Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение непосредственной демократии и представительной





Непосредственную демократию отличают от представительной демократии, где осуществление законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты.

Главными особенностями представительной демократии является передача определённых функций (полных или частичных) законотворчества и контроля со стороны граждан — представительным органам. В отличие от прямой демократии это позволяет наиболее быстро решать глобальные стратегические вопросы общего характера.

Главными недостатками выборной представительной демократии по сравнению с прямой — подверженность коррупции, борьба за власть и контроль за финансовыми потоками, манипуляции общественным мнением и частым нарушением прав и свобод человека при недостаточной защите их в законодательстве государств.

В политической истории встречались ситуации использования институтов непосредственной демократии в ущерб представительной и наоборот.

В идеальной форме представительная демократия существует только в ограниченном круге развивающихся государств, современная тенденция построения наиболее развитых обществ предполагает встроенный в неё институт прямой демократии, уровень которой в каждом отдельном случае имеет специфические особенности.

 

43. Внутренняя и внешняя форма права


Для того, чтобы уяснить понятие формы права, необходимо хотя бы в самых общих чертах остановиться на категории «форма»— одной из центральных и сложнейших в философии. Парной категорией для нее выступает другая философская категория — «содержание», понимаемое как определенная сторона целого, представленного в единстве всех составных элементов объекта, его свойств, связей, состояний, тенденций развития. Что же касается формы, то она есть способ существования, выражения и преобразования содержания.

Различают внутреннюю и внешнюю форму явления. Когда термин «форма» употребляется для обозначения внутренней организации содержания, то он связан с понятием структуры.

При относительном единстве содержания и формы, первое представляет собой подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее порой в ходе развития несоответствие содержания и формы в конечном счете разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся содержани ю.

В праве категорией формы охватываются два значения: а) правовая форма; б) форма самого права.

Правовая форма — вся правовая реальность. В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосрсдующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения. Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явления) с иными социальными образованиями, процессами и отношениями.

Форма права — это форма именно права как отдельного явления, и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение — упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.

Внутренняя форма права — это его структура и связи. К ней относят систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов. Относительно внешней формы права в современной отечественной юридической литературе не сформировалось единого понимания, что вероятнее всего связано с неоднозначной трактовкой различными авторами уже самого содержания права. Иногда, к примеру, полагают, что содержание права составляет государственная воля, а форма права — это юридические нормы. Думается, однако, что более близки к истине те ученые, которые содержанием права признают не государственную волю (это — сущность его!), а юридические нормы, и в этой связи формой именуют источники права. Правовая норма это не форма права, а самое право.

Раскрытие внешней формы права предполагает выяснение способов, которыми данная экономически и политически властвующая группа «возводит в закон» свою волю и соответственно — форму выражения правовых норм. Право всегда воплощается в определенные формы, является формализованным. Но не следует смешивать внешнюю форму права и внешнюю форму законодательства. Теория права оперирует также понятием «источник права», посредством которого раскрываются те факторы, которые вызывают к жизни, обусловливают правовые нормы.

Источники права — обстоятельства, питающие появление и действие права. Термин «источник права» юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливии назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово «источник» в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.


Принято выделять: а) источник права в материальном смысле; б) источник права в идеальном смысле (ранее это называлось — в «идеологическом смысле»); в) источник права в юридическом (формальном) смысле.

Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права. Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание. Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм.

Иными словами, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм.

Источники права в «юридическом смысле» рассматриваются как результат референдума народа либо правотворческой деятельности государства, создающего или санкционирующего правило поведения и тем самым сообщающего такому правилу качество правовой нормы.

Надо, однако, отметить, что некоторые исследователи предлагают четко различать форму и источник права.

 

С этой точки зрения, источник права представляет собой деятельность государственных органов по формированию правовых норм; сами же акты, содержащие юридические нормы, являются различными формами права. Полагаю, что вряд ли есть резон отрывать процесс правообразования от его результата.

 


 

44. Правовой обычай.

