере охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общего управления. Компетенция органов этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях субъектов Федерации (базовая), а также в общих и специальных актах экологического законодательства, в которых имеются главы о полномочиях соответствующих субъектов. К органам общей компетенции относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Деятельность Президента РФ и Правительства РФ в сфере экологического управления сосредоточена на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования, общем руководстве и управлении природоохранительной деятельностью, на общем контроле за ними. Подсистема органов экологического управления специальной компетенции имеет более сложную структуру и выполняет более разнообразные функции. Ее образуют многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. федеральное министерство: – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности; – самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за некоторыми исключениями; – осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Федеральная служба: – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Может иметь статус коллегиального органа; – в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты. Федеральное агентство: – является федеральным органом исполнительней власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением по контролю и надзору. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа; – в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; – ведет реестры, регистры и кадастры. Данная подсистема включает в себя также межведомственные, правительственные и ведомственные комиссии. Date: 2015-07-27; view: 711; Нарушение авторских прав |