Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-процессов в развитие личности как системного целого. В этом отношении он очень тесно связан с личностным подходом, который означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Деятельностный подход, требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, требует реализации полисубъектного (диалогического) подхода, который вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Полисубъектный подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Реализация вышеназванных методологических принципов осуществляется во взаимосвязи с культурологическим подходом. Культура при этом понимается как специфический способ человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопедагогический. В такой трансформации проявляется единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального. Одним из возрождающихся является антропологический подход, который впервые разработал и обосновал КД. Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. Научный аппарат исследований: Исследовательская работа начинается с выбора объектной области исследования. Актуальность исследования отражает степень его важности в данный момент и в конкретной ситуации для решения стоящей перед исследователем проблемы, вопроса или задачи. Проблема - это область неизвестного. Научная проблема - это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Она не выдвигается произвольно, а является результатом изучения практики и научной литературы, выявления противоречий. Заключенное в проблеме противоречие отражает тема, ее формулировка одновременно уточняет проблему. Другими словами, тема - это содержание работы, заключенное в одной фразе. Под актуальностью исследования работы понимается новизна и значимость поставленных в ней вопросов, «почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?», «какой интерес для педагогической науки и практики представляет выбранная тема исследования?». Следующим шагом является определение объекта, предмета исследования. Объект исследования в педагогике - это некий процесс или явление, на которые обращено внимание исследователя. Определяя объект исследования необходимо ответить на вопрос «что исследуется? Какой процесс или явление?». Предмет исследования - это определенный аспект изучения объекта. Необходимо отметить, что именно предмет определяет тему исследования. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Цель педагогического исследования - это результат предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования процессов и явлений действительности Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач. Задачи исследования - это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. В.И. Загвязинский, Р. Атаханов предлагают различать три группы задач педагогического исследования: - историко-диагностическую, связанную с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; - теоретико-моделирующую, которая раскрывает структуру, сущность изучаемого, факторы и способы его преобразования; - практически-преобразовательную, направленную на разработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и на разработку практических рекомендаций. Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т.е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы Гипотеза исследования -утверждение, предположение, истинность которого не очевидна и требует проверки и доказательства. Гипотеза выступает формой предвосхищения результата исследования. Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем. Вопросам методологии педагогических исследований посвящены работы таких ученых как Ю.К.Бабанский, В.И.Журавлев, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, Методы исследования: Теоретические методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение. Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – процедура мысленного разделения объекта (явления, процесса) на части. Синтез (от греч. synhesis – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). Абстрагирование -это мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака от других его признаков, свойств, связей. Метод конкретизации по своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в мысленной реконструкции, воссоздании предмета на основе вычлененных ранее абстракций. Моделирование -воспроизведение характеристик некоторого объекта (прототипа, оригинала) на другом объекте, который называется моделью. Моделирование служит задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Однако любая модель всегда беднее прототипа, она отражает лишь его отдельные стороны и связи, так как теоретическое моделирование всегда включает абстрагирование. Важнейшим средством моделирования в психолого-педагогических исследованиях является аналогия. Аналогия -это умозаключение о принадлежности объекту, явлению или процессу определенного признака, свойства или отношения на основе сходства в существенных признаках с другим объектом (явлением, процессом). Индукция -это метод исследования, позволяющий производить обобщение, устанавливать по частным фактам и явлениям общие принципы и законы. Индукция осуществляется через абстрагирование. Дедукция -такой метод исследования, который позволяет в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей частные положения. Сравнение -сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Сравнение предполагает две операции: -сопоставление (выявление сходства); -противопоставление (выявление различий). Исследователь должен прежде всего определить основу сравнения – критерий. Сравнению подлежат только такие понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности. Обобщение -мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Эмпирических методов исследования: Наблюдение в психологии и педагогике есть целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их специфических изменений. Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные вопросы. Метод опроса используется в двух основных формах: в виде интервью (устного опроса) и в виде анкетирования (письменного опроса). Интервью - разновидность опроса, в котором ставится цель выявить точку зрения, опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов. В отличие от беседы двух или более собеседников, каждый из которых в принципе равноправен и должен высказать свое суждение, дать оценку, определить позицию, интервьюера интересует именно мнение и оценка лица, которого опрашивают (респондента). Анкетирование - разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов. Вопросы и вопросники (анкеты) могут быть: открытого типа, полузакрытого типа, закрытого типа. Наиболее распространенным и объективным методом в данной группе является метод экспертных оценок. Существует несколько способов проведения экспертных оценок. Наиболее простой - ранжирование - определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочения. Математические (шкалирование, ранжирование) и статистические методы используются в педагогике для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы исследователя, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. (среднего арифметического, медианы - показателя середины ряда, подсчет степени рассеивания около этих величин дисперсии, коэффициента вариации и др.)
Date: 2015-07-27; view: 939; Нарушение авторских прав |