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ (ОБЫЧНОЕ ПРАВО) — обычай, который в силу многократного применения приобрел общеобязательное значение и соблюдение которого обеспечивается принудительной силой государства. Разновидностью обычаев являются деловые обыкновения, т.е. обычаи складывающихся в той или иной сфере деятельности (в судебной, парламентской, исполнительно-распорядительной и т.п.). Право, представленное правовыми обычаями, регулирующими отношения и деятельность людей именуется обычным правом.

Правовой обычай выступал исторически первым источником права. В силу многократного и длительного применения обычай приобретал общеобязательное значение; на определенном этапе развития общества его соблюдение начинает обеспечиваться принудительной силой государства. Совокупность действовавших в государстве обычаев представляло так называемое обычное право, т.е. право, представленное правовыми обычаями, посредством которых осуществлялось регулирование отношений людей в данном обществе. В отличие от писаного права правовые обычаи формировались непосредственно самой практикой. В том случае, если сформировавшиеся в практике обычаи не получали признания и защиты государственной властью, они не приобретали характера правовых, оставаясь простыми или бытовыми обычаями. Если же государство «замечало» их, признавало и обеспечивало принудительными возможностями, то за такими обычаями признавалось юридическое значение. При рассмотрении дела суд, иной государственный орган мог в этом случае ссылаться на такой обычай как на источник права.


Правовыми становились не все, а лишь те обычаи, которые выражали: а) продолжительную правовую практику, т.е. складывались в процессе многократного применения (скажем, в пределах жизни одного поколения, как это было характерно для Древнего Рима); б) однообразную практику, т.е. приобретали устойчивый, типичный характер; в) правовые воззрения небольших групп людей, вследствие чего правовые обычаи имели локальное значение; г) нравы данного общества. Обычай в понимании римских юристов есть «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В указанном смысле правовой обычай частично сохранял авторитет и силу обычая вообще, хранящегося и передающегося с незапамятных времен, аккумулируя духовную мощь и жизненный опыт многих поколений. Именно это обстоятельство (а не только связь с государством) придавала ему (правовому обычаю) общеобязательный характер.

На довольно ранних этапах развития государственности правовые обычаи занимали господствующее значение в системе нормативного регулирования. С развитием товарных отношений, все увеличивающимися хозяйственными связями, расширением сфер государственного управления консервативность обычая (длительность его формирования, сравнительно ограниченные регулятивные возможности) становится очевидной. Объективные потребности развивающегося общества обусловили появление нового вида государственной деятельности — нормотворчества. От эпизодического нормотворчества — санкционирования обычаев — государство по мере его развития переходит к систематической нормотворческой деятельности. Обычное право уступает дорогу закону и иным актам — «продукту» этой деятельности. Однако и в последующие эпохи и в современный период правовой обычай сохранил свое значение в качестве источника права. Наиболее распространено обычное право в странах Азии, Африки, в ряде арабских стран. По утверждению одного из наиболее видных арабских исследователей, «обычные нормы в жизни простого бедуина играют большее значение, чем статьи официальной конституции». В латиноамериканских странах (Уругвай, Венесуэла, Аргентина, Бразилия и др.) правовые обычаи используются в качестве субсидарного источника права. В странах континентальной Европы, относящихся к романо-германской системе права, правовой обычай используется в случаях, оговоренных в законе. Романо-германская правовая система «вышла» из римского права. Как известно, в традициях римских юристов было признание обычаев источниками права в случаях, не урегулированных законом. Существовало и специальное право по этому поводу, которое гласило: «В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями».


Правовой обычай как источник права не исчез, он видоизменился, приобрел иные формы. Правовой обычай находит применение в современной отечественной юридической практике, в частности в сфере действия частного права. Его применение предусматривается рядом статей действующего Кодекса торгового мореплавания РФ (ст. 89, 134, 135, 251 и др.). С расширением сферы действия частного права роль правового обычая возрастает. Задача позитивного права (законодательства) заключается в этой связи в том, чтобы создать этому регулятору частно-правовых отношений благоприятные условия. Действующее гражданское законодательство отвечает этому требованию. Статья 5 ГК РФ содержит дефинитивную норму, в которой обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, не зависимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. В этой же статье определяются условия, при которых обычай делового оборота не подлежит применению.

Обычаи находят применение в публичном праве. Разновидность таких обычаев распространена в конституционном, административном, финансовом праве. В частности, конституционно-правовые обычаи складываются в парламентской, избирательной практике, в деятельности органов местного самоуправления. Публично-правовые обычаи, или деловые обыкновения,— это нормы (хотя и своеобразные — относятся к числу неписаных, имеют специфическую структуру), которые по каким-либо причинам не входят в систему законодательства, однако с течением времени могут быть законодательно оформлены. В частности, долгое время законодательно закреплённая свобода манифестаций не содержала юридически оформленного права на пикетирование (хотя оно значительно является составной частью свободы манифестаций), которое всё это время оставалось обычной нормой. Конституция РФ 1993 г. конституционно подтвердила отнесение этого права к числу основных (ст. 31).

В то же время не все публично-правовые обычаи требуют специального законодательного признания, соответственно оставаясь и де-юре, и де-факто юридическим средством регулирования. В этом за правовым обычаем сохраняется большая гибкость, что не свойственно «писаным» нормам права. Так, стало обыкновением при назначении Председателя Правительства РФ и формировании его состава определять количественный состав заместителей Председателя. Законодательное закрепление этого обычая привело бы к необходимости каждый раз вносить изменения в Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ».

45. Договорное право.

Основным определением договорного права является определение самого понятия «договор» - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Договорное право Согласно Гражданскому Кодексу РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Виды договоров Стороны могут заключать различные договора, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Законом предусмотрено несколько видов договоров Смешанный договор договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом

или иными правовыми актами. Отношения сторон по смешанному договору регулируются соответствующими частями правил о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре. Возмездный договор договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнениесвоих обязанностей. Договор предполагается возмездным, если из закона, иныхправовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.

Безвозмездный договор договор, покоторому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. Публичный договор, в котором одной из сторон выступает коммерческая организация и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять каждого, кто к ней обратится розничная торговля, перевозка транспортом

общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.. Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Договор присоединения договор, условиякоторого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах имогли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения кпредложенному договору в целом. Предварительный договор договор, покоторому стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества,выполнении работ или оказании услуг основной договор на условиях,предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор долженсодержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенныеусловия основного договора. В предварительном договоре указывается срок, вкоторый стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок впредварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению втечение года с момента заключения предварительного договора. Договор в пользу третьего лица договор,в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение некредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющемуправо требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. С моментавыражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом подоговору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор безсогласия третьего лица. Должник в договоре вправе выдвигать против требованиятретьего лица возражения, которые он мог бы выдвинуть

против кредитора. Обязательные пункты Законом также определен ряд обязательныхпунктов, которые должны найти отражение в договоре Участники и условия.Участниками договорных отношений могут быть как граждане, так и юридическиелица, которые свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договоране допускается. Существенными являются условия о предметедоговора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме того,договор должен соответствовать обязательным для сторон императивным нормам,действующим в момент его заключения. Если в договоре не указано место егозаключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина илиместе нахождения юридического лица. Количественные параметры. Исполнениедоговора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Впредусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые илирегулируемые уполномоченными на то государственными органами. В случаях, когдав возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходяиз условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, котораяобычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Порядок изменения условий Изменение и расторжение договора возможныпо соглашению сторон или по требованию одной из сторон. По требованию одной изсторон договор может быть изменен или расторгнут только по решению

суда последующим причинам 1 при существенном нарушении договора другой стороной. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого

распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора. 2 в иных случаях, предусмотренных законами или договором. Сроки действия договора Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон, когда между сторонами, в требуемой форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Если для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

46. Нормативные акты государства как форма права.

Наиболее распространённой формой права являются нормативно – правовые акты.
Нормативный правовой акт – это документ, который принимается уполномоченным для этого государственным органом. Он устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. В Украине нормативный правовой акт является доминирующим, основным источником права. Разница при принятии нормативно правового акта с другими источниками права заключается в том, что его могут принять только уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции. Нормативный правовой акт имеет определённый вид и облекается в документальную форму. Такой акт обязательно составляется в соответствии с правилами юридической техники.

Если сравнить нормативно – правовой акт с другими источниками права, то будет видно, что он имеет ряд преимуществ. Он может быть достаточно быстро издан, изменён в любой своей части, что даёт возможность оперативно реагировать на социальные процессы. Так же, как правило, нормативно – правовые акты систематизированы определённым образом, что позволяет легко найти нужный документ для того, чтобы применить или реализовать его.

И последнее преимущество нормативно – правового акта заключается в том, что такой акт позволяет верно фиксировать содержание правовых норм. Это облегчает провождение единой политики, не позволяет произвольно толковать и применять нормы.

Действующие в стране нормативные правовые акты образуют единую систему. По юридической силе и порядку принятия они делятся на законы и подзаконные акты. В демократических странах законы принимаются исключительно парламентом или на референдуме. Нормативно – правовые акты поддерживаются и охраняются государством. Государство контролирует процесс подготовки специалистов в области права.

47. Типология права: основные подходы.

1.Типология права – это его специфическая классификация, произведенная в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого (формационного), главным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. В рамках второго подхода право строится на основе географического, национально-исторического, специально-юридического и иных признаков. В соответствии с назваными критериями выделяют такие типы права как:
1) национально-правовая система
2) правовые семьи
Достоинством цивилизационного подхода является то, что выделяют национально-технические, конкретно географические и юридические признаки. Слабой стороной данной типологии является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов. Относительно формационного подхода выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типологии права.

 

Типы права и семьи правовых систем. Вопрос о понимании права имеет значительное сходство с вопросом о типологии государства т.к. в типологии права используется и формационный и цивилизационный подходы и др. которые используются в типологии государства. При этом типы права выделяют по аналогии с типами государства. В месте с тем в типологии права используются и такие подходы которые не применимы к типологии государства. В частности в настоящее время типология права нередко дается с учетом основных правовых систем (правовых семей). Современная наука выделяет 4ре типа основных системы: 1. Романо-германская правовая семья стран континентальной Европы, к этой же семье относится и соврем. Российское право, право стран латинской Америки. 2ая правовая система Англосаксонская. Англосаксонский тип права - общий тип. Эта система зародилась и получила распространение в Англии, но была воспринята США, Канада и т.д. 3я – религиозная правовая система - религиозный тип права: мусульманское право, индусское право и иудейское право. 4ая – традиционная правовая система – традиционный тип права. Эта правовая система распространена в странах экваториальной Африки и на Мадагаскаре. 2ой подход в типологии права выдвинул профессор Лейст О.Э. Он выделяет 3 типа права: 1. сословное, 2 социальное, 3 формальное. Данные типы выделяют особенности права на том или ином историческом пути. Сословное право присуще государствам древности и средневековья (рабовладельческим или феодальными государствам). Сословное право четко разделяет общество на определенные сословия, касты и закрепляет разное правовое положение этих сословий. На смену сословному праву вместе с буржуазными революциями приходит формальное право и характерно также для нового и новейшего времени. Особенность – оно уравнивает всех членов общества в правах и обязанностях. Ему на смену приходит социальное право – оно как особый тип права еще полностью не сформировался, это так называемое право будущего, но процесс формирования уже начался. Социальное право призвано установить в обществе не только формальное, но и в большей степени фактическое равенство.

 

48. Преемственность в западной традиции права.

 

49. Понятие правовой системы (семьи)

Правовая система — это информационно-регулятивная система общества, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными историко-правовыми и этно-культурными особенностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательство, правоприменение, правосознание), объединённых статическими и динамическими отношениями в структурно упорядоченное целостное единство, обладающая передаточной функцией (с помощью которой индивид с достаточностью и необходимостью преобразует информацию о внешней ситуации, в которой он находится, в информацию о своём должном поведении в интересах общества); а также регулятивной функций (с помощью которой господствующий класс общества оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей)[1].

Категория «правовая семья» служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих институтов и отраслей, правовой культуры, традиций и т.д. Она «является вторичной, вспомогательной по отношению к понятию «исторический тип права», отражая прежде всего относительную самостоятельность правовой формы, особенности технико-юридического содержания права.

Таким образом, под правовой семьей понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем в рамках одного типа права, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.

 


Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых
средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового
развития той или иной страны.
Правовая система-это вся "правовая действительность" данного государства. В этом широком понятии
выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:
- собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых
государством источниках
- правовая идеология - активная сторона правосознания
- судебная (юридическая) практика
Понятие "правовая система" имеет существенное значение для характеристики права той или иной
конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о "национальной правовой системе", например,
Великобритании, Германии, и т.д.
Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания
конкретных норм, а из их более постоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм.
Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования
показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых
систем "семьи".
Категория "правовая семья" служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные
юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является
результатом их конкретно-исторического и логического развития.
Заслуживает подход западных компаративистов, отрицающих типологию правовых систем единственно
по признаку их классовой сущности. При классификации они используют различные факторы, начиная с
этических, расовых, географических, религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права. Отсюда
множество классификаций.
Одна из самых популярных - классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на
сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные
структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.
Р. Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англо-
саксонской, и социалистической.
К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название "религиозные и
традиционные системы".
Другая классификация была предложена К. Цвайгертом и Г. Котцем в книге "Введение в правовые
сравнения в частном праве", вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации положен критерий "правового
стиля".
"Стиль права" по мнению авторов, складывается из пяти факторов: происхождение и эволюция правовых
систем, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и
способы их толкования, идеологические факторы.
На основе этого различаются следующие "правовые круги": романский, германский, скандинавский, англо
- американский, социалистический, право ислама, индуистское право. По существу, получен тот же результат,
что и у Р. Давида.
При этом, во всех случаях, не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой
лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право,
буржуазное право, социалистическое право).
А. Х. Саидов полает, что только единство глобальной марксистско-ленинской типологии и
внутритиповой классификации правовых систем, дает возможность составить целостное представление о
правовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: Романо-германскую,
скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью "общего права", и дальневосточную правовую семью.
Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической правовой семьи,
теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая
система, правовые системы соцстран Европы, правовые системы соцстран Азии, и правовая система республики
Куба.
Таким образом, существует несколько точек на классификацию правовых систем настоящего и недалекого
прошлого.

 

50. Основные правовой системы современности

51. Право и личность: сущность проблемы

52. Гуманитарный вектор права

Перефразируя известное высказывание Протагора применительно к праву, можно сказать, что «человек есть мера всех правовых вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». В переходе к такому правопониманию, по-видимому, и заключается идея гуманитарного вектора права. Это движение от классического к постклассическому правоведению. В рамках такого подхода раскрывается, почему человек является единственным из биологических существ, нуждающихся в праве, и, более того, существом, неспособным жить без права. Правогенез при таком постклассическом подходе будет параллелен антропогенезу, и рассматривать эту проблему целесообразно через правовую антропологию. Своеобразным итогом развития гуманитарных представлений о праве является его интерпретация как человекоразмерной правовой системы. Здесь право выступает не как чей-то дар или находка, а как результат креативной деятельности всех членов общества. Отправной точкой права является не воля, не сила, не команда, не приказ, не запись приказа на бумаге, а как писал американский ученый Фуллер, «целеустремленная инициатива, нуждающаяся для своего успеха в энергии, понимании, интеллекте и добросовестности тех, кто ее осуществляет…». Только в этом случае не человек будет служить праву, а право будет служить человеку.
Другой важный аспект данной проблематики – практическая направленность гуманитарного вектора, его влияние на законодательство и правоприменительную практику. Не думаю, что в курсовой работе можно даже бегло рассмотреть все, что с этим связано. Наверное, есть смысл остановиться на основных моментах реализации этой гуманитарной идеи в российской правовой системе, начиная, например, с Конституции, и заканчивая изменениями в УК. Можно, наоборот, сосредоточиться на изменениях в судебной практике, включая практику международную. Особая тема – права и свободы человека и гражданина. Здесь выбирать Вам.

 

 

53. Основные права и свободы чел. И гражд

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.







Date: 2015-07-27; view: 2412; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию