Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гарантии осуществления и защита прав и свобод





Основными правами и свободами личности считаются те, перечень и гарантии реализации которых указаны в Конституции РФ. Среди них выделяют права:

естественные, которыми человек обладает от рождения независимо от уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);

возникающие в связи с развитием государства и общества (например, политические права и свободы, которые в указанных условиях также возникают от рождения, а реализуются во времени по мере наступления определенных условий — так, реализация избирательного права возможна лишь при наступлении совершеннолетия).

Установленные Конституцией и другими нормативными актами права и свободы человека и гражданина подразделяются на личные, политические и социально-экономические. Кроме того, выделяются гарантии осуществления установленных прав и свобод и их защиты.

Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения и неотделимы от человеческой личности. Установленные Конституцией права и свободы являются непосредственно действующими.

Все люди равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод означает, что их наличие и объем не зависят от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, должности, места жительства и отношения к религии.

Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

Наряду с правами Конституция России устанавливает некоторые важные обязанности граждан, в частности обязанность уплаты налогов и обязанность защиты Отечества.

 

Права и свободы человека и гражданина можно подразделить на три группы:

личные (гражданские);

политические;

социально-экономические, культурные.

54. Юридический статус личности.

Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина.

Понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности равнозначны. Правовой статус личности определяется для людей, в отличие от правового статуса юридических лиц.

Виды правового статуса

общий или конституционный статус человека и гражданина

специальный или родовой статус определенной категории граждан

индивидуальный статус, который характеризует пол, возраст, семейное положение

статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством

отраслевые правовые статусы

статус физического лица

Структура конституционного статуса личности

гражданство

правосубъектность,способность иметь и осуществлять своими действиями гражданские права и обязанности. Составляющими элементами правосубъектности являются правоспособность и дееспособность

основные права, свободы, законные интересы и обязанности

правовые принципы

гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность

Основа правового статуса личности

Основу правового статуса личности составляют ее права, свободы, интересы, обязанности в единстве. Свобода личности является и ее правом.

Правовой статус личности закреплен в Конституции и основан на новой концепции прав человека. Он базируется в международно-правовых документах, которые устанавливают общие правовые стандарты прав и свобод личности, определяют тот уровень, ниже которого государство не может опускаться.[1]

Конституционное выражение получили следующие принципы правового статуса личности:

равноправие

неотчуждаемость прав и свобод

непосредственное действие прав и свобод

гарантированность прав и свобод

признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров

запрещение злоупотребления правами и обязанностями

запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод

55. Правовое государство. Осн-е концепции

Одним из распространённых аргументов против правового государства было утверждение, что если власть принадлежит «правильным» людям, то нет нужды их ограничивать или к чему-то обязывать. Такой точки зрения придерживался, в частности, один из основателей утилитаризма Иеремия Бентам.

Анархисты отрицают способность каких-либо государственных институтов сколько-нибудь значительно ограничивать власть лиц, которые ей обладают. По мнению Карла Маркса и других левых идеологов, в капиталистическом обществе законы служат исключительно инструментом правления буржуазии. Следует отметить, что некоторые современные марксисты не согласны с подобными оценками. Главным предметом внимания законности являются правовые процедуры, и поэтому она может быть фундаментом для развития как в направлении рыночной экономики, так и в направлении социального государства[25]. В то же время низшие классы часто имеют ограниченный доступ к правовым институтам, что приводит к отклонениям от идеала равноправия[33].

Сторонники технократии, начиная с сен-симонизма, считают, что правление должно осуществляться наиболее компетентными в своей области специалистами, которые не диктуют свою волю или подчиняются вышестоящей воле, а руководствуются научными принципами. С исчезновением произвола власти также исчезает необходимость в верховенстве права, место которого занимает верховенство знания.

Процедурное правосудие является предметом критики, когда суды оправдывают достаточно очевидных уголовных преступников из-за нарушения следствием формальных требований[24]. С другой стороны, несоблюдение установленных процедур открывает широкие возможности для произвола[прим. 4], так что гарантировать справедливость судебного процесса становится принципиально невозможно. Это, в свою очередь, сказывается негативно на предсказуемости правовых последствий своих и чужих действий, что отражается на всех аспектах общественно-экономической жизни.

Джон Ролз, Фридрих фон Хайек и другие философы полагали, что правовое государство предоставляет незнакомым друг с другом людям важную информацию о взаимных обязанностях, пути взаимного сотрудничества, основу для легитимных ожиданий и чувство уверенности[11][12]. Это облегчает принятие важных для них решений и долгосрочное планирование, что существенно повышает эффективность экономической деятельности. С другой стороны, то, что законы способны направлять поступки людей, повышает требовательность к их моральному содержанию.

Восприятие права как общественного блага, способствующего взаимовыгодному сотрудничеству, связывает правовое государство с концепциями гражданства и равенства[36]. Поэтому те политические режимы, в которых эти категории имеют ценность, наилучшим образом сочетаются с правовым государством.

Законность не только ограничивает произвол власти, но и стимулирует правительство проводить более рациональную, взвешенную, справедливую и предсказуемую политику[24]. Это способствует стабильности государства и авторитету власти.

Существование общеобязательных правил упрощает процесс принятия решений, позволяет более слабым предъявлять требования более сильным без риска быть обвинённым в личной неприязни, смягчает чувство унижения при подчинении требованиям со стороны других[36].

В либерализме правовое государство является одной из главных ценностей, поскольку обеспечивает защиту гражданских свобод, в особенности права на жизнь, права на частную собственность, свободы вероисповедания и свободы слова.

По мнению широкого круга правоведов, историков и политологов, преобладание правовых методов в государственном управлении сыграло значительную и роль в развитии западной цивилизации[29][32][33]. Многие из них рассматривают правовое государство как фундамент демократии, обеспечивающий политические права, гражданские свободы, механизмы подотчётности правительства и, в конечном итоге, политическое равенство и низкий уровень злоупотреблений властью[15]. Одним из главных отличий имитационной демократии является слабость правового государства, так что отдельные органы власти могут отменять или обходить законы, которые регулируют полномочия этих органов[37]. Это, в частности, открывает возможности для манипуляций системой правосудия и СМИ, чтобы вознаграждать лояльных режиму и наказывать оппозицию без оглядки на правовые процедуры[38]. Не ограниченная правом прямая демократия также несёт в себе риск принятия эмоциональных решений в ущерб долгосрочным интересам[24].

 

56. Правление законов и верховенство права.

57. Общая характеристика современной российской государственности

 

В настоящее время Российская государственность переживает период радикальных реформ. На основе новой Конституции, одобренной на референдуме 12 декабря 1993 года, завершается формирование новой системы власти. Новое политическое и правовое содержание приобрел по Конституции 1993 г. институт Президента, полномочия которого существенно расширены.

По-новому выражены в Конституции роль и место Правительства. Оно стало самостоятельным конституционным институтом, способным нести всю полноту ответственности за принимаемые решения.

В декабре 1993 года в России появился парламент - Федеральное Собрание Российской Федерации, действующий на основе принципа разделения властей.

Идет развитие федеративных отношений. Реформируется система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Обновляется и реформируется система правосудия.

Однако, очевидно и другое. В ходе реформ наметились и крайне негативные процессы. Нерешительность власти и слабость государства сводят «на нет» экономические и другие реформы. Центр и территории, региональные и местные власти все еще соревнуются между собой за полномочия. А за их часто взаимоуничтожающей схваткой наблюдают те, кому выгодны беспорядок и произвол, кто использует отсутствие эффективного государства в собственных целях. «Вакуум власти, - отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, - привел к перехвату государственных функций частными корпорациями кланами. Они обросли собственными теневыми группами, группами влияния, сомнительными службами безопасности, использующими незаконные способы получения информации.

Между тем государственные функции и государственные институты тем и отличаются от предпринимательских, что не должны быть куплены или проданы, приватизированы или переданы в пользование, в лизинг. На государственной службе нужны профессионалы, для которых единственным критерием деятельности является закон. Иначе государство открывает дорогу коррупции. И может наступить момент, когда оно просто переродится, перестанет быть демократическим»[1].

58. Социальные нормы: понятие, классиф-я

 

Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы. Наука теории государства и права не выработала единого понятия термина «социальная норма», можно встретить в юридической литературе различные трактовки рассматриваемого понятия. Так, под социальной нормой Попков В.Д. понимает «правило социально значимого поведения членов общества», подобное понятие дается также Венгеровым А.Б. и Нерсесянцем В.С.. А.В.Малько под социальными нормами понимает «правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений». На наш взгляд приведенные определения не отражают всех признаков социальной нормы, поэтому их нельзя считать полными. Используя общелогические методы исследования, предлагается сделать анализ признаков, присущих социальной норме, а затем на их основе сформулировать определение понятия «социальная норма».

К признакам социальной нормы следует отнести:

1.Социальные нормы являются общими правилами – они устанавливают правила поведения в обществе, определяя каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц;

2.Социальные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, то есть направлены на регулирование общественных отношений;

3.Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей;

4.Они возникают в процессе исторического развитии и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер;

5.Социальные нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. Известный немецкий социолог М.Вебер считал, что именно культура позволяет людям придать смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействии людей. Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения не нужно специальных познаний, чтобы заметить различия социальных норм, принадлежащим разным культурным традициям (например, европейской и азиатской). Однако, как справедливо отмечает Тарасова Н.Н., «существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа», что в частности присуще и России как многонациональной стране.

6.Харктер организации общества в большей мере влияет на значимость того или иного вида норм в обществе. На связи норм в социальной нормативной системе.

Таким образом, социальные нормы – это связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют, различные способы возникновения и разные основы возникновения, в этой связи как для теории, так и для практической деятельности важны классификации социальных норм. Классификация – это научный прием, позволяющий распределить объекты по типам, классам, видам, с учетом их основных характеристик. Существует множество классификаций социальный норм, предлагаемых учеными в юридической литературе, такое многообразие классификаций можно объяснить тем, что в основу той или иной классификации положены различные классификационные критерии. Наиболее распространена их систематизация по двум критериям:

1. По сфере действия социальных норм различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений – предмета регулирования. Экономические нормы имеют особое значение для нашей страны в условиях становления рыночной экономики и являются саморегулирующимися началами хозяйственной деятельности общества. Политические нормы призваны регулировать отношения социальных групп, граждан к государственной власти, отношения между народами, участие народа в целом и отдельно взятых социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Религиозные нормы регулируют отношения верующих людей к Богу, церкви, друг другу, строение и функции религиозных организаций. Религиозные нормы имеют большое значение. Существование различных вероисповеданий и направлений диктует необходимость выделения свода морально-этических установлений – составной части религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с древнейших этапов развития человечества. Особую роль в возможности существования и признания религиозных норм сыграло положение «Всеобщей декларации прав человека»: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждение как единолично. Так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».;

2. По механизму (или регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Здесь различие кроется в процессе формирования норм, формы их фиксации, характера регулятивного воздействия и способах и методах обеспечения.

Не смотря на выделенные классификации, важно понимание целостности и динамичности всей системы социальных норм, поскольку она является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека и наконец стимулирования роста благосостояния народа. Значение анализа классификаций в рамках данной работы в том, чтобы выявить значение каждой группы социальных норм, определить их роль в процессе регуляции общественных отношений, возможные варианты их взаимодействия и раскрыть комплексные свойства входящих в систему составных частей.

 

59. Право и мораль

Право и мораль. Связь между правом и моралью обусловле­на той ролью, которую мораль занимает в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в этой сис­теме. В сравнении с иными социальными нормами у нее (морали) наиболее обширная сфера действия. Лишь небольшие участки со­циальной действительности свободны от моральных оценок. Ска­занное означает, что сферы действия права и морали в значитель­ной мере пересекаются. Однако, действуя зачастую в одних и тех же сферах, мораль и право остаются самостоятельными суверен­ными нормативно-регулятивными образованиями (С.С. Алексеев).

Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регу­ляции, представленный совокупностью норм и принципов, рас­пространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Справедливо замечено, что общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Мораль (нравственность) воплощает в своих нормах абсолютные ценнос­ти, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине правомочна оце­нивать право с точки зрения его соответствия требованиям спра­ведливости и моральным ожиданиям.

Формирование морали имеет естественно-историческое проис­хождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей, в про­цессе которой апробированные опытом человеческого общежития ценности и идеалы закрепляются в общественном и индивидуаль­ном сознании в виде определенных взглядов, нравственных пред­ставлений и ожиданий. Субъект формирует моральные нормы и сам же обращает их на себя. Формирование права также имеет естественно-историческую основу. Вместе с тем позитивное право (право, содержащееся в актах правотворческих органов государ­ства) нередко заключает в себе нормы, противоречащие ценностям и приоритетам человеческой личности. По этой причине право и мораль сохраняют принципиальные расхождения.

Право и мораль по-разному оценивают поведение. Мораль оценивает поступки и действия людей с позиции моральных импе­ративов: «добрые» и «плохие», «справедливые» и «несправедли­вые», «честные» и «бесчестные», «добросовестные» и «недобросо­вестные» и т.д. Оценочными категориями права выступают «пра­вомерное» и «неправомерное», «законное» и «незаконное», «юри­дически допустимое» и «юридически запрещенное».

У морали в отличие от права нет специализированных про­водников ее норм и принципов. Мораль воспроизводится силой убеждений, привычек, нравственного долга и т.п. Право приме­няется специальными учреждениями государства с использова­нием специальных средств и механизмов. Однако у права нет самого мощного проводника, коим для морали является совесть человека. Право может рассчитывать на чувство законности, но последнее в отличие от совести не относится к статусным каче­ствам человека.

Мораль - универсальный регулятор и ее влияние распростра­няется на все или почти все сферы поступков и действий человека. Право действует все же избирательно. Есть сферы, недоступные для его воздействия, либо же его влияние достаточна специфично. Так, обращенное ко всем и к каждому безусловное требование одной из заповедей христианской морали «чти отца своего и мать свою» в праве находит своеобразное воплощение. Семейный кодекс РФ, Конституция РФ возлагают на совершеннолетних трудоспособных детей юридическую обязанность заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Большего от права нельзя требовать, иначе оно потеряет свою юридическую самобытность, пре­вратившись в свод рекомендательных норм и пожеланий.

От морали право отличается государственной обеспеченнос­тью. В этом, думается, заключено его принципиальное отличие не только от морали, но и от всякого иного социального регулятора. Возлагая на физических и юридических лиц обязанность, право располагает такими инструментами воздействия, которые позволяют ему добиться требуемого поведения. Исторически право потому и возникло, что в новых условиях иные регуля­торы, в том числе и мораль, оказывались недостаточными для обеспечения организованности и порядка, защиты производителя от частного случая и произвола. Свойства права отвечали этому требованию.

Право в отличие от морали, религии не терпит конкуренции. Партикуляризм в принципе не приемлем для правовой системы. Юридическая система (как и система права), поэтому может быть только одна в обществе. Моральных же или религиозных систем может быть несколько: господствующая мораль, корпоративная, мораль правящей элиты и управляемых, или, как иначе сказал немецкий философ Фридрих Ницше, «мораль господ и мораль рабов».

Являясь приоритетными типами нормативного регулирова­ния, право и мораль оказывают взаимное влияние друг на друга. Формула такого влияния может быть выражена следующим об­разом: мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах (и соответственно требовать исполнения) безнравственных поступков.

Влияние морали на право придает ему моральную направлен­ность. Моральная ценность права заключается в том, что его нормы и институты призваны юридическими средствами и меха­низмами гарантировать действенность прав и свобод человека и гражданина, обеспечить возможность пользования ими, исклю­чить произвольное вмешательство в частную жизнь и сферу лич­ной свободы. Моральный долг права заключается в том, чтобы утверждать и проводить в жизнь требования социальной справед­ливости. В этом смысле право должно стать выражением «норма­тивно закрепленной справедливости» (Р.З.Лившиц).

Сближение права и морали вместе с тем не означает, что право должно превратиться в саму мораль. Такое сближение имеет свои границы, за пределами которых право рискует утратить свою уни­кальность.

 

60. Право и религиозные нормы

Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, установленных различными религиозными конфессиями, и обязательные для исполнения, исповедующих ту или иную веру. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний духовенства (постановления соборов, конференций и др.), а также в произведениях религиозных писателей. Этими нормами регламентируются отправление религиозных обрядов, порядок церковной службы, организация и деятельность религиозных общин, церквей, групп верующих и т. п. Ряд религиозных установлений (заповеди) имеют моральное содержание.

Истории известны целые эпохи, когда религиозные нормы выполняли роль права, регулировали политические, государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и иные общественные отношения. Отделение правовых норм от религиозных произошло тогда, когда стали различать «преступление и грех». Это различие было выработано в римском праве1.

В некоторых исламских странах и сегодня Коран и Сунна – основа регулирования всех сторон жизни мусульман (Саудовская Аравия и др.).

Право в цивилизованном мире относится отрицательно к псевдорелигиозным организациям, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и превращающим человека в слепого исполнителя воли «мастера», «учителя» и стоящих за ними псевдопроповедников веры в Бога.

Различие между правом и религией очевидно. Религиозные нормы распространяются только на верующих определенной конфессии. Например, предписания Корана – на исповедующих ислам, и т. д. Различен и механизм действия религиозных норм, которые предписывают вести себя, ссылаясь на высший авторитет – Бога, а правовые нормы – это нормы, установленные и гарантированные государством.

Религиозным объединениям может предоставляться определенный статус, зафиксированный в их уставах. Они на основании нормативных актов могут иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей.

Верующие могут беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, похоронами, и другие, однако юридического значения они не имеют.

По данным «Всемирной христианской энциклопедии», христианство остается в мире самой распространенной религией. За период с 1900 по 2000 г. число христиан в глобальном масштабе увеличилось с 555 млн (32,2% тогдашнего населения) до 1,9 млрд человек (31% населения). За этот же период число лиц, исповедующих ислам, увеличилось с 200 млн (12,3%) до 1,2 млрд (19,6%). Из других религий наибольшее распространение имеют индуизм – 811 млн, буддизм – 60 млн, сикхизм – 23 млн и иудаизм – 14 млн.

61 Правосознание: понятие и структура

Правосознание это форма общественного сознания, совокупность идей и эмоций в которых выражается отношений людей к правовым явлениям – законам, правомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию.

Правовое сознание и правовая культура занимают самостоятельное место в механизме правового регулирования.

Несомненна роль правосознания в качестве элемента механизма правового воздействия. Правосознание является специфической формой общественного сознания.

Право и правосознание тесно связаны между собой. Требования общественной жизни проходят через волю и сознание людей, участвующих в осуществлении правотворческой деятельности органов государства, и только после этого получают выражение в качестве юридических норм. Однако правосознание не является общезначимым масштабом поведения, каковым является право. Регулирующая роль правосознания практически сводится к идеологическому воздействию. Правосознание тесно связано с правом и моралью, находится как бы на стыке этих общественных явлений. Правосознание родственно морали, поскольку содержится в общественном сознании, представляя собой систему оценочных суждений, посредством которых регулирует поведение членов общества таким же образом, как это поведение регулируется нормами морали.

Правосознание как часть механизма правового воздействия не характеризуется специфическими юридическими, нормативно-регулирующими свойствами. Правосознание - это связующее звено между нормативными предписаниями, выражающими волю законодателя, и реальными общественными отношениями.

Правосознание оказывает серьезное мотивационное воздействие на поведение людей. При этом правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей как вместе с нормами права, наряду с ними, так иногда и вопреки им.

Правосознание - это система взглядов, представлений, чувств, установок, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву, к иным правовым явлениям, к поведению людей как правомерному или противоправному.

По сути правосознание представляет собой всякое субъективное отношение людей к праву.

Date: 2015-07-27; view: 878; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию