Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Православный катехизис для миссионеров. Составитель: Иерей Александр Пермяков





 

Составитель: Иерей Александр Пермяков

Миссионерский отдел Калининградской епархии и издательский отдел

Свято-Андреевского храма г. Калининграда

Как пользоваться этой книгой Первые ПРИНЦИПЫ. В римской армии так назывались тяжеловооружённые пехотинцы, находящиеся в охране военачальника. Принципы были элитой. Каждый из них стоил десятерых воинов и был живой легендой. Когда римляне говорили «дело дошло до принципов», то это означало, что военачальнику грозила смерть. В этом случае полководец вставал перед дилеммой: сохранить себе жизнь, пожертвовав своими принципами, но при этом перестать быть воином или умереть в бою, пытаясь спасти жизнь кому-то из своих соратников. В этом случае военачальник сам становился героем. Если римский генерал терял в бою всех своих воинов, он мог оставаться патрицием, всадником или даже сенатором, но не мог командовать войсками. Тот, у кого принципов было меньше, естественным образом подчинялся тому, у кого их было больше. Тот, у кого принципов было больше всего, добивался, благодаря им, самого значительного авторитета в армии, которая могла провозгласить своего любимца императором (Константин Великий). Иногда действующий император мог видеть в авторитетном военачальнике своего наследника - ПРИНЦА. (Император Юстиниан). А вот если «беспринципный» интриган приходил к власти, он назывался «узурпатором» и его власть считалась нелегитимной. Я написал эту книгу для православных миссионеров и катехизаторов. Я назвал её «ПЕРВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВИЯ» для того, чтобы подчеркнуть, что жизнь христианина - это духовная война, в которой каждый из нас постоянно выбирает между жалким беспринципным прозябанием и славной смертью в сражении за Христа. Ап. Павел говорил, что «нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговорёнными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для ангелов и человеков» (1Кор. 4:9). Да, мы рискуем потерять в этой войне всё: друзей, земное счастье, уважение мира… Но это единственный путь к «небесному царству», куда можно войти только на правах принца - наследника. За основу моей методики я выбрал экзегетический разбор отрывка из книги Откровение Иоанна Богослова 3:21-32, который я называю «Царской притчей». Почему я выбрал для обсуждения именно этот отрывок? · В этом тексте содержатся понятия, необходимые для раскрытия основных тем православного катехизиса. · Этот отрывок показывает характер Бога и роль правильных отношений между Богом и людьми. Если бы нужно было представить суть евангельского благовестия в форме притчи, то данный отрывок идеально подходил бы для этого. Мы живём в мире достаточно образованных людей, способных мысленно согласиться с большинством православных догматов. И если их терпимость к учению Христа мы признаем достаточным признаком ортодоксии, то это будет лжеправославие!  

Христианство не должно быть «SPA-салоном», где человек может время от времени приводить себя в форму. Христианство не может быть библиотекой, в которой человек имеет возможность получить исчерпывающие ответы на любые свои вопросы. Христианство должно быть личным вызовом Христа каждому человеку, вызовом предполагающим принятие РЕШЕНИЙ и совершение ПОСТУПКОВ. В этом смысле христианство скандально, провокационно и оскорбительно. Царская притча идеально отражает этот «безумный» характер истинного христианства. Экзегеза отрывка разделена на 6 уроков: · Что значит быть христианином? Что значит «не холоден, ни горяч»? Кто такой «горячий»? Христианин как ученик Христа, дитя Божье, образ Христа, царственный священник, воин Христов. · Слово Бога. Что такое «голос Христа»? Как понять Библию? Понятие о Священном Предании. Как Писание и Предание сохранились без искажений? · Завет с Богом. Что такое «золото огнём очищенное», «глазная мазь», и «белая одежда»? Что такое «спасение во Христе»?Какова цена истинных ценностей?Почему бессмертный Бог должен умереть? Онтологическая и юридическая теория искупления. · Церковь Христова. О чём Дух говорит церквам? Какая Церковь истинная? Можно ли спастись без Церкви? Что такое Святые Таинства Церкви? Как не потерять спасение? · Кто Такой Бог?Что мы знаем о Боге? Как понять идею троичности Божества? · Жизнь и смерть. Зачем искать смысл жизни? Что мы знаем о смерти? Может ли добрый Бог простить нераскаянного грешника? На кого рассчитана данная методика катехизации? · Во- первых, конечно же, эта методика рассчитана на некрещеных людей, которые хотят узнать о том, что такое христианство. · Во- вторых, на крёстных родителей, которые желают узнать о том, чему они должны учить своих крестников. · В- третьих, наша методика рассчитана на крещённых, но невоцерковлённых людей. Сюда могут входить и те, кто решил просветиться светом истины сам и те, кто намерен найти слова для евангельского свидетельства своим ближним. Сейчас самой распространённой формой религиозности в России является так называемое «душеверие». Всем нам знакома ситуация, когда при попытке противопоставить тем или иным суевериям богооткровенные библейские истины мы сталкиваемся мнением таких авторитетов как «бог в душе» и «вера в душе». Царская притча является идеальным ответом Священного Писания таким «оракулам». Обратите внимание на логику «душевера»: «У меня всё хорошо, я ни в чём не имею нужды, не надо меня учить, сейчас мне не нужна ваша религия, у меня свой бог, своя вера в душе».  

Царская притча разоблачает эту логику как богопротивную. Если мне приходится общаться с «душевером», то я предлагаю ему некий способ духовной рефлексии. В Евангелии от Марка.4:11 Христос говорит Своим ученикам: «Вам дано знать тайны Царства Божьего, внешним же всё даётся в притчах». Можете ли вы утверждать,- спрашиваю я, - что у вас в душе Тот самый Бог, Который выразил Своё видение добра и зла в евангельском тексте. Если это так, то вот вам текст: Откр. 3:21-32!!! Если вы не сможете его истолковать, значит для Бога вы, как написано в Библии, - «внешний», то есть (извините) ЧУЖОЙ. Бог Библии – это Творец, Спаситель мира и Судия. И если этого Великого Бога нет в вашей душе, там может жить кто-то другой… претендующий на величие, но неспособный себя защитить и выразить самыми простыми словами. Ни один «верующий в душе» никогда не сможет без посторонней помощи разобраться в «Царской притче». Согласен, что я иду на своего рода «провокацию». Однако эта «провокация» позволяет многим людям не только по-настоящему заинтересоваться библейским текстом, но и увидеть свою ограниченность, без которой нет глубокой потребности в радикальном изменении своих отношений с Богом. Где можно проводить занятия по методике «Первых принципов Православного христианства»? · В воскресной школе храма, · В домашних условиях, · В кафе и. т. д. Для того, чтобы оптимизировать ваши усилия в деле освоения «Первых принципов» вам необходимо выучить последовательность отрывков, вопросов к каждому занятию и иметь при себе текст Священного Писания. Ниже приводится примерный план-конспект беседы и один из вариантов беседы. Вам совершенно необязательно выучивать беседу наизусть. Главное, чтобы вы строго придерживались списка тем и общего характера их рассмотрения. Нельзя качественно провести катехизацию, опустив повествование о роли благодати. Нельзя дать людям православного представления о покаянии, забыв рассказать, например, об аспекте терапевтической дисциплины. В нашем свидетельстве ближним мы должны акцентировать своё внимание на восстановлении живых отношений с Богом, на формирование правильных понятий о духовной жизни и на выработку определённой духовной дисциплины. Поэтому в конце каждого урока есть предложения о принятии решений. Кстати, я считаю, что первым требованием духовной дисциплины должно стать регулярное посещение литургии. Если человек начинает посещать литургию систематически, то постепенно у него налаживается личная молитва, ему легче соблюдать посты, чувствовать поддержку других христиан и т.д. И наоборот, если человек без уважительной причины пропускает воскресные литургии, то у него никогда не будет никакой духовной жизни. Решение о регулярном посещении богослужения человек  
должен принять после первого занятия. Ещё одно наше решение – личная молитва. Как правило, новоначальному трудно читать полное утреннее правило. Но без правила человека тоже оставлять нельзя. В этой ситуации я благословляю человека читать обычное начало по молитвослову с «трисвятого» по «Отче наш», а затем выбираем вместе с ним 4 молитвы из утреннего правила (для его молитвы утром) и 4 молитвы из вечернего (для его молитвы вечером). Я всегда говорю, что лучше молиться меньше, но постоянно. Я никогда не запрещаю человеку молиться и своими словами, однако всегда говорю о том, что молитвы из псалтири и молитвослова это шедевры «духовной поэзии», без сердечного освоения которых человек не может сам стать «поэтом Духа», молиться смиренно, а значит православно. В процессе духовного становления молитвенное правило должно увеличиваться. Второе занятие – Слово Бога. Обычно я говорю новоначальным, что на Божественной службе всегда читается и истолковывается Божье Слово. Поэтому когда мы начинаем регулярно ходить на службу, то лучше понимаем сказанное в Библии. Новоначальным я предлагаю сперва прочитать Евангелие от Марка. Это один из самых простых текстов Нового Завета. Как правило, я связываю Писание и молитву тем, что в молитве мы обращаемся к Богу, а в Писании Бог обращается к нам и отвечает на наши вопросы. После второго урока оглашаемый принимает решение читать Писание регулярно и изучать его под руководством отцов ранней Церкви. Третий урок: Завет с Богом. Для того, чтобы мысленно связать эту тему с дисциплинами прошлых уроков я говорю, что Священное Писание открывает нам прежде всего нашу греховность. Это страшное откровение о мерзости своей жизни мы переживаем благодаря молитве, в которой познаём милосердие и святость Божью. В молитве мы учимся искренности, что позволяет нам честно поговорить с нашими собратьями о грехах. Для этого можно воспользоваться данным пособием или какой-то брошюркой, которую можно купить во всех церковных лавках. Для первого раза будет достаточно, если исповедник просто выпишет свои грехи на листок бумаги и пойдёт к батюшке на исповедь. Катехизатор может здесь что- то тактично подсказать, но не играть роль «ветхозаветного пророка». Если человек некрещён, он обязательно должен прийти на предкрещальную исповедь. Священник беседует с этим человеком, помогая человеку разорвать таинственную связь человеческих страстей и падших духов. В этом случае разрешительная молитва не читается. Для некрещеного человека само таинство св. Крещения должно стать очистительным средством от греха. Вера и покаяние являются условиями Нового Завета, как договора искупления и усыновления человека Богом. Необходимо отметить, что идея искупления и заместительной жертвы Христа достаточно трудна для понимания новоначальных. Поэтому в третьем уроке мы рассматриваем две концепции спасения: юридическую и    

онтологическую. Первая хорошо согласуется с идеей Нового Завета, как некоего договора между Богом и человеком. И в соответствии с этим договором христианин начинает нести определённую евангельским законом ответственность. Онтологическая концепция хорошо иллюстрирует роль таинств в деле нашего спасения и необходимость борьбы со страстями, как с некими духовными болезнями. Решение, которое человек принимает на третьем уроке – это исповедание Христа Господом и Спасителем. Это исповедание не должно быть формальным, оно связано с чувством зависимости от Христа, с готовностью жить всегда во славу Бога. Четвёртый урок: Церковь. Основное назначение этого урока, перейти от личного выбора человеком своей собственной дистанции с Богом, к готовности прославлять Бога соборно, то есть вместе с другими христианами. Решение этой задачи связано с тем, что хотя человек не может получить прощения грехов без своей личной инициативы (без ученичества), однако спасение он может получить только в христианской общине (в духовном воинстве), в общении мира вместе с другими христианами. Здесь возрастает роль Причащения и других таинств. После четвёртого занятия важно, чтобы человек принял решение участвовать в таинстве Причащения хотя бы раз в месяц. Пятый урок: Бог – Троица. На этом уроке даётся краткое изложение основных догматов христианства. Задача урока – показать уникальность Православия и величие Творца. И наконец шестой урок: Жизнь и смерть. Подлинная жизнь может быть доступна нашему пониманию только при осознании феномена смерти. На этом уроке мы рассматриваем некоторые вопросы эсхатологии, то есть учения о последних временах. Это важно для построения целостного мировоззрения новоначального христианина и его способности выбирать правильные приоритеты. Я намеренно не стал загромождать свой труд огромным количеством фактов, цитат и имён. Моя задача научить вас говорить о том, с чего начинается православное мировоззрение. С чего начинается… а не чем кончается. К некоторым темам катехизиса я только слегка прикасаюсь, но не потому, что считаю их второстепенными, а потому, что серьёзное их изучение требует совершенно другого формата нашего с вами общения. Моё пособие должно быть компактным для того, чтобы удобно размещаться в сумке миссионера. И последнее: мы должны всегда иметь в виду, что именно спасение наших ближних во Иисусе Христе является целью настоящей христианской проповеди. Не забывайте молиться о тех людях, которых Господь по своей великой милости посылает к вам. И тогда, как говорил Святейший Патриарх Пимен, «ваше слово будет не с дымом, а с огнём».    


Date: 2015-07-27; view: 476; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию