Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ исходного состояния деятельности учителя на основе выявления противоречий





I. Введение

Мой педагогический стаж работы 15 лет. Из них 12 лет я работаю в МОУ «СОШ №109» учителем информатики и математики.

С 2005 года наша школа является ОЭП по теме «Проектная деятельность как основа формирования ключевых компетенций учащихся в условиях образовательного пространства МОУ «СОШ №109». Коллективом принята программа развития «Компетентностный подход как средство формирования социально успешной личности» на период 2005-2010 годов. Как учитель, ведущий непрофильный предмет «Информатика и ИКТ» в профильном социально-гуманитарном классе, я включилась в работу школы в рамках областной экспериментальной площадки, программы развития по направлению информатизация системы образования.

В рамках федерального проекта «Информатизация системы образования» в 2005 году в школе составлена программа информатизации школы, которая реализуется и в настоящее время. В рамках национального проекта «Образование» школа была оснащена современным компьютерным оборудованием, а в 2007 году в школы Челябинской области были поставлены первые лего-конструкторы «Перворобот». Как учитель информатики, я, конечно же, сразу начала процесс освоения нового оборудования и применения его в образовательном процессе.

На момент начала освоения основ робототехники в моей работе наметился ряд противоречий:

1) Во время появления первых наборов RCX в школе учитель и ученики оказались в информационном вакууме: источники информации по теме «Робототехника» в сети на русском языке исчислялись единицами, не было ни разработанных программ, ни пособий. Учителя остро нуждались в курсах повышения квалификации по данному направлению. Четко обозначилось несоответствие между необходимостью включения робототехники в образовательный процесс для приобретения учащимися образовательных результатов, востребованных на рынке труда, и неразработанностью этих вопросов в педагогической науке. Данное противоречие определило актуальность моего опыта на научно-теоретическом уровне.

2) Требования времени и общества к информационной компетентности учащихся постоянно возрастают. Ученик должен быть мобильным, современным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь. Однако реальное состояние сформированности информационной компетентности моих учеников (в контексте применения робототехники) не позволяло им соответствовать указанным требованиям. Данное противоречие определило актуальность моего опыта на социально-педагогическом уровне.

3) Все изученные мной источники по применению наборов «Перворобот», базировались на подготовке учащихся к различным этапам (муниципальным, региональным) международных состязаний лего-роботов (World Robot Olympiad). Однако в период между соревнованиями необходимо обеспечить эффективное обучение учащихся азам робототехники и применению полученных знаний для разработки и внедрения инноваций в дальнейшей жизни. При этом методических пособий для обучения учащихся на различных ступенях обучения не было. То есть возникла острая необходимость их разработки, внедрения и апробации. Данное противоречие определило актуальность моего опыта на научно-методическом уровне.

«Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире»

Д. А. Медведев

Информатизация всех сфер общества, интенсификация учебной деятельности определяют процесс модернизации и новое видение роли основного общего образования. Целью политики модернизации в среднесрочной перспективе, как отмечалось в Федеральной программе развития образования на 2006-2010 гг., является «обеспечение конкурентоспособности России на мировом уровне». Правительственная стратегия модернизации образования предполагает обновление содержания образования на основе «ключевых компетенций», которые в личностном плане проявляются как компетентности. Ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Такую компетентностную стратегию образования легко реализовать в образовательной среде робототехника.

Таким образом, актуальность моего опыта определяется возрастанием следующих противоречий: социально-педагогического характера – между требованиями общества модели выпускника современной школы и реальным уровнем сформированности ключевых компетенций учащихся; научно-теоретического характера – между включения робототехники в образовательный процесс для приобретения учащимися образовательных результатов, востребованных на рынке труда, и неразработанностью этих вопросов в педагогической науке; научно-методического характера – между большим потенциалом курса робототехники для осуществления деятельностного подхода в образовании, и недостаточностью содержательно-методического обеспечения процесса формирования искомой компетентности учащихся в теории и практике.


Из противоречий вытекает проблема опыта: как обеспечить эффективное изучение курса робототехники и практическое применение учениками знаний этого курса для разработки и внедрения инноваций в дальнейшей жизни?

Важность и актуальность проблемы послужили основанием для определения темы опыта: «Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы».

Цель опыта: Определить место и роль робототехники в современной школе. Теоретически разработать и экспериментально апробировать пути внедрения робототехники в образовательное пространство школы.

Объект опыта: образовательные результаты учеников в области робототехники, актуальные на рынке труда. Готовность выпускников школы к разработке и внедрению инноваций в дальнейшей жизни.

Предмет опыта: педагогическое обеспечение процесса внедрения робототехники в образовательное пространство школы.

Сущность опыта состоит в том, чтобы разработать программы разделов курса и методические материалы для учителя и учащихся.

Конечный практический результат опыта: успешное внедрение робототехники в образовательное пространство школы.

Начиная работу по заявленной теме, я выдвинула следующую гипотезу: Формирование информационной компетентности учащихся (в контексте применения робототехники) будет успешным при выполнении следующих условий:

1) Готовности учителя к самообразованию.

2) Необходимо пересмотреть используемые технологии, средства и методы обучения и выбрать наиболее подходящие при изучении основам робототехники.

3) Необходимо четко определить место и роль робототехники в образовательном пространстве школы.

4) Успешность реализации определяется комплексом педагогических условий:

· разработка курса «Образовательная робототехника»;

· включение курса в учебный и внеучебный процесс.

 

В соответствии с целью опыта и выдвинутой гипотезой передо мной ставились следующие задачи:

· Определить роль и место робототехники в современной школе.

· Определить тему самообразования как «Изучение основ робототехники, условий и возможностей встраивания ее в образовательный процесс»

· Изучить основы лего-конструирования и программирования.

· Рассмотреть возможные пути внедрения робототехники в образовательное пространство школы и выбрать оптимальный.

· Разработать курс «Образовательная робототехника» и апробировать в учебном и внеучебном процессе.

· Обобщить и распространить опыт внедрения и использования робототехнологий в образовательном процессе.

Нормативно-правовая база опыта:

· Федеральные законы «Об образовании», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».


· Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.

· Федеральная программа развития образования до 2010 г.

· Национальный проект «Информатизация системы образования»

· Стандарты по информатике и ИКТ основного общего и среднего (полного) образования профильного уровня.

· Примерные программы по информатике и ИКТ основного общего и среднего (полного) об образовании базового и профильного уровня..

· Примерные требования к программам дополнительного образования детей Министерства образования РФ №06-1844 от 11.12.2006г.;

· Программа развития школы «Компетентностный подход как средство формирования социально успешной личности» на период 2005-2010 годов.

· Программа информатизации школы на 2005-2010 гг.

· Устав МОУ «СОШ №109».

Теоретико-методологическая основа опыта: теория учебной деятельности (А. Н. Леонтьев и др.), теория методов обучения (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер и др.); теория педагогических систем (В. П. Беспалько, Ю. А. Конаржевский).

Существенным образом работа опиралась на труды, посвященные: классификации форм обучения (В. А. Сластенин, В. К. Дьячеко, И. М. Чередова), методике обучения информатике (Л. Л. Босова, А. А. Кузнецов и др.); использованию мультимедиа при формировании компетентностей (О. Г. Смолянинова); методу учебных проектов (Е. С. Полат); современной дидактике (М. М. Поташник, А. В. Хуторской, Г. К. Селевко).

Основной отправной точкой при создании курса стали труды коллег по основам робототехники: Ю. А. Выдриной г. Чебаркуль, С. Г. Шевалдиной г. Аша, Л. Е. Соловьевой г. Миасс, С. А. Филиппова г. Санкт- Петербург.

Этапы становления опыта:

На первом этапе (2006-2007 г.) – осуществлялся поиск необходимой информации, знакомство с лего-конструкторами «Перворобот», изучалась роль и место курса робототехники. Определялись объект, предмет, цель, задачи и база опыта, происходил подбор методик и технологий обучения учащихся.

На втором этапе (2007-2008 г.) – происходило обучение автора основам робототехники, разрабатывались программы работы кружка на первый и второй годы обучения, выбирались наиболее подходящие технологии, средства и методы обучения при изучении основам робототехники.

На третьем этапе (2008-2009 г.) – создавались учебно-методические материалы для занятий кружка, их апробация и внедрение, разрабатывались программы элективного курса «Программирование в робототехнике», изучались возможности встраивания робототехники в предмет «Информатика и ИКТ», определялись разделы курса информатики и ИКТ, на которых возможно применение робототехники.

На четвертом этапе (2010-2011 г.) – разработаны программы работы кружка на третий и четвертый годы обучения и учебно-методических материалов к ним, создаются учебно-методические материалы для занятий элективного курса, разрабатывается комплекс уроков и методических материалов для встраивания основ робототехники в разделы курса информатики и ИКТ.


Распространение опыта происходило на втором и третьем этапах.

Новизна опыта состоит в том, что:

· Изучено и определено место и роль робототехники в современной школе.

· Рассмотрены технологии и методы обучения и выбраны наиболее подходящие при изучении основам робототехники.

· Разработан, апробирован и внедрен курс «Образовательная робототехника» во внеучебный процесс.

· Разработаны методы встраивания робототехники в курс информатики и ИКТ.

Теоретическая значимость опыта заключается в:

· определении места и роли робототехники в образовательном пространстве школы;

· обосновании технологий, форм и методов обучения основам робототехники;

· определении тем курса информатика и ИКТ, для встраивания образовательной робототехники.

 

Практическая значимость опыта заключается в:

· разработке структуры курса «Образовательная робототехника» для ее внедрения в образовательное пространство школы;

· разработанных методических материалов, для внедрения робототехники в образовательное пространство школы, которые могут быть использованы любой школой в работе.

Комплекс условий, обеспечивающий распространение опыта.

1. Готовность педагога к постоянному самообразованию, повышению своей профессиональной компетентности в области высоких технологий, развитие информационной культуры учителя, готового решать новые педагогические задачи. Прохождение курсов повышения квалификации в различной форме (очная и дистанционная).

2. Развитая учебно-методическая база учреждения (наличие современных компьютерных классов, АРМ учителя предметника, наличие достаточного количества конструкторов, ПО к ним, полей для соревнований, выхода в Интернет, наличие интерактивных средств обучения)

3. Востребованность данного курса педагогами школы, города, области, активно внедряющих данное направление в образовательное пространство школ.

4. Выступление педагога по обобщению опыта на семинарах, видеоконференциях различного уровня.

Индикативными показателями успешности опыта, считаю:

1. Показатели мотивации учебной деятельности.

2. Показатели сформированности ОУУН.

3. Результаты участия в олимпиадах и конкурсах по робототехнике.

 

 

II. Содержание инновационного педагогического опыта работы.

 







Date: 2015-07-27; view: 852; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию