Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности развития и воспитания личности на разных возрастных этапах
Основой организации воспитательного процесса и его психологического обеспечения являются представления об особенностях конкретного возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах. В психологии выделены следующие этапы психического развития: 1. От зачатия до момента рождения (пренатальный период). 2. Младенческий возраст (до 1 года). 3. Раннее детство (с 1 года до 3 лет). 4. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет). 5. Младший школьный возраст (7-11 лет). 6. Подростковый возраст (11-15 лет). 7. Старший школьный возраст (15-18 лет). Период от зачатия до момента рождения. Существует мудрый древнеиндийский афоризм: "До пяти лет общайтесь с сыном как с царем, с пяти до пятнадцати - как со слугой, после пятнадцати - как с другом". Это высказывание находит свое подтверждение в современных психологических концепциях, которые убеждают, что характер ребенка, его установка на жизнь и мировосприятие - позитивное или негативное - формируются в основе своей до 5-7 лет. 1. Задача родителей - сделать все, чтобы для ребенка это время было не жизнью в пучине, а жизнью в ласковом, теплом море заботы, нежности и тепла. Прогулки на свежем воздухе, общение с природой, разговоры папы и мамы с ребенком, как с уже все понимающим и чувствующим, прослушивание любимых музыкальных произведений, а главное - переживание радости от того, что семья уже состоит из трех человек, - вот лишь некоторые рекомендации, которые может дать психолог родителям. Кроме того, следует обратить внимание родителей на сохранение благоприятного душевного настроя в период всей беременности и максимальное использование возможностей этого этапа жизни не только для укрепления плода, но и для собственного личностного роста и укрепления супружеских отношений. 2. Младенческий возраст (до 1 года). В психологии для описания состояния, которое испытывает ребенок в период родов, используется термин "первичная родовая травма". Разлука матери и ребенка в первый год жизни вызывает серьезные нарушения в психическом развитии ребенка и накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Психолог Р. Спитc описывал многочисленные симптомы нарушения поведения и задержку психического и физического развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях. Несмотря на то, что уход, питание, гигиенические условия в этих учреждениях отвечали нормам, процент смертности был очень большим. Отмечено, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась. 3. Раннее детство (от 1 года до 3 лет). Ребенок после года существенным образом отличается от младенца. Он уже не беспомощное существо, нуждающееся в постоянной заботе взрослых. Ребенок сталкивается с первыми нормами, запретами и ограничениями. Важной задачей этого возраста становится овладение навыками контроля над своей эмоциональной жизнью, формирование способности к опрятности и дисциплине. Кризис этого возраста связан с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. 4. Основные психологические новообразования, на которые можно опираться при воспитании ребенка дошкольного возраста (3-7), следующие: 1. Формируется первое схематичное цельное детское мировоззрение. 2. Возникают первые этические нормы: "Что есть добро и что есть зло?". 3. Ребенок способен управлять своими эмоциями, ставить перед собой цели. Это свидетельствует о формировании произвольного поведения. 4. Ребенок отделяет себя от мира других людей, что является основой формирования самосознания. 5. Младший школьный возраст (7 - 11 лет) В шестилетнем возрасте ребенок переживает значительные изменения в жизни Переход к школьному возрасту связан с заметными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражания, большой авторитет учителя создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности чрезвычайно велика. 6. Подростковый возраст (от 10 - 11 до 15 лет) - переходный от детства к юности Он совпадает с обучением в школе второй степени (V - IX классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Воспитательная работа со школьниками среднего возраста - самое важное и самое сложное из нынешних задач Педагогам необходимо глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить с себя на Его место в чрезвычайно сложных и противоречивых условиях реальной жизни Это верный путь преодоления прогрессирующего пока отчуждения подростков от учителей, школы, общества Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными довыдами. 7. Старший школьный возраст (15 - 18 лет). В юношеском возрасте развивается умение комплексной оценки человека Кумирами становятся гармонично развитые личности, в них качества ума удачно сочетаются с фи зычным развитием, внешней привлекательностью, хорошими манерами Сравнение других с собой и себя с другими стимулирует процесс самовоспитания, который во многих старшеклассников приобретает укрепление, постоянство. Моральные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствует не только сензитивный период нравственной зрелости, но и новые обстоятельства: изменение характера деятельности, положения в коллективе и обществе, интенсивность общения. Более четкими становятся нравственные понятия, оценки, укрепляются нравственные убеждения Чувство взрослости становится более глубоким, острым, В юношеском возрасте появляется повышенный интерес к этическим проблемам. Некоторые педагоги считают, что именно характер решения этических ситуаций служит критерием нравственного развития личности в этом возрасте чрезвычайно высокий интерес к \"вечных\" проблем: сущности жизни, счастья, свободы личности. Сейчас немало молодых людей проявляет интерес к религиям. Date: 2015-07-27; view: 5498; Нарушение авторских прав |