Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Апробация исследования и выработка практических рекомендаций
Актуальность исследования - это степень его важности в данный момент и в конкретной ситуации для решения стоящей перед исследователем проблемы, вопроса или задачи. Актуальность может быть связана с не изученностью выбранной темы. Второе направление актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи, на основе полученных в исследовании данных. Практическая значимость. Здесь целесообразно выделить два основных направления. Первое связано с полученными результатами исследования и решения на их основе той или иной практической задачи или проведения дальнейших научных исследований. Следующий шаг- определение проблемы и темы исследования. Сама тема должна содержат проблему, следовательно, для сознательного определения темы необходимо выявит исследовательскую проблему. Проблема часто отождествляется с вопросом. Каждая проблема - это вопрос. Но не каждый вопрос - это проблема. Проблема - это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Требуется найти способ получения новой информации и получить ее. Проблема возникает когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим, научная проблема- это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Она понимается или как практическая задача, или как нечто неизвестное науке. Она не выдвигается произвольно, а является результатом изучения практики и научной литературы, выявления противоречий. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике. Тема отражает заключенное в проблеме противоречие, ее формулировка одновременно уточняет проблему. Вытекающие из проблем темы должны быть более конкретизированными, привязанными к определенным этапам и условиям педагогического процесса. Объект исследования в педагогике и психологии – это некий процесс или явление. Но нельзя называть объектом исследования, например, начальную школу или подростковые клубы, так как это не объект, а конкретная база, достаточно широкая сфера, не все элементы которой подлежат изучению. Предмет исследования - это определенный аспект изучения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой, содержательный, операционный (технологический), личностно- мотивационный, организационный аспекты. Предметом психолого- педагогического исследования могут быть отношения в коллективе, связи между факторами, влияющими на обучение, воспитание и развитие детей и др. Как правило, объект и предмет исследования соотносятся между собой, как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет- это то, что находится в границах объекта. Встречается и такой подход к объекту и предмету исследования, когда объект определяется через испытуемых а предмет, через то, что у них изучается. Цель педагогического исследования -это результат предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования процессов и явлений действительности. Итак, цель- это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач. Задачи исследования - это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Среди значительного количества задач, можно выделить три группы: -историко- диагностическую, связанную с изучением истории и современного состояния проблемы, определением и уточнением понятий, общенаучных и психолого- педагогических оснований исследования. - теоретико-моделирующую, которая раскрывает структуру, сущность изучаемого, факторы и способы его преобразования. - практически- преобразовательную, направленную на разработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и на разработку практических рекомендаций. Другие, более частные задачи относят чаще всего в качестве подзадач к основным. В процессе разработки системы задач необходимо определить, какие из них требуют преимущественного изучения литературы, какие- модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов, и наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании. Гипотеза- это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным инструментом, организующим весь процесс. Для выдвижения гипотезы необходимы не только тщательное изучение состояния дела, научная компетентность, но и осуществление хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов, используемых в педагогике и психологии. К научной гипотезе предъявляются два основных требования: -она не должна содержать понятий, которые не уточнены. -она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик. Различают рабочую гипотезу и научную. Рабочая гипотеза - это временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала, а научная гипотеза создается когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения, которое может быть развито в научную теорию и воплощено в методики и технологии. Идея - это мысль о преобразовании. Рождение идеи – индивидуальный процесс, в основе которого лежит опыт, логическая проработка, интуиция, мысленные «пробы» и эксперименты. Прежде всего, следует обратиться к исходному факту, фиксирующему существующую, но не удовлетворяющую нас ситуацию. По мере накопления фактов, не укладывающихся в рамки существующих объяснений, возникает потребность в новой теории, которая зарождается в виде ключевой идеи и замысла её осуществления. Замысел – это идея, вооруженная средствами ее осуществления. Теперь остается мысленно реализовать замысел, проделать путь восхождения к цели. Такое мысленное предвосхищение и приводит к гипотезе- предположению. Выдвижение идеи, претворение ее в замысле, а затем развертывание в гипотезу и представляет собой самый сложный, творческий элемент исследования, его творческое ядро. Ясно, что логика каждого исследования специфична, своеобразна. Специфика психолого-педагогического исследования определяется тем, что предметом поиска становится сложная система взаимоотношений человека с окружающей средой, все многообразие социальных связей человека. Это определяет высокие требования к логической обоснованности и целесообразности структуры научного поиска. Date: 2015-07-27; view: 973; Нарушение авторских прав |