Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действительность и действенность таинств





Все христианские таинства совершаются в Церкви Самим Христом посредством учреждённой Им иерархии. Это является главным условием действительности таинств. Однако таинства могут не производить желаемого действия в жизни конкретного человека, когда этот человек воспринимает таинства «механически», без соблюдения внутренних, евангельских условий Божьего благословения. В этом случае благодать, подаваемая в таинстве, может даже действовать «во осуждение» как мирянину, недостойно принимающему таинство, так и священнослужителю, который подаёт таинство неподготовленному для этого человеку. (См.1Кор. 11:28-30) Поэтому прежде чем приступать к тому или иному таинству, узнайте о том, какие существуют условия действенности этого таинства.

Решения, которые мы принимаем: · Готов ли ты признать роль Церкви и святых Таинств в своём спасении. · Есть ли у тебя желание участвовать в Таинстве св. Причащения хотя бы раз в месяц?

 

 


Урок №5. Бог-Троица.

Вопрос: Христиане верят в Святую Троицу. Найдите в тексте указание на Отца, Сына и Святого Духа?

Ответ: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я (СЫН) победил и сел с Отцем (ОТЕЦ) Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух (ДУХ СВЯТОЙ) говорит церквам.

Христианский Бог един по существу, но познаётся в трёх Лицах: Отца, Сына и Святого Духа.

Давайте посмотрим тексты Св. Писания о Троичности Бога: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.

И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном».

(1Иоан.5:7-8)

«И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

(Матф.3:16-17) Евангелист Матвей рассказывает здесь о том, что Сын получает крещение от Иоанна Крестителя в водах Иордана, Дух Святой сходит на Сына в виде голубя, Отец произносит благословение Сыну. Отсюда мы видим, что Божественные Лица в Троице различаются между собой. Бледной тенью этого единства является в нашем мире единение ума, чувства и воли в молитве.

Второе открытие, которое делает для нас наш Господь Иисус Христос, состоит в том, что “Бог есть любовь” (1 Иоан. 4,8). Великое откровение о Божественной Любви помогает нам понять христианское учение о Троице и наоборот: Бог есть любовь, потому что Он Троичен в Лицах; и Бог Троичен в Лицах, потому что Он — любовь.

«Даже человеческая несовершенная любовь соединяет людей между собою как бы в одно существо, например, супругов, семью, друзей. Относительно людей — это больше слова, чем действительность. Но любовь Божественная безмерна и потому Лица Пресвятой Троицы, по всемогуществу Их взаимной любви, суть, действительно, один Бог, имеющий одну сущность и живущий одной – жизнью. Люди, которые верят только в единоличного Бога, представляют Его нередко суровым и деспотическим. Действительно, если Бог был бы одиноким, откуда зародилась бы в Нем любовь? Любовь там, где есть кому любить и кого любить. И любовь тем более совершенна, чем совершеннее те, кто любит и кого любят. А в Пресвятой Троице, как Любящие, так и Любимые есть само совершенство, так как каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог. И Отец — Бог, и Сын — Бог, и Дух Святой — Бог. Пресвятую Троицу можно назвать самым совершенным единством в любви, или союзом любви, потому что совершенны Любящие и совершенна Их любовь» [32].

Давайте тезисно изложим основные элементы православного учения о Боге:

А) Бог обладает всеми мыслимыми и немыслимыми сверхъестественными свойствами. Он есть Дух вечный, вездесущий, всемогущий, всеблагой, всеправедный и всеблаженный и т.д.

Б) Своими качествами Бог обладает раз и навсегда. Бог никогда не изменяется.

В) Бог-Отец рождает Сына и изводит Духа. Но эти «рождение и изведение» происходят вне времени, превечно, то есть не имеют временной протяжённости или пространственных изменений.

Г) «Рождение Сына от Отца» и «исхождение Духа от Отца» – это не процессы, и не события, а открытые (в Писании) человеческому уму рациональные формулы, необходимые нам для нашего внешнего, то есть логического различия Лиц Святой Троицы. Духовное понимание Троичности Бога даётся нам в опыте духовной жизни, когда мы стремимся прославлять Бога Отца через подражание воплощённому среди людей Слову Божию и через призывание Святого Духа, который изливает на нас свет боговедения в таинствах Святой Церкви.

Д) Внутренние отличия лиц Пресвятой Троицы состоят в том, что Бог Отец не осознаёт Себя Сыном, Сын не осознаёт Себя Духом, а Дух не осознаёт Себя Отцом. Однако каждое Лицо Пресвятой Троицы осознаёт Себя Единым Божеством.

Е) В христианском богословии термин «Дух Божий» имеет два значения. А) Дух – Божественная Природа, общая для всех Лиц Пресвятой Троицы. Б) Дух, как третье Лицо Пресвятой Троицы, который от Отца исходит. Неспособность различать эти два значения приводит разум человека к неразрешимым противоречиям.

Ж) Бог Отец безначален. Он есть Источник бытия Сына и Святого Духа, однако это вовсе не значит, что Отец обладает «большим количеством Божества». Это также не значит, что Сын и Дух «ущербные» по сравнению с Отцом Личности.

З) Бог не может быть познаваем по Существу, потому что в нашем мире нет Сущности Бога, которую можно было бы исследовать средствами научно-технического прогресса, но Бог постигается в своих энергиях, которыми пронизан наш мир.

Некоторые ложные учения о Боге и спасении.

1. Модализм. Троичность Бога понимается в модализме как смена ролей. Например, я один. Для своего отца я – сын, для своих детей – я отец, а для жены – муж. Но у меня одна личность, в трёх ролях. Модализм осуждён Церковью ещё в III веке. Модализм уничтожает идею внутритроичной любви Бога, как отношения с Другими Лицами и жертвы Другим Лицам Каждого Лица. В модализме Бог до сотворения мира любит только Себя одного и Свои Роли.

2. Реинкарнация. Учение о переселении душ. Оно происходит по законам кармы. Карме подчиняются люди (буддизм, индуизм) и боги (индуизм). Карма никому не подчиняется, т. к. у неё нет ни сознания, ни воли. А это значит, что нет и воспитателя, который желал бы видеть нас счастливыми.

То есть кармическое учение тоже косвенно разрушает идею созидательной любви Бога.

3. Арианство (Иеговизм). Ересь арианства возникла в 4 веке от Александрийского пресвитера Ария. Сейчас арианство можно встретить в секте «Свидетелей Иеговы», которые признают Богом по существу только Отца, который имеет несколько имён, в т. ч. Иегова. По учению Ария и Свидетелей Иеговы – Господь наш Иисус Христос мог быть богом только номинальным, т. к. Он сотворён Иеговой. Христос пришёл на землю для того, чтобы умереть за наши грехи и показать нам тем самым свою безграничную любовь. Остаётся непонятным в концепции арианства то, каким образом поступок Христа выражает любовь Бога. Если Бог любит человека, то почему Он Сам не стал человеком и не умер за наши грехи? Христос умер за нас и это доказывает нам, что Он нас любит. Если Он – Бог, то Его любовь, - это любовь Бога, а если Он не Бог?

Решения, которые мы принимаем: · Готов ли ты признать своим Спасителем и Господом Иисуса Христа, а себя Его должником? · Считаешь ли ты, что Иисус Христос умер за твои грехи? Готов ли ты продолжать Его дело и взять на себя Его миссию: жить во славу Бога Отца? · Готов ли ты веровать в Пресвятую Троицу так, как учит Святая Православная Церковь?

 


Урок №6 Жизнь и смерть.

Вопрос: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его». Что означает ПОБЕДА христианина?

Правильный ответ: В Священном Писании победой христианина является вера, а также свобода христианина от греха, мира и смерти.

Вопрос: Что такое смерть?

Правильный ответ: В христианстве существует два понятия смерти: смерть физическая и смерть духовная.

Вопрос: Что такое смерть физическая?

Правильный ответ: Смерть физическая – отделение души от тела. Это отделение связано с невозможностью для нашего тела жить вечной жизнью. Представьте себе человека, который живёт 400 лет. Мы уже в 80 лет можем видеть в стариках скорбь, связанную с бесконечно усиливающимися болезнями. В этом возрасте, как правило, глаза плохо видят, уши плохо слышат, человека окружают не радости, а врачи и микстуры. Господь полагает предел деградации человеческой природы. Он отделяет душу от тела, которое идёт в землю по заповеди: «Из праха ты взят и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Господь уподобляет тело семени, которое должно быть брошено в землю для того, чтобы там преобразиться и принести плод воскресения. (Иоанн 12:23-25). Когда Господь наш Иисус Христос явится во второй раз, то произойдёт всеобщее воскресение из мёртвых[33]. Люди воскреснут в преображённых телах в возрасте 33 лет (в возрасте Христа). Глухие будут слышащими, слепые видящими, инвалиды, будут здоровы. Тела всех людей будут подобны телу Иисуса Христа.

Вопрос: Что такое смерть духовная?

Правильный ответ: Смерть духовная – это отделение души от тела.

Христос говорит: «Не бойтесь убивающих тело, бойтесь тех, кто душу может ввергнуть в геену огненную» (Мф. 10:28). То есть Господь указывает, что смерть духовная является истинным бедствием человечества. Если смерть физическая – временное отделение души от тела, то духовная смерть – отделение души от Святого Духа. Дух Святой играет в душе приблизительно такую же роль, что и кислород в нашем теле. Если представить себе человека, которому дали бы всю власть, все богатства, в обмен на воздух, то, думается, что любой нормальный человек откажется от самых блестящих перспектив ради возможности дышать полной грудью. К сожалению, когда человеку предлагается выбор между Святым Духом и материальным благополучием, то люди не всегда выбирают духовное богатство. Если кислород даёт человеку жизнь, то Дух Святой – источник счастья.

В Святом Крещении дух человека рождается от Святого Духа. Возникает невидимая связь с Богом, благодарное восприятие действий Которого наполняет жизнь человека смыслом и радостью. Грех разрушает эту связь с Господом, уничтожая счастье и радость, а значит и подлинную жизнь. «Духовный мертвец» - это человек всегда недовольный, неблагодарный и гордый. Сколько бы ему не делали добра, он этого никогда не оценит. Сам же высосет из своих ближних все соки, будет считать себя обиженным, незаслуженно оскорблённым. Состояние духовной смерти преодолевается покаянной жизнью и участием в церковных таинствах. При всеобщем воскресении в одни тела войдут «живые души», соединённые с Духом Святым. Для таких людей наступит полнота и гармония жизни.В другие тела войдут мёртвые души, не связанные с Духом Святым, наполненные страстями. Это будет преддверие осуждения на последнем Суде, на котором будет подведён итог всей человеческой цивилизации.

От характера соединения души и тела зависит конечная участь человека.

В Новом Завете вера в воскресение выражена совершенно явно: «…наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 25); «…Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 40). Это говорится о верующих в Сына Божия, и те же самые слова в Ин. (6, 54) относятся к тем, кто будет причащаться Тела и Крови Христовых.

У ап. Павла говорится: «ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна…» (1 Кор 15, 16-17), Из этих слов мы видим, что для ап. Павла Воскресение Христово — это основа христианской веры.

Вопрос: Что такое 3-ий, 9-ый и 40-ой день после физической смерти.

Ответ:

Должно, однако, заметить, что, как вообще в изображении предметов мира духовного для нас, облеченных плотию, неизбежны черты, более или менее чувственные, человекообразные, - так, в частности, неизбежно допущены они и в подробном учении о мытарствах, которые проходит человеческая душа при разлучении с телом. А потому надобно твердо помнить наставление, какое сделал ангел преп. Макарию Александрийскому, едва только начинал речь о мытарствах: "земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных". Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, представляются различными " [34].

Святой Макарий Александрийский, в житии которого мы можем встретить повествование о том, что происходит с человеком за порогом физической смерти говорит о том, чтобы мы с вами рассматривали картины загробной жизни, данные нам в житиях и учениях святых как слабые подобия реальности. У нас лексикон заточен под различия в фасоне одежды, а не под детали загробной жизни. И тем не менее о некоторых наиболее значимых моментах загробной жизни можно и нужно говорить. После физической смерти душа пребывает на земле три дня. Она преимущественно находится в тех местах, где человек при жизни любил находиться. С третьего по девятый день душа проходит первое испытание – испытание истинной веры. Здесь рассматривается то, насколько вера человека соответствовала вере евангельской, спасительной. С девятого дня по сороковой – второе испытание. Это испытание истинности покаяния. Здесь душа проходит 20 мест, которые называются «мытарствами» и на каждом из которых рассматриваются особого рода грехи. На одном мытарстве разбирается весь блуд в течении жизни, на другом воровство, на третьем – ложь и т. д.

Бесы приносят свитки с нашими грехами, а ангелы с нашими добрыми делами и между ними происходят прения о душе. Бесы особенно цепляются к нераскаянным грешникам, которые получали от бесов греховные удовольствия без расплаты в земной жизни. А надо сказать, что греховные удовольствия – это для бесов, своего рода, «кредитные обязательства». Сначала бесы «доставляют удовольствие» людям, а за это люди должны ублажать потом падших духов. Бесам не нужны наши деньги и побрякушки… Они «питаются прахом», то есть кошмаром наших страхов и слёз.

Там каждый человек хочет покаяться, и все хотят попасть в рай, но покаяние дано только в земной жизни. А за порогом смерти люди живут надеждой… Надеждой на наше с вами милосердие, которое выражается, прежде всего, в молитве. Поэтому, зная о том, что нас ждет, будем жить жизнью трезвенной, покаянной и церковной.

Будем солью земли и светом миру, будем проповедовать Христа своей жизнью, станем молиться за своих ближних, за живых и усопших. Тогда и за нас всегда найдутся смиренные молитвенники, тогда и к нам будет проявлена милость, которая откроет нам верный вход в Царство нашего Небесного Отца.

 


[1] «Каждый должен понимать: то, чего мы ищем в Церкви, и что она может дать, - это личные отношения со Христом. Очень важно знать, что, входя в Церковь, мы призваны устанавливать связь не с учением церкви, а с конкретной Личностью, чтобы мы имели личные отношения с Личностью Иисуса Христа, Которая существует и с Которой человек может и должен иметь отношения любви. Очень важно полюбить эту Личность». Митрополит Лимассольский Афанасий. Голод по Богу. М. 2011 г. С. 5.

[2] «Номинальный» произошло от латинского слова «nomos», которое переводится как «имя, наименование». Номинальный христианин, это тот, кто является христианином только по имени, кто сам себя считает христианином, но учения Христа не желает знать и об угождении Господу не заботится.

[3] «Ученик же, как мы научены от Самого Господа, есть всякий приходящий к Господу, чтобы последовать за ним, то есть слушать слова Его, веровать и быть ему послушным – как Владыке, Царю, Врачу, Учителю Истины – в надежде вечной жизни (ТИТ. 1:2)…» Василий Великий О крещении. М. 2012. с. 10.

«Простри сеть любви, не для того, чтобы хромлющий погиб, но лучше, чтобы он исцелился… Научи, что принимаемое по пристрастию или по неведению за хорошее - несогласно с преданием апостольским, и если человек заблуждающийся примет это наставление, то, по изречению пророка, он жизнию поживет, и ты избавиши душу твою (Иез. III, 21); если же он не захочет и останется упорным, то, дабы тебе не оказаться виновным, засвидетельствуй только об этом с долготерпением и кротостию, чтобы Судия не взыскал души его от руки твоей, - без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему. Ее ты приобретай и, хотя бы ты не получил никакой другой пользы, это - великая польза, это - великое приобретение, чтобы любить и доказать, что ты - ученик Христов». Слово о проклятии. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. М. 2005. С. 342.

[4] Слово Божие требует, чтобы христиане были как ученики Христовы, которые в своей жизни сообразуются единственно с тем, что во Христе видят или, что от Христа слышат Св. Василий Великий. Правила Богоугодной жизни. М. 1995. с. 161.

«Облобызаем крест, как знамение Христово, руководствующее ученика Христова в Царство Небесное». Письма о христианской жизни. Св. Игнатий Брянчанинов. М. 2004. С. 62.

«Желающий увидеть Христа да очистит свою душу покаянием. Он узрит в Евангелии Христа, истинного Спасителя падших человеков, узрит в Евангелии, какие свойства должен иметь ученик Иисуса, призванный научиться кротости и смирению у Самого Господа». Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. М. 2009. С. 35.

[5] «Зная недостижимость для нас этой высоты и полноты обожения, я предложил вам это как критерий, чтобы вы судили где вы: стали ли вы действительно учениками Христа или остановились где-то на середине пути».

Архимандрит Софроний. Духовные беседы т. 1. «Паломник» 2003. с. 89.

«Если веруешь, иди за Христом… Иди путём веры, благодари Бога, что Господь позвал тебя, сделал Своим учеником, поставил перед Собой». Прот. Дмитрий Смирнов. Проповеди. Т.8. М. 2009. С. 50.

Чем отличается человек крещённый от некрещеного?...Крещённый вошёл в спасительное лоно Матери – Церкви и вступил в Новый Завет с Богом. Нарёкся учеником Христовым и присоединился к сонму православных христиан. Протоиерей Артемий Владимиров. Семь слов о святых Таинствах Матери Церкви. Артос. М. 2013. С. 5.

 

[6] Пришел еси во врачебницу, да не исцелен не отыдеши.

[7] «Управление Церковью, охранение верных с руководством их в деле спасения сравнивает апостол (Павел) с ведением войны. Ибо тут непрерывная война с неверием, суеверием, суемудрием, война с людьми и тёмными силами, восстающими против истины». Феофан Затворник. «О Церкви - Доме Божьем и о добром пастырстве». Правило веры. М. 2010. С. 125.

[8]«Православная Церковь, как и Католическая, признаёт, что каждый верный христианин не только может, но и должен в случае отсутствия священника совершить таинство крещения над тем, кто находится в смертельной опасности… Ответ на все недоуменные вопросы относительно «мирянского крещения» нужно искать в учении о священническом достоинстве лаиков, утерянном догматическим богословием, но сохранившемся в церковной жизни… Царственно-священническое служение лежало в основе всей жизни древней Церкви, но это служение исполнялось не отдельно каждым членом Церкви, а совместно с остальными под предстоятельством епископа. Оно выполнялось на церковном собрании, которое всегда включало в себя предстоятеля, который был «устами Церкви»». Прот. Николай Афанасьев. Вступление в Церковь. Паломник. М. 1993. С. 56-57.

[9] Евхаристическая община- есть собрание народа Божьего. Ап. Пётр называет его «царственным священством», взятыми в удел. В Новом завете священство принадлежит всей Церкви. Миссиология. М. 2010. С. 309.

[10] В современной миссиологии царственное священство иногда называется евангельским, а иерархическое священство – апостольским.

[11] Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. (1Пет.2:9)

[12] Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение" (2Тим.1:6)

[13] Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.» (Исх. 19:5-6).

[14] Преподобный Максим исповедник говорит, что человек был создан для того, чтобы всю тварь привести к Богу, что он создан как участник двух миров: вещественного и духовного, он в себе совмещает эти два полюса. И в этом смысле всякий верующий в Церкви является священником, то есть человеком, который освящает тварь…что значит делает её посвящённой Богу и пронизанной Божественной благодатью. Это призвание каждого христианина, а не только священника. И мирянин – это не только человек, который живёт в миру. Это человек, который (Самим) Христом послан в мир, для того, чтобы всё, к чему он прикоснётся сделать святыней: он священник в этом отношении. Миссиология. М. 2010. С. 309.

[15] Итак молимся ли мы или постимся, обвиняем или прощаем, хвалим или укоряем, входим или выходим, продаем или покупаем, молчим или разговариваем, или другое что делаем, будем делать все во славу Божию. А что не служит к славе Божией, того не станем ни делать, ни говорить и, где бы мы ни находились… Иоанн Златоуст. Творения. М. Т. 3. С. 254.

[16] 1 Апол. 60.

[17] «Ты христианин, и значит должен подражать Христу и повиноваться Его законам. Что же он делал? Не сидел в Иерусалиме и не призывал больных к себе, но ходил по городам и селениям, врачуя болезни и душевные и телесные. Мог Он, конечно, сидя в одном месте привлечь к себе всех: однако же не делал этого, подавая нам пример, как следует

ходить везде и искать погибающих… Часто приобретение и одной души может уничтожить бремя бесчисленных грехов и сделаться для нас выкупом в день судный». Св. Иоанн Златоуст. Сретенский календарь. 2006. с. 55.

[18] Пять книг против ересей. М. 2004. Кн. 3. Гл. 4. С. 308.

 

[19] Св. Василий Великий. Творения. Т. 1. Гл. 27. О Святом Духе. М. С. 96.

 

[20] Ф. Ф. Брюс «Документы Нового Завета». М. 2009. С. 98.

[21] Св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей. Книга 3. СПб. С. 387.

[22]Цит. по «Догматическое богословие». М. 2007. С. 23.

[23] 300 слов мудрости. Москва. С 21.

[24] Прот. Валентин Свенцицкий. Верую Господи, помоги моему неверию. Минск. 2010. Тайна открытая Богом С. 277.

[25] Слово «раскаяние» произошло от слова «Каин». Это был первый человек, совершивший жертву неугодную Богу и убивший своего брата (Авеля). Поскольку Христос умер за наши грехи, то все мы богоубийцы, а значит «каиниты». Если же сожалеем о содеянном и стремимся к исправлению, то перестаём быть убийцами нового Авеля (Христа). Это и означает, что мы «раскаиваемся».

[26] «Смысл заповеди о десятине состоит в том, что мы признаём, что Бог всё нам даст, что всё от него, и потому мы ему, как верховному царю платим налог за право пользования его дарами».

Date: 2015-07-27; view: 336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию