Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаками правового мышления





а) рассудочное познание правовых явлений и связей между ними

б) правовые явления в отражении человека выступают в обобщенной форме,

в) оно отражает существенные свойства правовых явлений, без которых право существовать не может

г) это эвристическая деятельность человеческого мозга с отыскания характерных свойств, требует от мыслящего значительных практических знаний, умений и навыков, способности ориентироваться в проблемных ситуациях

д) большая роль при этом принадлежит мотивации (наличии правовых потребностей, интересов и стремлений) и свободы человека в достижении поставленной цели.

Юридическая демагогия

правовая демагогия – это особый вид социальной демагогии, состоящей в общественно-опасном, намеренном, обманном, конфликтном внешне эффектном воздействии лица либо различных объединений на чувства, действия доверяющих им людей путём различных форм ложного одностороннего либо грубо извращённого представления правовой деятельности для достижения собственных порочных коростных целей, обычно скрываемых под видом пользы народу и благосостояния государству.

Субъектами правовой демагогии являются отдельные лица или их организации (объедения), участвующие в политико-правовой деятельности. Объектом правовой демагогии (предметом) выступает только юридическое явление.

Существуют особые формы проявления правовой демагогии, например:

требование, принять нормативно-правовой акт по предмету, который не может быть объектом юридической регуляции;

предложение отменить научно обоснованный и эффективный нормативно-правовой акт, который является обременительным для определённой части граждан, но в целом необходим отдельному государству или всему мировому сообществу;

обвинение того или иного известного деятеля, должностного лица, влиятельной организации в совершении тяжкого преступления без предоставления достаточных реальных доказательств и мн. др.

69 Первичное нормативно – правовое предписание: понятие, признаки и виды

Нормативно-правовое предписание можно определить как логически завершенное и формально определенное общеобязательное веление (распоряжение, правило и т.п.), которое регулирует поведение людей, их коллективов и организаций.

Нормативно-правовым предписаниям как первичным компонентам юридического содержания права присущи многие признаки, характерные для права в целом.
Признаки:
1. По своей сути нормативно-правовые предписания - это логически завершенные и цельные веления, правила, требования, распоряжения, приказы, положения, определения, установки.

2. Данные веления, правила и требования выражены и непосредственно закреплены в соответствующих единицах (статьях, абзацах, параграфах, пунктах, частях и т.п.) текста нормативного акта, нормативного договора и иных форм права.

3. Нормативно-правовые предписания имеют не только соответствующую форму, но и носят достаточно определенный характер, более или менее четко устанавливая права и обязанности, условия их возникновения и реализации, охраны и защиты, другие требования и положения.

4. По своей сущности нормативное предписание - это властное, обязательное для исполнения (соблюдения, использования, применения) распоряжение.

5. Их обязательность обеспечивается мерами государственного и иного воздействия.

6. Общая природа нормативно-правовых предписаний выражается в том, что они носят неперсонифицированный по отношению к субъектам характер и отражают (закрепляют, охраняют и т.п.) наиболее типичные социальные ситуации, рассчитаны на конкретно не определенное число жизненных обстоятельств и случаев.

7. Нормативно-правовые предписания представляют юридический результат правотворческой практики компетентных государственных органов и должностных лиц (Государственной Думы РФ, Президента РФ, губернатора области и т.п.) и негосударственных учреждений (органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и т.п.).

8. Каждое нормативно-правовое предписание имеет, как правило, свой специфический предмет правового регулирования (отдельные общественные отношения, социально-правовую ситуацию и т.п.) либо в этом предмете воздействует на какую-то его сторону или свойство.

Все указанные выше черты позволяют выступать данным предписаниям в качестве специфических нормативных регуляторов поведения людей, их коллективов и организаций.

Виды:

1. В зависимости от отраслевой принадлежности выделяются нормативно-правовые предписания конституционного (государственного), административного, гражданского и других отраслей права. В указанных предписаниях отражаются многие качественные характеристики той или иной отрасли права (ее предмет, принципы, функции и т.п.).

2. По предмету воздействия можно различать нормативно-правовые предписания, регулирующие имущественные отношения (см. ст. 809, 903 ГК РФ), личные неимущественные отношения (см. ст. 20 ГК РФ) и иные общественные отношения.

Здесь же можно, видимо, говорить о нормативно-правовых предписаниях, действующих в сфере промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения и пр.

3. В зависимости от способов юридического воздействия нормативно-правовые предписания подразделяются на управомочивающие, обязывающие, запрещающие, поощряющие и рекомендующие.

Управомочивающие нормативно-правовые предписания предоставляют субъектам определенные правомочия, права на совершение тех или иных деяний.

Обязывающие нормативно-правовые предписания требуют обязательного совершения соответствующих активных действий.

Запрещающие нормативно-правовые предписания требуют воздержания от совершения запрещенных ими действий.

Поощряющие нормативно-правовые предписания стимулируют достижение определенных результатов, как правило, превосходящих обычные требования, поощряют активное правомерное поведение субъектов.

Рекомендующие нормативно-правовые предписания содержат советы, рекомендации и положения наиболее целесообразного и полезного правового поведения. Особенность их властного характера заключается в том, что указанные пожелания подлежат обязательному учету адресатами; действия, противоречащие рекомендуемым, должны быть тщательно обоснованы и аргументированы.

4. Особо нужно выделить материальные и процессуальные нормативно-правовые предписания. В самом общем плане первые отвечают на вопрос “Что нужно (не нужно) делать?”, вторые - “Как?”, “Каким образом?” Указанные нормативно-правовые предписания отличаются друг от друга по предмету, способам и характеру воздействия на общественные отношения, принципам их формирования, закрепления и реализации, целям и другим параметрам.

5. В зависимости от выполняемых функций нормативно-правовые предписания разграничиваются на регулятивные (правоустанавливающие, правоизменяющие, правопрекращающие, правоконкретизирующие, правоконстатирующие и т.п.) и охранительные (правообеспечивающие, превентивные, правовосстановительные, компенсационные, карательные и т.п.).

6. По категоричности сформулированных требований (правил, велений и т.п.) нормативно-правовые предписания бывают императивными и диспозитивными.

В императивных содержатся категорические предписания, которые не могут быть изменены субъектами правоотношения.

В диспозитивных нормативно-правовых предписаниях содержатся положения на случай, если субъекты права не установили для себя иных условий и правил правового поведения. “Одностороннее изменение размера платы за жилое помещение не допускается, - отмечается в п. 2 ст. 682 ГК РФ, - за исключением случаев, предусмотренных законом или договором”.

7. Нормативно-правовые предписания подразделяются в зависимости от субъектов правотворчества. Издавать их могут федеральные органы и субъекты федерации, представительные и исполнительные органы, государственные учреждения и органы местного самоуправления, коллегиальные субъекты и должностные лица.

8. По форме закрепления различают нормативно-правовые предписания, содержащиеся в нормативных актах (законах, постановлениях правительства и т.п.), нормативных договорах, судебных прецедентах, смешанных правовых актах и т.п.

9. Определенное самостоятельное значение имеет классификация нормативных предписаний по юридической силе. Так, предписания, закрепленные в конституционных федеральных законах, обладают наибольшей юридической силой; указы Президента РФ - более высокой юридической силы по сравнению с постановлениями Правительства РФ и иными подзаконными нормативными актами.

10. В зависимости от срока действия они бывают постоянными и временными.

11. Нормативные предписания могут быть адресованы юридическим и физическим лицам, гражданам и иностранцам, врачам и юристам, следователям и судьям, судьям Конституционного.Суда РФ и арбитражного суда и т.п. В качестве критерия деления здесь выступают соответствующие адресаты предписаний.

12. По территориальной сфере действия различают нормативно-правовые предписания общероссийского, ограниченного (Крайний Север, Ярославская область и т.п.), местного (имеют силу на территории административного района) действия и предписания локального характера (действуют на территории, например, Ярославского шинного завода).

13. Принципиальное значение имеет выделение норм права и нестандартных нормативно-правовых предписаний. Нормы права являются специфической разновидностью нормативно-правовых предписаний, поскольку выступают в виде правил (эталонов, образцов поведения), носят представительно-обязывающий характер, имеют классическую логико-семантическую структуру (соответствующим образом организованные и связанные гипотезу, диспозицию, санкцию), что позволяет им непосредственно (через корреспондирующие права и обязанности, условия их возникновения и реализации, меры государственного и иного воздействия) осуществлять регулирование общественных отношений и занимать особое место в юридическом содержании и системе права (подробнее см. главу 8).

70 Норма права: понятие, признаки и структура

Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

Date: 2015-07-27; view: 969; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию