Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ исходного состояния деятельности учителя на основе выявления противоречийСтр 1 из 16Следующая ⇒
I. Введение Мой педагогический стаж работы 15 лет. Из них 12 лет я работаю в МОУ «СОШ №109» учителем информатики и математики. С 2005 года наша школа является ОЭП по теме «Проектная деятельность как основа формирования ключевых компетенций учащихся в условиях образовательного пространства МОУ «СОШ №109». Коллективом принята программа развития «Компетентностный подход как средство формирования социально успешной личности» на период 2005-2010 годов. Как учитель, ведущий непрофильный предмет «Информатика и ИКТ» в профильном социально-гуманитарном классе, я включилась в работу школы в рамках областной экспериментальной площадки, программы развития по направлению информатизация системы образования. В рамках федерального проекта «Информатизация системы образования» в 2005 году в школе составлена программа информатизации школы, которая реализуется и в настоящее время. В рамках национального проекта «Образование» школа была оснащена современным компьютерным оборудованием, а в 2007 году в школы Челябинской области были поставлены первые лего-конструкторы «Перворобот». Как учитель информатики, я, конечно же, сразу начала процесс освоения нового оборудования и применения его в образовательном процессе. На момент начала освоения основ робототехники в моей работе наметился ряд противоречий: 1) Во время появления первых наборов RCX в школе учитель и ученики оказались в информационном вакууме: источники информации по теме «Робототехника» в сети на русском языке исчислялись единицами, не было ни разработанных программ, ни пособий. Учителя остро нуждались в курсах повышения квалификации по данному направлению. Четко обозначилось несоответствие между необходимостью включения робототехники в образовательный процесс для приобретения учащимися образовательных результатов, востребованных на рынке труда, и неразработанностью этих вопросов в педагогической науке. Данное противоречие определило актуальность моего опыта на научно-теоретическом уровне. 2) Требования времени и общества к информационной компетентности учащихся постоянно возрастают. Ученик должен быть мобильным, современным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь. Однако реальное состояние сформированности информационной компетентности моих учеников (в контексте применения робототехники) не позволяло им соответствовать указанным требованиям. Данное противоречие определило актуальность моего опыта на социально-педагогическом уровне. 3) Все изученные мной источники по применению наборов «Перворобот», базировались на подготовке учащихся к различным этапам (муниципальным, региональным) международных состязаний лего-роботов (World Robot Olympiad). Однако в период между соревнованиями необходимо обеспечить эффективное обучение учащихся азам робототехники и применению полученных знаний для разработки и внедрения инноваций в дальнейшей жизни. При этом методических пособий для обучения учащихся на различных ступенях обучения не было. То есть возникла острая необходимость их разработки, внедрения и апробации. Данное противоречие определило актуальность моего опыта на научно-методическом уровне. «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» Д. А. Медведев Информатизация всех сфер общества, интенсификация учебной деятельности определяют процесс модернизации и новое видение роли основного общего образования. Целью политики модернизации в среднесрочной перспективе, как отмечалось в Федеральной программе развития образования на 2006-2010 гг., является «обеспечение конкурентоспособности России на мировом уровне». Правительственная стратегия модернизации образования предполагает обновление содержания образования на основе «ключевых компетенций», которые в личностном плане проявляются как компетентности. Ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Такую компетентностную стратегию образования легко реализовать в образовательной среде робототехника. Таким образом, актуальность моего опыта определяется возрастанием следующих противоречий: социально-педагогического характера – между требованиями общества модели выпускника современной школы и реальным уровнем сформированности ключевых компетенций учащихся; научно-теоретического характера – между включения робототехники в образовательный процесс для приобретения учащимися образовательных результатов, востребованных на рынке труда, и неразработанностью этих вопросов в педагогической науке; научно-методического характера – между большим потенциалом курса робототехники для осуществления деятельностного подхода в образовании, и недостаточностью содержательно-методического обеспечения процесса формирования искомой компетентности учащихся в теории и практике. Из противоречий вытекает проблема опыта: как обеспечить эффективное изучение курса робототехники и практическое применение учениками знаний этого курса для разработки и внедрения инноваций в дальнейшей жизни? Важность и актуальность проблемы послужили основанием для определения темы опыта: «Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы». Цель опыта: Определить место и роль робототехники в современной школе. Теоретически разработать и экспериментально апробировать пути внедрения робототехники в образовательное пространство школы. Объект опыта: образовательные результаты учеников в области робототехники, актуальные на рынке труда. Готовность выпускников школы к разработке и внедрению инноваций в дальнейшей жизни. Предмет опыта: педагогическое обеспечение процесса внедрения робототехники в образовательное пространство школы. Сущность опыта состоит в том, чтобы разработать программы разделов курса и методические материалы для учителя и учащихся. Конечный практический результат опыта: успешное внедрение робототехники в образовательное пространство школы. Начиная работу по заявленной теме, я выдвинула следующую гипотезу: Формирование информационной компетентности учащихся (в контексте применения робототехники) будет успешным при выполнении следующих условий: 1) Готовности учителя к самообразованию. 2) Необходимо пересмотреть используемые технологии, средства и методы обучения и выбрать наиболее подходящие при изучении основам робототехники. 3) Необходимо четко определить место и роль робототехники в образовательном пространстве школы. 4) Успешность реализации определяется комплексом педагогических условий: · разработка курса «Образовательная робототехника»; · включение курса в учебный и внеучебный процесс.
В соответствии с целью опыта и выдвинутой гипотезой передо мной ставились следующие задачи: · Определить роль и место робототехники в современной школе. · Определить тему самообразования как «Изучение основ робототехники, условий и возможностей встраивания ее в образовательный процесс» · Изучить основы лего-конструирования и программирования. · Рассмотреть возможные пути внедрения робототехники в образовательное пространство школы и выбрать оптимальный. · Разработать курс «Образовательная робототехника» и апробировать в учебном и внеучебном процессе. · Обобщить и распространить опыт внедрения и использования робототехнологий в образовательном процессе. Нормативно-правовая база опыта: · Федеральные законы «Об образовании», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». · Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. · Федеральная программа развития образования до 2010 г. · Национальный проект «Информатизация системы образования» · Стандарты по информатике и ИКТ основного общего и среднего (полного) образования профильного уровня. · Примерные программы по информатике и ИКТ основного общего и среднего (полного) об образовании базового и профильного уровня.. · Примерные требования к программам дополнительного образования детей Министерства образования РФ №06-1844 от 11.12.2006г.; · Программа развития школы «Компетентностный подход как средство формирования социально успешной личности» на период 2005-2010 годов. · Программа информатизации школы на 2005-2010 гг. · Устав МОУ «СОШ №109». Теоретико-методологическая основа опыта: теория учебной деятельности (А. Н. Леонтьев и др.), теория методов обучения (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер и др.); теория педагогических систем (В. П. Беспалько, Ю. А. Конаржевский). Существенным образом работа опиралась на труды, посвященные: классификации форм обучения (В. А. Сластенин, В. К. Дьячеко, И. М. Чередова), методике обучения информатике (Л. Л. Босова, А. А. Кузнецов и др.); использованию мультимедиа при формировании компетентностей (О. Г. Смолянинова); методу учебных проектов (Е. С. Полат); современной дидактике (М. М. Поташник, А. В. Хуторской, Г. К. Селевко). Основной отправной точкой при создании курса стали труды коллег по основам робототехники: Ю. А. Выдриной г. Чебаркуль, С. Г. Шевалдиной г. Аша, Л. Е. Соловьевой г. Миасс, С. А. Филиппова г. Санкт- Петербург. Этапы становления опыта: На первом этапе (2006-2007 г.) – осуществлялся поиск необходимой информации, знакомство с лего-конструкторами «Перворобот», изучалась роль и место курса робототехники. Определялись объект, предмет, цель, задачи и база опыта, происходил подбор методик и технологий обучения учащихся. На втором этапе (2007-2008 г.) – происходило обучение автора основам робототехники, разрабатывались программы работы кружка на первый и второй годы обучения, выбирались наиболее подходящие технологии, средства и методы обучения при изучении основам робототехники. На третьем этапе (2008-2009 г.) – создавались учебно-методические материалы для занятий кружка, их апробация и внедрение, разрабатывались программы элективного курса «Программирование в робототехнике», изучались возможности встраивания робототехники в предмет «Информатика и ИКТ», определялись разделы курса информатики и ИКТ, на которых возможно применение робототехники. На четвертом этапе (2010-2011 г.) – разработаны программы работы кружка на третий и четвертый годы обучения и учебно-методических материалов к ним, создаются учебно-методические материалы для занятий элективного курса, разрабатывается комплекс уроков и методических материалов для встраивания основ робототехники в разделы курса информатики и ИКТ. Распространение опыта происходило на втором и третьем этапах. Новизна опыта состоит в том, что: · Изучено и определено место и роль робототехники в современной школе. · Рассмотрены технологии и методы обучения и выбраны наиболее подходящие при изучении основам робототехники. · Разработан, апробирован и внедрен курс «Образовательная робототехника» во внеучебный процесс. · Разработаны методы встраивания робототехники в курс информатики и ИКТ. Теоретическая значимость опыта заключается в: · определении места и роли робототехники в образовательном пространстве школы; · обосновании технологий, форм и методов обучения основам робототехники; · определении тем курса информатика и ИКТ, для встраивания образовательной робототехники.
Практическая значимость опыта заключается в: · разработке структуры курса «Образовательная робототехника» для ее внедрения в образовательное пространство школы; · разработанных методических материалов, для внедрения робототехники в образовательное пространство школы, которые могут быть использованы любой школой в работе. Комплекс условий, обеспечивающий распространение опыта. 1. Готовность педагога к постоянному самообразованию, повышению своей профессиональной компетентности в области высоких технологий, развитие информационной культуры учителя, готового решать новые педагогические задачи. Прохождение курсов повышения квалификации в различной форме (очная и дистанционная). 2. Развитая учебно-методическая база учреждения (наличие современных компьютерных классов, АРМ учителя предметника, наличие достаточного количества конструкторов, ПО к ним, полей для соревнований, выхода в Интернет, наличие интерактивных средств обучения) 3. Востребованность данного курса педагогами школы, города, области, активно внедряющих данное направление в образовательное пространство школ. 4. Выступление педагога по обобщению опыта на семинарах, видеоконференциях различного уровня. Индикативными показателями успешности опыта, считаю: 1. Показатели мотивации учебной деятельности. 2. Показатели сформированности ОУУН. 3. Результаты участия в олимпиадах и конкурсах по робототехнике.
II. Содержание инновационного педагогического опыта работы.
Date: 2015-07-27; view: 852; Нарушение авторских прав |