Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки возникновения пренатальной педагогики





До недавнего времени в обществе вообще никто не уделял внимания теме развития и формирования ребенка до рождения. В конце 80-х гг в Европе и Америке возникла теории воспитания и развития ребёнка в дородовый период. Так появилась наука «перинатальная педагогика и психология», которая доказывает, что дородовый период, первые часы и дни после рождения предопределяют дальнейшую жизнь человека. Всё происходящее в это время очень крепко входит в подсознание младенца и впоследствии является жизненной программой взрослого человека.

В России в конце 20 века появилась методика «Сонатал» доктора медицинских наук Михаила Лазарева. Одно из направлений: раннее психоэмоциональное развитие ребенка. Доктор считает свои наблюдения и опыт перинатальной эволюцией. И весь перинатальный период – это основа формирования его личности, на котором основывается все последующее образование.

До появления перинатальной педагогики мы просто не знали, что формирование и развитие личности начинается прямо с первых дней беременности. И поэтому в большинстве случаев процесс этот проходит стихийно, а новую личность формируют стихийные факторы. Отношение к перинатальной педагогике неоднозначно, так как тема очень деликатная и неоднозначная. Поэтому некоторые выводы делать преждевременно. Уйдут десятки лет, чтобы изучить тему и проанализировать результаты. Но уже сейчас научно доказано, что ребенок еще до рождения реагирует и понимает будущую маму, что большинство болезней человека возникают вследствие сложившегося в обществе невежества в отношении собственного образа жизни и воспитания детей, начиная с внутриутробного развития ребенка. Потому что взрослых этому никто не учит.

Совсем недавно в педагогической науке появилось новое направление исследования – пренатальная педагогика.

Педагогика (с греч. παιδες – дети, άγω – веду) – это наука об обучении и воспитании подрастающих поколений. Слово «пренатальний» заимствовано из французского языка и означает «пре» – до, «наталь» – рождение.

Пренатальная педагогика – молодая наука, истоки которой уходят в мудрое наследие наших прародителей. Они были убеждены в том, что не рано говорить о воспитании малыша до его рождения. Поэтому в современном обиходе появились такие понятия, как пренатальная педагогика, пренатальное обучение, пренатальное воспитание. Современная пренатальная педагогика черпает знания из пренатальной и перинатальной психологии (она формируется как отдельная научная дисциплина), акушерства, гинекологии, педиатрии, неонатологии.

Принято считать, что пренатальный (дородовой) период – это время до рождения ребёнка. В науке в этом периоде выделяет два составляющих её периода:

Пренатальный период – от принятия решения родителями зачать малыша до 28 недели беременности.

Перинатальный период – с 28 недели беременности до первых недель жизни малыша.

В частности, появление пренатальной педагогики связано с тем, что учёные обнаружили возможность влияния на развитие зародыша. Таким образом, предметом пренатальной педагогики является изучение закономерностей этого влияния на развитие младенца в утробе матери.

Пренатальное развитие - внутриутробное развитие плода, которое затрагивает и психическое развитие. Развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чувствительность, в частности, к звуковым раздражениям, а также моторика. На последних месяцах беременности рецепция и моторика находятся на достаточном уровне физиологической и функциональной зрелости, чтобы обеспечить адекватный прием экстероцептивной информации и двигательное реагирование после момента рождения.

Пренатальная психология (лит. pre - до, лат. natalis - относящийся к рождению) - наука о психической жизни нерожденного ребенка или только что родившегося.

К. Н. Белогай: «Пренатальная педагогика представляет собой комплексное воздействие (через музыку, эстетические впечатления, положительные эмоции) на беременную, плод, семейную систему в целом, с целью оптимизации внутриутробного развития ребёнка».

Момент рождения человека – важнейшая точка в его жизни. Неудивительно, что издавна наши предки находили объяснение процессу родов в существовавших верованиях и окружали его множеством ритуалов, обрядов.

Во-первых, роды рассматривались как акт перехода из одного мира в другой, то есть процесс, в котором участвуют сверхъестественные силы. Считалось, что во время родов душа умирает в потустороннем мире и рождается в мире земном. Поэтому роды, впрочем, как и вся беременность, рассматривались, как опасный для женщины и младенца период, в который требуется особая защита от злых сил.

Во-вторых, множество обрядов, таких, как наговоры, заклинания, молитвы, были направленны на облегчение боли. Основным действующим приемом в них являлось внушение, а также отвлекающие и стимулирующие возникновение измененных состояний сознания факторы. Большинство методов сводилось к различным воздействиям на психику женщины. Кроме того, с моментом рождения связывали дальнейшую судьбу человека. От того, каким будет переход из невидимого мира в материальный и какие впечатления получит ребенок в момент рождения, зависит его дальнейшая жизнь.

Широко распространен у различных народов обычай развязывания и раскрытия всего в доме, призванный способствовать свободному прохождению ребенка по родовым путям. Рядом с роженицей не должно было быть закрытых сундуков, запертых замков, завязанных узлов. В Индии повитуха открывает все двери, все окна и откупоривает все бутылки. У шотландских горцев существовал обычай во время родов развязывать все узлы в доме, распускать пояса и развязывать все ленты на женской одежде. В Китае около роженицы ставили раскрытый зонт. В еврейских и православных традициях в случае проблемных родов обращались к священнику с просьбой открыть дверей церкви, а также Царских врат на алтаре, что тоже должно было помочь ребенку прийти в этот мир. На Руси рожающей женщине также предписывалось распустить косы, развязать пояс, снять все украшения, а в доме открыть окна, двери, ворота, сундуки и шкафы.

Традиционно помощь роженице оказывалась женщинами. Так, с древнейших времен у египтян, евреев и китайцев, а также в Древней Греции и Древнем Риме акушерская помощь находилась всецело в руках женщин (повитух). К помощи врача-мужчины прибегали только в тяжелых случаях. Долгое время для врача считалось недостойным заниматься акушерством и принимать роды. На Руси также акушерскую помощь оказывала бабка-повитуха. Но ее роль заключалась не только в том, чтобы принять ребенка. Она оказывала помощь по хозяйству после рождения младенца, принимала участие в обрядах, связанных с важными событиями в жизни повитых детей (крестины, свадьба), становилась для семьи родным человеком. В народе к повитухам относились уважительно, как к носительницам сакральных знаний, помогающих божественному акту рождения. Существовал даже особый праздник – «бабьи каши» (8 января), во время которого повитух благодарили, одаривали подарками и угощали специально приготовленной по этому случаю кашей.

Место, где женщины должны были рожать, и позы для родов могли быть разными. Чаще всего, например, в европейских странах, в Древнем Египте и Греции, рожали просто в доме. Но для этих целей могло использоваться и отдельное строение. В горной Осетии похожим убежищем служил хлев. В народе уйгуров женщины должны были рожать первенца в доме своей матери. На Руси таким помещением традиционно считалась баня – изолированное хозяйственное строение, стоящее на границе земельного участка, и словно бы между миром «своих» и «чужих». Роды в бане проходили без лишнего внимания недобрых людей, которые могли помешать процессу, а кроме того, в ней всегда было достаточно тепла и воды.

Что касается родовых поз, то можно сказать, что у разных народов была общая традиция – отсутствие статичной позы лежа на спине. Широко известна принятая в азиатских странах и у многих племен поза на корточках. В Голландии в 8-9 веках предпочитали сидячую позу, в приданое невесты даже входил специальный родильный стул. Древние египтянки рожали, сидя на корточках на священном камне, в Японии женщины также рожали сидя на связке соломы. В традициях индейских племен была принята поза, когда родители садились на корточки спиной друг к другу и сплетали руки в районе локтей. Эстонки во время родов сидели на коленях у мужа. На Руси обычно рожали стоя на корточках или на коленях, а иногда держась за какую-нибудь опору и таким образом провисая. До самых потуг роженице не давали спокойно сидеть – повитуха массировала и разминала ей живот; заставляла задерживать дыхание; ходила с ней, заставляя обходить вокруг предметов или перешагивать через порог, метлу, мужнины штаны; часто перед родами женщина должна была сама истопить баню. Стоит заметить, что подобная физическая активность во время родов была своеобразной профилактикой слабости родовой деятельности и способствовала быстрому разрешению женщины от бремени.

По разному традиции предписывают и вести себя мужу во время родов. В ряде мест муж обязательно присутствует и помогает жене, «разделяет боль», иногда даже физически служит ей опорой или «стулом». Такое поведение мужчин характерно для некоторых регионов Италии, Испании, Франции, Югославии и стран Скандинавии. В других случаях роды проходят только в окружении женщин, а мужу категорически запрещено даже стоять за дверью. Например, в Осетии м ужчина уезжал из дома, пока ему не сообщат о рождении ребенка. в Китае муж роженицы вместе с другими домочадцами покидал дом, и во время процесса родов ему не разрешалось произнести ни слова. На Руси в разных местностях к присутствию мужа относились по-разному, но в целом считалось, что активное сопереживание и определенные действия мужа могут во многом облегчить страдания женщины и ускорить роды.

Примечательна послеродовая роль мужа – новорожденного заворачивали не в пеленку, а в отцовскую рубаху, чтобы отец любил, затем клали на отцовский тулуп - чтобы был богат. А в Древнем Риме обмытого младенца клали к ногам отца и он должен был взять его на руки поднять перед собой, демонстрируя таким образом, что принимает его в семью.

Никому нельзя сообщать о предполагаемом дне родов: тогда роды будут легкими. Он связан со стремлением уберечь мать и ребенка от злых духов.

До родов нельзя покупать детские вещи. Такая примета также связана с мистической стороной родов, считалось, что через одежду можно навредить малышу. Однако сложно представить, что сразу после рождения малыша женщина начинала готовить пеленки. Обычно приданое готовили все-таки заранее, но тайком от злых глаз. Часто это делала не сама беременная, а ее мать.

Date: 2015-07-27; view: 1813; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию