Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предпосылки возникновения марксистского учения. Экономические идеи первых социалистов-утопистов (К.А. Сент-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуен)
XIX век, век промышленного переворота, утверждения капиталистических отношений во всех ячейках общества. Период бурного развития промышленности, внедрение техники в с/х. Мир капиталистических стран был весь в строительстве, возникает тысячи заводов и фабрик, получают развитие пароходство, строятся ж/д. В силу применения машин меняется место человека в производстве. Уходит в прошлое сословия и иерархия, граждане буржуазных государств получают юридически равные экономические и политические права. В целом капиталистические государства имеют тенденцию прогрессивного и поступательного движения. Но на этом фоне наблюдается и иная картина. Ужасное, обездоленное положение лиц наемного труда, огромный разрыв в доходах между богатыми и бедными, жесточайшая эксплуатация наёмных работников (16 часовой рабочий день на фабриках и заводах; низкая заработная плата, которая позволяла семье лишь только не умереть с голода; использование за мизерную плату детского и женского труда; варварские условия труда; высокая и ранняя смирность), все это не могло не вызвать к жизни протесты, желание переустроить как можно быстрее данное общество. Закономерно появляются и идеологи такого переустройства, создающие свои теоретические концепции. Начало XIX века - период создания первых социалистических учений, которые в советской общественной мысли утвердились под названием "утопический социализм". Сен-Симон рассматривал историю общества, как процесс, в котором происходит смена одного периода другим, более высокого уровня. По его мнению, буржуазная революция не закончилась, ибо у власти остались крупные буржуа. Отсюда главная задача промышленников (предпринимателей, ученых, трудящихся) вместе все королевской властью свергнуть крупную буржуазию. В его обществе допускается частная собственность, но нет места ростовщикам и землевладельцам.Ш.Фурье (1772-1837 гг.), торговый служащий, гениальный самоучка. В исходной позиции Ш.Фурье лежит 3 группы страстей: 1. страсти материальные и чувствительные, связанные с органами чувств; 2. страсти привязанности, влечения души; 3. страсти верховные, распределительные (новаторство, соревнование, энтузиазм). По мнению Ш.Фурье, человечество прошло следующие стадии развития - дикость, патриархат, варварство, цивилизация. На каждой стадии развития преобладает своя группа страстей. Крупная индустрия - основа достижения гармонии человеческих страстей. Двигатель общественного прогресса - появление гения, его деятельности. Ш.Фурье, как никто другой, яростно и беспощадно критиковал капитализм за его раздробленность и анархию производства, нищету рабочих и паразитизм богатых. Экономические кризисы он называл бедствием при изобилии. В то же время, Ш.Фурье противник революционных потрясений, считал, что двигателем прогресса являются реформы. Ш.Фурье обрисовал контуры своего нового общества: - население распадается на фаланги (общины) по 2000 человек; - каждая община решает что производить; - в фаланге имеет место частная собственность и владельцы капитала получают доход; – в обществе происходит сочетание умственного и физического труда. Р.Оуэн (1771-1858 гг.) теоретик и практик социалистических преобразований.Р.Оуэн выступал против всех частных собственников, считал, что новый общественный строй может существовать и без капиталистов. Р. Оуэн - противник классовой борьбы, выступает за мирные реформы "сверху". Р.Оуэн выдвинул целый ряд практических предложений. Он стал инициатором принятия фабричного законодательства об ограничении рабочего дня, по запрещению ночного труда женщин и детей, сделал попытку на практике осуществить идеи о переустройстве общества. Как ярый противник денег, в которых усматривал корень зла предлагал заменить их трудом, создав так называемые рабочие деньги. Они мыслились как квитанции на которых значится, сколько часов труда затрачено на производство того или иного товара. Новый общественный строй Р.Оуэна - строй, где не будет нищеты и безработицы. Этот строй он называл социалистическим, а его ячейкой считал кооперативную общину, в которой население должно заниматься как с/х так и промышленным трудом. Date: 2015-07-27; view: 415; Нарушение авторских прав |